• Источник:
  • Сергей Игнатов — специально для Седмицы.Ru

Папа Франциск в Венгрии предупредил об угрозах подчинения технологиям в ущерб «культуре и экологии человека»

Он осудил «ложные свободы» общества потребления, аборты и гендерную теорию

 

БУДАПЕШТ. Папа Франциск побывал в Венгриис трехдневным визитом 28-30 апреля, и в первый же день выступил против подчинения технологиям в ущерб «культуре и экологии человека», а также осудил «ложные свободы» общества потребления, аборты и гендерную теорию, пишет catholicnewsagency.

В первый же день пребывания в стране, понтифик выступил против абортов и гендерной идеологии как средств «идеологической колонизации» человечества. Осуждение прозвучало в речи перед местными мирскими властями и другими высокопоставленными лицами страны в бывшем монастыре кармелиток в столице Венгрии.

«Я с горечью вижу самодовольные формы популизма и наднациональности, набирающие силу в Европе, – отметил папа. – Это пагубный путь, который пролагают различные формы «идеологической колонизации», дабы свести на нет наши различия. Это относится к так называемой гендерной теории и прочим идеям, которые подчиняют реалии жизни урезанным концепциям свободы – к примеру, превозносят в качестве прогресса бессмысленное «право на аборт», хотя аборт – это всегда трагическое поражение. Насколько лучше было бы построить Европу, ориентированную на человеческую личность и ее народы, с эффективной политикой в отношении деторождения и семьи, подобной той, которая проводится в этой стране. Тогда бы мы построили Европу, разные нации которой образовали бы единую семью, отстаивающую развитие и уникальность каждого члена семьи».

Перед этой речью Папа Франциск встретился с президентом Венгрии Каталин Новак и премьер-министром Виктором Орбаном, который провел реформы с целью поддержки брака и семьи. Эти реформы предусматривают, в частности, правительственные выплаты в размере 33 тысяч долларов супружеским парам, воспитывающим трех и более детей, что сразу повысило рождаемость в стране. Аборт легален в Венгрии до 12 недели беременности и до 24 недель при чрезвычайных условиях и показаниях. Согласно новому указу, вышедшему в прошлом году, женщинам, настаивающим на аборте, в обязательном порядке дают прослушать сердцебиение плода.

На второй день своего пребывания в Будапеште, папа посетил в своем инвалидном кресле Институт блаженного Ласло Баттьяни-Страттмана, чтобы увидеться с инвалидами, слепыми и слабовидящими всех возрастов, и был встречен песнопениями и торжественным приемом.

Папа говорил кратко и от всего сердца, призвав верующих «не покидать бедных, больных и обездоленных, ибо в этом подлинное Евангелие». «Иисус пришел, чтобы принять реальность такой, какая она есть, и сделать ее лучше, – сказал понтифик. – Было бы легче брать идеи и идеологемы и насаждать их, не принимая во внимание реальность. [Но не таков] путь Евангелия, путь Иисуса».

Институт назван в честь знаменитого католического глазного хирурга. Он многим обязан самоотверженному труду и служению покойной слабовидящей сестры Анны Фехер, которая прославилась в народе под именем «Мать Тереза Венгерская» и умерла в 2021 году. В завершение визита дети и инвалиды вознесли вместе с папой молитву «Отче наш» на латыни. Они также преподнесли ему в подарок плетеную сумку ручной работы в цветах аргентинского флага и аргентинской футбольной команды. Со своей стороны, папа Римский оставил им в дар статую Богоматери Отпускающей Узы.

В последний день своего визита (воскресенье), папа выступил в частном Католическом университете имени Пазмани Петера. Университет основан в 17 веке и считается одним из старейших учебных заведений Венгрии. Факультет информационных технологий и бионики является, как гласит его вебсайт, «уникальным в венгерском высшем образовании», поскольку готовит ИТ-инженеров в области гуманитарных наук, генетики, нервной системы и иммунной системы. Папу встретили примерно 250 человек, в том числе 30 студентов этого факультета.

