Гернгутеры

Одной из форм протеста крестьян против произвола помещиков и лютеранской Церкви в XVIII в. явилось распространение в Эстляндии сектантского движения гернгутеров. Еще в начале века, после разгона общин так называемых моравских братьев в Чехии[396], часть членов секты переселилась в Саксонию, где под покровительством графа Цинцендорфа в его поместье Гернгут основала колонию, которую и назвали гернгутерской. Даже эстонские историки вынуждены признать, что «застывшая в мертвом догматизме официальная лютеранская Церковь не могла соревноваться с подчеркивающим духовное и при этом проповедующим равенство сословий, так сказать демократическим движением братьев» [397]. Это движение, как утверждали историки-лютеране, несло идеи христианства в среду простого народа, чего лютеранская Церковь «до тех пор сделать была не в состоянии» [398].

Гернгутеры во многом уже отличались от прежних моравских братьев. Цинцендорф сам не интересовался ни догматами, ни церковными обрядами и не требовал от своих последователей разрыва с лютеранской или католической Церковью. Более того, они обязаны были непременно посещать храмы, исполнять церковные уставы и оказывать пастырям глубочайшее уважение. Члены общины присутствовали на собраниях, участвовали в ее жизни и безусловно подчинялись наставникам, которым вверялось попечение об их душах. Общины управлялись старшиной, назначавшимся по жребию, а ее члены имели разряды, или степени. Подготовка вновь вступавших и руководство ими поручалось особым наставникам, из которых каждый имел на своем попечении пять-шесть человек. Над несколькими общинами ставился по жребию диакон, руководивший старшинами и наставниками и подчинявшийся пресвитеру. Над пресвитером стояло центральное управление в Гернгуте.

Первая гернгутерская община в Прибалтике появилась в 1729 г., и вскоре их центром стал Вольмар (Валмиера). В течение десяти лет общины возникли по всей Лифляндии и Эстляндии и стали первыми организациями местных жителей, освободившихся из-под опеки немцев.

В Прибалтийском крае наставники и старшины замещались всегда из местного населения, диаконы же и пресвитеры присылались из-за границы. Собственно братств в этом крае не было, но общины собирались, и люди вместе читали назидательные книги, вели беседы, пели и молились. Здесь же происходили таинства крещения, приобщения и полугласная исповедь с омовением ног[399]. Гернгутеры были в основном крестьянами и ремесленниками. Секта проповедовала идеи подчинения властям, смирения и непротивления злу, поэтому лютеранская Церковь вначале благосклонно смотрела на это движение, а прибалтийские помещики даже надеялись использовать его в помощь лютеранской Церкви для проповеди среди крестьян смирения и послушания помещику.

В 1726–1729 гг. первые гернгутеры были приняты пасторами на острове Эзель и в Лифляндии, а в 1736 г. в Лифляндию прибыл сам граф Цинцендорф. По его инициативе была открыта семинария на 130 человек для подготовки учителей из местного населения[400]. Однако демократический характер общин вызвал подозрения. Через некоторое время выяснилось, что на собраниях гернгутеров высказывались жалобы и недовольство гнетом помещиков и лютеранской Церкви. Все чаще среди батраков стали появляться «пророки» и «пророчицы», которые обличали помещиков и пасторов за угнетение простого народа. Собрания проводились даже в открытом поле, крестьяне бросали работу и внимательно слушали их «откровения». Одна из «пророчиц» рассказывала, что будто бы побывала в аду и видела там ландрата Прейса, она предрекала скорое переселение туда и местного помещика Фитингофа, другая «ясновидящая» утверждала, что видела местного пастора в окружении нечистой силы[401].


Сборник гимнов гернгутеров. Гернгут, 1731. Тит. л.
Сборник гимнов гернгутеров. Гернгут, 1731. Тит. л.

