«Дранг нах остен»

Политика натиска, стремления на Восток, обозначаемая немецким выражением «Drang nach Osten», имеет давнюю историю, начиная с VIII в. [216] К середине XII столетия эта захватническая политика немецких феодалов значительно усилилась и распространилась также на Прибалтийский край. Но эсты и латыши при активной помощи русских успешно отражали попытки агрессии с запада до конца XII в. Почву для вторжения немецких феодалов в Прибалтику готовили немецкие купцы, проникавшие все дальше на восток по торговым путям Балтийского моря и рекам Прибалтики. В конце XII в. немецкие и готландские купцы уже имели, например, в Новгороде свой торговый двор, названный именем святого Петра[217], и церковь. Купцы были заинтересованы в расширении торговли, получении привилегий. Только они располагали кораблями и денежными средствами на приобретение оружия, продовольствия и других предметов для осуществления захватнических походов.

С их помощью Бременский архиепископ в 1062–1064 гг. посылал
в Прибалтику своего епископа, пытаясь утвердиться в крае, но успеха не имел. На восточные берега Балтийского моря Лундский архиепископ дважды отправлял монаха Фулко, но также безуспешно.

Во второй половине XII столетия шведский король и Упсальский епископ вторглись в южную Финляндию. Население Финляндии мужественно боролось с врагами, но превосходившие силы нападавших делали неизбежным завоевание беззащитного малого народа. Все же его стойкое сопротивление затянуло шведско-католическое завоевание на 200 лет. Кардинал Гергенрётер подчеркивал, что обращение финнов очень затруднялось «приверженностью народа к свободе и совершенной чуждостью миссионеров, даже не знавших их языка» [218]. Порабощенный шведами народ оставался враждебен завоевателям. В 1158 г. финны убили возглавившего крестовый поход епископа Генриха, а впоследствии еще двух епископов, сменивших его[219].

Шведы в своей политике экспансии не ограничились Финляндией. В 1164 г. на 55 шнеках они появились перед Ладогой. Разорив посад вокруг крепости, они многократно, но безуспешно пытались взять ее штурмом, пока подоспевшая новгородская рать не нанесла им сокрушительный удар, уничтожив 43 шнеки. Уцелевшие бежали из пределов Русской земли[220].

В 1171–1172 гг. папа Александр III призвал правителей Дании и Швеции начать крестовый поход против Эстонии, обещая его участникам отпущение всех грехов на год вперед, точно так же как это делалось в отношении участников крестовых походов в Палестину и против западных славян. «Церковь поддерживала предприятия королей на востоке... Это были крестовые походы против финнов, эстов и русских» [221]. В этом крестовом походе шведские рыцари истребили племя сумь в Финляндии. На захваченных землях воздвигались замки, вводилась церковная десятина и велась миссионерская деятельность. Папа Александр III прямо писал, что «миссионеров необходимо поддерживать войском» [222]. Миссионерская деятельность католического духовенства развернулась и на западных границах Руси. В Эстонии ее вели цистерцианцы под наблюдением и руководством, с одной стороны, архиепископа Лундского, с другой — шведского короля. В 1185 г. в Эстонию вторглись шведы, но «язычники» нанесли им мощный ответный удар, уничтожив важнейший торговый центр Сигтуну.

Зимою 1191 г. эсты Уганди подверглись нападению князя Ярослава с новгородцами и псковичами и потеряли свой замок Юрьев. В том же году князь Ярослав послал свою дружину с псковичами в Уганди, которая и захватила эстонский замок Отепя[223].

Ряд нападений на Прибалтику (в 1194, 1196 и 1197 гг.) предприняли датчане. Правда, они действовали разрозненно, и эстонским племенам удавалось отражать их нападения.

В конце XII в. престол святого Петра в Риме пытался объединить разрозненные и враждующие между собой силы захватчиков.




[216]  См. об этом: Лябуда Г. Историографический анализ так называемого германского «натиска на Восток» // Германская экспансия в Центральной и Восточной Европе. М., 1965. С. 30; Зутис Я. К истории германского «Дранг нах Остен» // Ученые записки ЛГУ. Рига, 1956. Т. 11. С. 7—537. Американский историк проф. Г. Мейер считал, что эта проблема является изобретением исключительно русских публицистов 60-х гг. прошлого века (Meyer H. С. Drang nach Osten. Myth or mission // Comitato intemazionale di scienze storiche. X Congresso internazionale di scienze storiche. 4—11 settembre 1955. Roma. V. 7: Riassunti delle communicazioni. P. 55—56).
[217]  Этот торговый двор вступил в острую конкурентную борьбу с уже существующей здесь факторией голландских купцов, носившей имя святого Олафа. См.: Зутис Я. Русско-эстонские отношения в IX—XIV вв. // Историк-марксист. 1940. № 3(79). С. 48.
[218]  Hergenroter J. HandbuchderGeschichtederkatholischen Kirche. Freiburg i/B., 1885. Bd. 2. S. 711. Папа Иннокентий III с горечью замечал, что епископы в страну финнов посылались «не столько для почетной кафедры, сколько для мученического венца» (Пашуто В. Т. Героическая борьба. С. 102).
[219]  Пашуто В. Т. Героическая борьба. С. 102.
[220]  Новгородская первая летопись. С. 31, 219. См. также: Андерссон И. История Швеции. М., 1951. С. 58.
[221]  Андерссон И. История Швеции. С. 58.
[222]  Оdеlkор Н. Die Anfange der katholischen Kirche bei den Ostseefmnen. Eine Untersuchung iiber die Formen der religiosen Expansion im Mittelalter (XI—XIII). Reval, 1912. S. 45.
[223]  Новгородская первая летопись. С. 230—231.
Ссылки по теме
Форумы