Образование и служение Автономной Православной Церкви в Эстонии

Первый Собор Эстонской Православной Церкви состоялся 21 марта 1919 г. и занимался упорядочением жизни Церкви в новых условиях.

19 мая 1919 г. Учредительное собрание Эстонии провозгласило образование Эстонской Республики. 2 февраля 1920 г. РСФСР и Эстонская Республика заключили мирный договор, определили советско-эстонскую границу и установили дипломатические отношения между двумя государствами. Советская сторона передала Эстонии исконно российскую часть Псковской губернии с расположенным здесь Псково-Печерским монастырем. Это решение советского правительства было продиктовано многими интересами, в том числе и желанием поставить заслон религиозному влиянию на население России одной из древнейших и глубоко почитаемых обителей.

10 мая 1920 г. Священный Синод и Высший Церковный Совет Русской Православной Церкви в соединенном присутствии обсудили каноническое положение частей бывшей Псковской епархии и Ревельского викариатства, оказавшихся в пределах новообразованного Эстонского государства, и приняли постановление, которое вместе с разъяснениями Священного Синода было передано специально приехавшему в июне в Москву представителю Православной Церкви в Эстонии П. И. Сеппу. В постановлении было сказано, что «ввиду того, что Эстонская Церковь как находящаяся в пределах самостоятельного государства фактически уже пользуется самостоятельностью во всех делах церковно-хозяйственных, церковно-административных, школьно-просветительских и церковно-гражданских, и в разъяснение постановления соединенного присутствия Священного Синода и Высшего Церковного Совета от 10 мая 1920 г. за № 183, признать Эстонскую Православную Церковь автономною впредь до разрешения вопроса об автокефалии ее Всероссийским Церковным Собором.

По примеру данного уже Православной Церкви Финляндии разрешения предоставить церковной власти Эстонии разрешать православным приходам, которые того пожелают, при праздновании церковных праздников пользоваться новым стилем» [726]980.

Представитель Православной Церкви в Эстонии передал Святейшему Патриарху Тихону приглашение посетить Таллин (Ревель) и принять участие в организационном Соборе и рукоположении первого архипастыря новоучрежденной Ревельской и Эстонской епархии. Святейший Патриарх 15 июня 1920 г. обратился в ВЧК с просьбой разрешить ему поездку в Таллин. Отрицательный ответ Секретного отдела за подписью М. И. Лациса последовал 17 июня и хранится до сих пор в Епархиальном архиве Эстонии.

По благословению Святейшего Патриарха Тихона в октябре 1920 г. епископом Ревельским и Эстонским Автономной Православной Церкви в Эстонии (АПЦЭ) избрали священника Преображенского храма Пярну (Пернов) Александра Паулуса. Это избрание было утверждено Святейшим Патриархом Тихоном 12/25 октября 1920 г. 5 декабря того же года в Таллине хиротонисали архимандрита Александра во епископа Ревельского и Эстонского архиепископ Псковский и Порховский Евсевий (Гроздов) и епископ Финляндский и Выборгский Серафим (Лукьянов). Святейший Патриарх Тихон возвел новопоставленного епископа Александра в сан архиепископа.

Правление АПЦЭ было возложено на ее исполнительный орган Синод, в который кроме архипастыря вошли и клирики и миряне, избираемые Собором Церкви и утверждаемые архиепископом. Через Синод осуществлялась связь между Автономной Православной Церковью в Эстонии, Святейшим Патриархом Тихоном и Автономной Финляндской Православной Церковью. Таким образом, автономия Православной Церкви в Эстонии была осуществлена в силу внутренних и внешних обстоятельств и сформирована священноначалием Русской Православной Церкви на безусловном каноническом основании. Это позволило Православной Церкви в Эстонии без ущерба для полноценной жизнедеятельности иметь необходимую связь со священноначалием Матери-Церкви в Москве, а в чрезвычайных обстоятельствах самостоятельно продолжать служение столько времени, сколько потребуется. Как уже отмечалось, в таком же сложном положении оказались и другие епархии Русской Православной Церкви, расположенные на территории новообразованных независимых государств: Финляндская и Выборгская, Рижская и Митавская, Варшавская и Привислинская и другие в пределах Польши. Святейший Патриарх Тихон и Священный Синод 11 февраля 1921 г. даровали широкую автономию Финляндской Православной Церкви, 21 июня 1921 г.— Православной Церкви в Латвии и 27 сентября 1921 г.— Православной Церкви в Польше.