В 40-х гг. XVIII в. на юге Эстляндии был широко известен таллимааский проповедник Паап, который наряду с религиозной ересью распространял идеи социального равенства, изменения помещичьего строя и сопротивления «греховной власти» пасторов и дворян. Осенью 1742 г. произошли серьезные столкновения с властями Паапа и его сторонников (около 60 человек). В конце года они были схвачены, наказаны розгами, а сам Паап и его ближайшие помощники сосланы на каторгу. Напуганные размахом сектантского движения и беспорядками лютеранские пасторы и помещики жаловались ландсгерихту в Дерпт в письме 29 ноября 1742 г., что гернгутерские проповедники — это преступники и вожаки одной банды, которая «поставила своей целью отказаться от повиновения верховной власти и своим господам, а также поднять все крестьянство, насколько это будет в их силах, на страшный бунт» [402]. В коллегии ландратов и на ландтаге раздавались тревожные голоса по поводу того, что крепостные повинуются своей «крепостной аристократии», а бароны и пасторы теряют влияние на массы. В 1743 г. гернгутеры были объявлены опасной сектой, угрожавшей церковным правилам и общему спокойствию. Создана была специальная комиссия из лютеранских пасторов и представителей рыцарства по расследованию «преступной деятельности гернгутеров».

Саксонский посол при русском дворе Пецольд писал своему королю, что «недавно сюда приехала графиня Цинцендорф в сопровождении благочестивого брата и двух сестер, чтобы пасть к стопам ее величества императрицы и просить о покровительстве для живущих в Лифляндии приверженцев этой секты, которые с каждым днем увеличиваются в числе. Особенно тамошние крестьяне присоединяются к ней в огромном количестве, чтобы избавиться от тяжелой работы, которую взваливают на них как на крепостных. Дошло даже до того, что в Дерптском уезде они избрали из своей среды так называемого короля и надели на него железную корону. Вследствие этого местные власти снарядили комиссию для расследования дела и так как вышеупомянутая графиня не рассчитывала на благоприятный исход следствия, скорее ожидала изгнания всех гернгутеров, то сочла за лучшее обратиться к высшему правительству. Многие знатные при дворе лица уже приняли ее у себя... но учение это так ненавистно, что она, по-видимому, не должна иметь ни малейшей надежды на исполнение своей просьбы» [403]. Возможно, рассказ о крестьянском короле несколько преувеличен, но гернгутерское движение было далеко не безопасно для крепостничества.

Тот же Пецольд позднее сообщал своему королю: «Лифляндскому правительству отдано повеление принять меры к уничтожению сильно распространившейся в последнее время секты так называемых гернгутеров и высылать из края всех, кто будет способствовать ее развитию. Графиня Цинцендорф была предуведомлена об этом распоряжении и потому потихоньку уехала отсюда» [404]. После указа правительства остзейские власти приняли карательные меры. На острове Эзель, например, не пощадили даже немцев, причастных к движению. Больше всех пострадали, конечно, крестьяне, которые ответили на принятые меры массовыми побегами.

Запрещение деятельности гернгутеров не привело к полной ликвидации движения, а скорее загнало секту в подполье. И когда спустя двадцать лет запрет отменили (1764), оно не смогло возродиться с прежней силой.




[396]  Название «моравские братья» секта получила в XVIII в. Первоначально, в XV в., их называли «богемские братья» по месту основания секты Петром Хельчицким. В 1457 г. образовалась община «Unites fratrum» (братское единение), члены ее именовались «fratres legi Christi» (братья Христова закона). Преследуемые правительством, в 1467 г. они отпали от католической Церкви, ко времени Реформации у них было около 100 общин, но после Богемской войны все общины их были уничтожены.
[397]  Ojamaa M., Varmas T. Eestiajalugu. Stockholm, 1946. L. 191.
[398]  Ibid. С. 192.
[399]  Записки свящ. Андрея Полякова об Эйхенангерском приходе Вольмарского благочиния // Сборник материалов и статей по истории Прибалтийского края. 1880. Т. 3. С. 485.
[400]  Беляев И., прот. Судьбы православия в Прибалтийском крае. С. 82.
[401]  История Эстонской ССР. Т. 1. С. 544.
[402]  Там же. С. 545.
[403]  Сборники Русского исторического общества. СПб., 1871. Т. 6. С. 475—476. № 723.
[404]  Там же. С. 486. №729.
Ссылки по теме
Форумы