Укрепление лютеранской Церкви

В это же время был проведен ряд мероприятий для обеспечения денежных доходов лютеранского духовенства. Церквам роздали земли и узаконили так называемые церковные мызы.

Шведские власти насаждали лютеранство в Эстляндии в целях наведения порядка в интересах властей и помещиков и духовного закабаления населения, стараясь оградить его от влияния православия и искоренить воспоминания о тесном сотрудничестве с русскими в Ливонской войне. От пасторов стали требовать знания эстонского языка, для того чтобы более успешно, чем это делали католики, проповедовать церковные догмы и послушание среди местного населения. Были введены жестокие церковные наказания для уклонявшихся от богослужений и церковных обрядов.

В 1641 г. шведские власти ввели «Уложение о церковном наказании и покаянии», где за прегрешения против лютеранской церковно-крепостнической морали предусматривались различные способы публичного унижения, телесные наказания, штрафы. Перед кирками были поставлены позорные столбы и скамьи, колодки и т. д. К ним привязывали «виновных» и секли, обычно это происходило по воскресеньям. Под угрозой штрафа «крестьян заставляли заучивать наизусть «Отче наш», Катехизис и хоралы» [259]324. Все это должно было воспитывать в крестьянах веру и христианское смирение, прививать любовь к Богу.


Лютеранская церковь. 1594; 1673–1687. Лауциене. Латвия
Лютеранская церковь. 1594; 1673–1687. Лауциене. Латвия

Лютеранская Церковь, возникшая наряду с прочими как протест против притеснений католиков, теперь сама прибегала к тем же бесчеловечным методам принуждения, противоречащим христианским догматам, и использовала их даже изощреннее, чем это делало католическое духовенство. Немалую роль в этом играли принципы так называемого патроната, возникшие в Прибалтийском крае по примеру Германии еще в XIV в. Феодал, предоставивший землю и молитвенные помещения церковному приходу, объявлялся его патроном и имел право назначать пастора и надзирать за его деятельностью, занимал почетное место в кирке, и его имя должно было упоминаться в церковных молитвах. Патронами могли быть главным образом феодалы-дворяне, но также и купеческие гильдии, дворянские общества и др. Лишь незначительное количество пасторов назначалось центральными властями и совсем мизерная часть выбиралась приходом. В Лифляндии из 125 лютеранских приходов 87 были под частным патронатом и только 38 оставались казенными[260].

Помещики всеми средствами защищали это право. Вопрос о нем неоднократно обсуждался, но патронат подтверждался все новыми законодательными актами и просуществовал до первой четверти XX в. [261] Таким образом, пастор назначался по выбору помещика и полностью зависел от него. В первую очередь он выполнял желания своего патрона, наставлял паству именно так, как тот требовал. Не удивительно, что лютеранские кирки превратились в места, где объявлялись воля и приказания немецкого помещика, поэтому крестьяне и в лютеранском пасторе видели такого же угнетателя, как и в помещике, и испытывали к нему чаще всего неприязнь.

Основным источником доходов пасторов была церковная подать, которая взималась с крестьян. Размеры этой подати были неодинаковы и зависели от состояния прихода. Кроме пастора она шла в пользу сторожа (кистера) и иногда небольшая часть перепадала звонарю. Подать состояла не только из денежных сборов и платы за требы, но взималась хлебом и другими продуктами крестьянского труда. Крестьяне также отрабатывали положенное на пасторских землях и угодьях. С любого дохода, который получал прихожанин (корчмарь, лавочник, шорник и т. д.), он обязан был платить церковную подать деньгами или натурой. Помимо этого он строил и ремонтировал кирки, дома и сельскохозяйственные постройки на пасторском подворье и на принадлежащих причту участках. Так, один только перечень натуральных повинностей крестьянина в пользу лютеранской Церкви включал 46 наименований, среди которых были рожь, окорока, жаркое (мясо, годное для жаркого), куры, цыплята, шерсть, пряжа, спирт, водка, лапти[262].

Непомерно высокая плата взималась за совершение церковных лютеранских обрядов. Например, за похоронный обряд крестьянин, имевший 6 коров, отдавал пастору корову, за посещение больного пастор должен был получить овцу. Немалые доходы получал пастор от налагаемых штрафов на крестьян по самым различным поводам: за сквернословие, за употребление пива в воскресный день, за пропуск богослужения и т. д. Таким образом, «должность» пастора лютеранской церкви, как правило, была исключительно доходной, при этом им не возбранялась и коммерческая деятельность, например, торговля хлебом.




[259]  Там же. С. 471.
[260]  Кропоткин Н. Д. Патронат и церковные повинности. С. 30.
[261]  Патронат узаконен уставом евангелической и лютеранской Церквей, а также статьями 766—776 Закона Российской империи и многочисленными более ранними законами Эстляндской, Лифляндской и Курляндской губерний — так называемым остзейским правом (Полное собрание законов. Собрание первое. Т. 2).
[262]  Кропоткин Н. Д. Патронат и церковные повинности. С. 3—4.
Ссылки по теме
Форумы