Епископ Платон — новый рижский викарий

Епископ Платон принадлежал к числу выдающихся русских архипастырей. Он родился в 1803 г. в посаде Погорелое Городище Тверской губернии и в миру именовался Николаем Ивановичем Шамохиным[713]. Впоследствии, вероятно при поступлении в училище или в семинарию, фамилия его была изменена на Городецкого.

Жизнь мальчика в доме родителей (отец — священник Иоанн Андреевич Шамохин) продолжалась до восьми лет. Быстро развивавшегося талантливого сына отец отдал в Ржевское духовное училище, затем одним из первых по списку его перевели в Тверскую семинарию.

В 1823 г. Николай Городецкий окончил Тверскую духовную семинарию и как ее лучший воспитанник был направлен в Санкт-Петербургскую Духовную Академию, которую окончил в 1827 г. со степенью магистра богословия. Осенью того же года Николай Иванович Городецкий был назначен преподавателем физико-математических наук и греческого языка в Орловскую духовную семинарию. В 1829 г. он был переведен бакалавром греческого языка в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Он первым стал читать лекции по нравственному богословию на русском, а не на латинском языке и приступил к исследованию русского раскола.

17 мая 1830 г. в Александро-Невской лавре было совершено пострижение Николая Городецкого в монашество с именем Платона. Он всегда чувствовал призвание к монашескому служению, но укрепил его в этом желании знаменитый впоследствии архипастырь Иннокентий (Борисов). В 1831 г. иеромонах Платон был возведен в сан архимандрита и назначен инспектором Санкт-Петербургской Академии. Академическое служение продолжалось 5 лет, и в это же время архимандрит Платон состоял членом Петербургского цензурного духовного комитета, редактором журнала «Христианское чтение», ревизором духовных учебных заведений Олонецкой епархии и др. Архимандрит Платон привлекал внимание современников как проповедник, после одной из проповедей тогда еще иеромонах Платон был даже отмечен Николаем I, который приказал «обратить внимание на молодого проповедника» [714].


Платон (Городецкий), архиеп. Рижский и Митавский. Литография А. Траншеля. 2-я пол. XIX в.
Платон (Городецкий), архиеп. Рижский и Митавский. Литография А. Траншеля. 2-я пол. XIX в.

Церковное руководство оценило незаурядные способности архимандрита Платона, его усердие и исполнительность и в 1837 г. определило его на должность ректора Костромской духовной семинарии и профессора богословия, тогда же он стал и настоятелем костромского Богоявленского монастыря, первоприсутствующим членом духовной консистории, цензором проповедей и членом ревизионного комитета.

Первым местом церковно-административного служения архимандрита Платона в Прибалтийском крае был город Вильно. 28 апреля 1839 г. его назначили настоятелем виленского Свято-Духова монастыря. Незадолго перед этим в этой епархии совершился переход из униатства в лоно Русской Православной Церкви митрополита Иосифа (Семашко) с двухмиллионной паствой. Архимандрит Платон стал одним из его ближайших помощников по воссоединению униатов. Митрополит Иосиф любил его как преданного сына, «ценил высоко как сотрудника и предрек ему славную будущность» [715]. Архимандрит Платон состоял членом консистории, благочинным всех православных монастырей Виленской и Ковенской губерний. 3 июня 1843 г. он был назначен вторым викарием Литовской епархии в сане епископа Ковенского и 9 лет подвизался в западно-русском крае. «Здесь он преимущественно заботился о том, чтобы утвердить в воссоединенном духовенстве и пастве преданность православной Церкви, ее богослужению и постановлениям и усилить любовь к русскому отечеству» [716].

6 ноября 1848 г. епископ Платон был назначен епископом Рижским, викарием Псковской епархии. Одновременно в течение 7 лет он управлял также Псковской епархией после смерти Псковского архиепископа Нафанаила (Павловского, † 28.07.1849) и до назначения на эту кафедру в апреле 1856 г. архиепископа Евгения (Бажанова). Большой организаторский и административный талант архиепископа Платона особенно проявился в приведении в порядок расстроившихся дел Псковской епархии[717] и устройстве дел своей епархии. Ему приходилось работать во враждебном немецко-лютеранском окружении, встречать непонимание и в лучшем случае безразличие со стороны русского генерал-губернатора, и только мудрость и исключительная твердость характера помогали ему неуклонно идти к своей цели[718].




[713]  У Каргопольцева Ив.— Шамохин (Высокопреосвященный Платон, митрополит Киевский и Галицкий. Альбом в Бозе почивших иерархов Российской Церкви. Вып. 11. СПб., 1894. С. 3), у архим. Иоакима (Высокопреосвященнейший Платон // Рижские епархиальные ведомости. 1894. № 14—20) и В. Скворцова (Памяти в Бозе почившего // Церковные ведомости. 1891. № 41. С. 1407) — Шалюхин.
[714]  Каргопольцев Ив. Высокопреосвященный Платон, митрополит Киевский и Галицкий. С. 6.
[715]  Некролог высокопреосвященного Платона, митрополита Киевского и Галиц-кого // Прибавления к Церковным ведомостям. 1891. № 40. С. 1365.
[716]  Каргополъцев Ив. Высокопреосвященный Платон, митрополит Киевский и Галицкий. С. 8.
[717]  Об этом см.: Князев А. Псковская и Рижская епархии под управлением преосвященного Платона (Городецкого). СПб., 1880. С. 2—26.
[718]  Иоаким, архим. Высокопреосвященный Платон, архиепископ Рижский и Митавский // Историко-статистическое описание церквей и приходов Рижской епархии. 1894. Вып. 2. Ч. 1. С. 106-117.
Ссылки по теме
Форумы