В условиях широкой автономии Православная Церковь в Эстонии, как и остальные, смогла постепенно восстановить все стороны церковного бытия: епархиальную, приходскую и монастырскую жизнь, развить духовное просвещение и религиозное образование, благотворительность и служение милосердия. Исключительное место в жизни АПЦЭ занимали монастыри — важнейшие духовные центры, поддерживавшие в душах людей, стекавшихся в их благодатную ограду, ту спасительную веру, без которой, по слову апостола, угодить Богу невозможно (Евр. 11. 6).

В этот период в ведении АПЦЭ находились одна из древних особо почитаемых русских обителей Псково-Печерский Успения Божией Матери мужской монастырь (1473), Пюхтицкий Успенский женский монастырь (1891), Иверская женская община в Нарве. Многие священнослужители Автономной Эстонской Православной Церкви и благочестивые миряне посещали святые обители Русской Православной Церкви, расположенные в епархиях западной части бывшей Российской империи: рижский Свято-Троицкий женский монастырь (1891), виленский Свято-Духовский мужской монастырь (1597) и Почаевскую Успенскую лавру (1240). Но наибольшее стечение паломников из Эстонии ежегодно происходило 28 июня, на день памяти основателей Валаамского Свято-Преображенского мужского монастыря (XII в.) преподобных чудотворцев Сергия и Германа. Господь судил мне в детстве вместе с родителями дважды побывать в обители, духовное влияние которой во многом предопределило мой дальнейший жизненный путь.

Первоочередной пастырской заботой в Автономной Эстонской Православной Церкви оставалось попечение о браке и семье, о религиозном воспитании детей, раскрытие в сознании пасомых сущности супружеского и семейного служения в браке, являющегося, по слову апостола, великой тайной по отношению ко Христу и Церкви (Еф. 5. 32).

В самом начале 20-х гг. с благословения священноначалия в Риге появились студенческие религиозные кружки, заложившие основу Русское студенческое христианское движение в Прибалтике. Руководитель РСХД за рубежом выдающийся духовник и проповедник протоиерей Сергий Четвериков (Париж) считал, что оно имело почву и в России и было выражением «глубокой внутренней потребности молодой души найти в себе самой твердое религиозное основание для разумной и осмысленной жизни» [727]981. В кругах русской студенческой молодежи за пределами Советской России усиливалось стремление познать и усвоить Христово учение, религиозно осмыслить русскую действительность, ее прошлое и настоящее, принять на себя ответственность за судьбу русской культуры и Церкви.

Разносторонняя деятельность РСХД в Прибалтике привлекала православную молодежь, тем более что среди его членов были такие известные люди, как протоиерей Сергий Булгаков, иеромонах Иоанн (Шаховской), Н. А. Бердяев, А. В. Карташов, мать Мария (Скобцова), В. В. Зеньковский, Л. Н. Липеровский и Г. В. Флоровский, а также Б. П. Вышеславцев, Л. А. Зандер, С. М. Зёрнова, С. Л. Франк и другие выдающиеся соотечественники.

Вспоминая 20-е годы и свое участие в РСХД в Прибалтике, архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской) писал в 60-е гг. в «Книге свидетельств», что тот незабываемый для него период был «религиозной весной русской эмиграции», ее лучшим ответом «на все, что происходило в это время с Церковью в России. Церковь для русских изгнанников перестала быть чем-то внешним, напоминающим лишь прошлое. Церковь явилась и становилась смыслом и целью всего, центром бытия» [728].

В Эстонии РСХД руководили Иван Аркадьевич Лаговский, один из основателей движения в Прибалтике и Рижского центра, Татьяна Евгеньевна Дезен и Николай Николаевич Пенькин. Брат митрополита Виленского и Литовского Елевферия протоиерей Иоанн Богоявленский, настоятель таллинского Александро-Невского кафедрального собора, редактировал с 1930 по 1940 гг. выходивший в Таллине журнал «Православный собеседник». Затем он был ректором Ленинградской Духовной Академии и семинарии, в июне 1947 г. принял монашество с именем Исидор и занимал с 22 июня 1947 г. по 18 декабря 1949 г. кафедру епископа Таллинского и Эстонского.

В августе 1929 г. в Псково-Печерском монастыре проходил Второй съезд РСХД. Душой собрания был настоятель обители епископ Нарвский Иоанн (Булин), и во многом благодаря его духовному руководству съезд, по словам одного из его участников, превратился в «великий взлет веры и любви... сломал лед самых холодных душ, сделав верующими неверующих, указал смысл жизни искавшим его и явил... в своей высшей точке ослепительную истину торжества православия» [729]. Современники вспоминали выступления скромного доброго протоиерея из Нарвы Павла Дмитровского, будущего архиепископа Таллинского и Эстонского, и протоиерея из Таллина Георгия Алексеева, будущего епископа Таллинского и Эстонского Иоанна.

В среде многочисленной молодой русской интеллигенции в Прибалтике на протяжении 20–30-х гг. сохранялась живая тяга к участию в деятельности РСХД. Большой вклад в развитие движения внесли Л. Д. Шумаков и Т. П. Лаговская-Милютина. Вспоминаю рассказы моего отца Михаила Александровича, участника Пятого съезда РСХД, проходившего в июле 1932 г. в Пюхтицком Успенском монастыре. Эта обитель была одним из центров паломничества членов движения и гостеприимно принимала в 1930 и 1932 гг. летние съезды, а в 1935 г.— съезд движения крестьянской молодежи РХД, возникшего в 1934 г. в Печерском крае и Нарве. В 1935 г. при участии священника Александра Киселева и Н. Н. Пенькина начала выходить газета «Путь жизни», которая оказала значительное влияние на расширение новой молодежной организации и усилила духовный и интеллектуальный потенциал РСХД в Прибалтике.

В апреле 1931 г. РСХД создало в Риге и Нарве скаутскую «Дружину витязей» для мальчиков, девочки участвовали в движении «Дружинниц».

Деятельность РСХД в Латвии была прекращена властями в декабре 1934 г., в Эстонии РСХД работало до июня 1940 г. С установлением в республике советской власти начались репрессии против руководителей и участников движения. И. А. Лаговского, Т. Е. Дезен и Н. Н. Пенькина расстреляли в Ленинграде 25 апреля 1941 г. по приговору Военного трибунала. Христианские мученики были реабилитированы 6 августа 1990 г. Л. Д. Шумаков погиб в лагере, Т. П. Лаговская-Милютина пробыла в лагере и ссылке 13 лет. Репрессии продолжались и в военный период на территории СССР за линией фронта, и затем в освобожденных от оккупантов Прибалтийских республиках. Многие из ревнителей православия мученически закончили свою земную жизнь в тюрьмах и концентрационных лагерях.




[726]  С. 531 наст. изд.
[727]  Плюханов Б. В. РСХД в Латвии и Эстонии. Paris, 1993. С. 6.
[728]  Цит. по: Плюханов Б. В. РСХД в Латвии и Эстонии. С. 37.
[729]  Там же. С. 98-99.
Ссылки по теме
Форумы