Папа предупредил слушателей об угрозах подчинения технологиям в ущерб «культуре и экологии человека», и о ловушкахложных свобод коммунизма и потребительства, и призвал каждого искать истину в Христе. В своей речи папа упомянул интеллектуала 20-го века Романо Гуардини, католического священника, теолога и философа, автора книги «Письма с озера Комо: исследования в области технологий и человеческой расы». «Отец Гуардини не демонизировал технологии, ибо они улучшают жизнь и общение и приносят много хорошего, однако предупреждал об угрозе, исходящей от них, когда они в конечном итоге начинают подчинять нашу жизнь, а то и управлять ею, – отметил папа Франциск. – Он видел их угрозу в том, что мы упускаем то внутреннее содержание, которое можем обрести благодаря умеренности и следованию естеству. [Подчиняясь технологиям], мы лишаемся собственного внутреннего наполнения, пропорций и направления. Мы произвольно устанавливаем наши цели и заставляем освоенные нами силы природы достигать их. Отец Гуардини оставил потомкам тревожные вопросы «Что станет с жизнью, если она подчинится власти этого тирана? Машинная система поглощает жизнь… Может ли жизнь сохранить свое живое естество в этой системе?» - спрашивает отец Гуардини в книге. Может ли жизнь сохранить свою живую и естественную природу? Это вопрос давно пора задать себе, особенно в этом месте, в центре исследований в области информационных технологий и бионических наук».

В университете папа Франциск также предупредил о «ложном понятии свободы» в идеологиях коммунизма и потребительства. Он напомнил слова Иисуса о том, что «истина делает вас свободными». «Коммунизм же предлагает «свободу» урезанную, ограниченную извне кем-то другим, – заявил папа. – А потребительство со своей стороны обещает гедонистическую, конформистскую, распутную «свободу», которая порабощает нас лихорадкой потребления, зависимостью от материальных вещей. Путь вперед лежит через истину. Ключом доступа к этой истине служит такая форма знания, которая неотделима от любви, человеческих отношений, и при этом скромная и открытая, конкретная и коллективная, смелая и конструктивная. Именно такое знание призваны прививать университеты, а вера призвана воспитывать».

«Мы видим, как растет изоляция людей, растворенных в социальных сетях, причем эти сети становятся все менее и менее «социальными», - отметил понтифик. – Попав в этот порочный круг, мы прибегаем к утешениям технологий, чтобы заполнить свою внутреннюю пустоту. Живя в бешеном темпе, став жертвами безжалостного капитализма, мы болезненно осознаем свою уязвимость в обществе, где внешняя скорость неотделима от внутренней хрупкости. Я не хочу поощрять пессимизм, но хотел бы, чтобы вы задумались о высокомерии гордости и власти, которое осуждал на заре европейской культуры поэт Гомер. Ныне технократическая парадигма усугубляет эту гордыню и угрожает дальнейшей дестабилизацией нашей человеческой экологии с помощью определенных алгоритмов».

Папа Римский напомнил о важности культуры, в особенности в плане «культивирования человечности и базовых отношений с трансцендентным, обществом, историей и творением». Он указал на пророческое значение романа Роберта Хью Бенсона «Властелин мира» 1907 года. «Он был в какой-то мере пророческим в описании будущего человечества, подчиненного технологиям; там все делается пресным и единообразным во имя прогресса, и провозглашается «новый гуманизм», отменяющий разнообразие, подавляющий самобытность народов и упраздняющий религии, – отметил понтифик. – Противоположные идеологии сливаются, насаждается идеологическая колонизация, ибо человечность в мире, управляемом машинами, постепенно исчезает, а социальные связи ослабевают. В технически передовом, но мрачном мире, описанном Бенсоном, с его все более вялым и пассивным народом, можно уже пренебрегать больными, внедрять эвтаназию, упразднять языки и культуры – ради некоего всеобщего мира, который является не чем иным, как угнетением через навязанное согласие».

Папа подчеркнул, что студентам и преподавателям университета нужно всегда руководствоваться знаменитой максимой «познай самого себя». «Что означают эти слова? – вопросил папа. – Они призывают нас осознать наши собственные пределы и, следовательно, обуздать презумпцию самодостаточности. Технократическое мышление стремится к прогрессу вне всяких границ, однако человеческие существа из плоти и крови хрупки и конечны. Осознав и пережив опыт своей хрупкости, они приходят к осознанию своей зависимости от Бога, от своей связи с другими и творением».

Утром 30 апреля, в воскресенье Доброго пастыря, папа также отслужил мессу для 50 тысяч человек, собравшихся на площади Кошута Лайоша и близ нее. Кардинал Петер Эрде, архиепископ Будапешта, возглавил службу, поскольку травма колена затрудняла передвижение папы, и он призвал кардинала занять его место у алтаря. В проповеди после службы папа призвал венгров стать «открытыми и инклюзивными, ибо Иисус хочет, чтобы паства делилась излишками, полученными от Него». «Хотя мы разные и происходим из разных общин, Господь свел нас вместе, чтобы его безмерная любовь могла слить нас в едином объятии, – указал папа. – Всем нам надлежит строить братство и сотрудничество, избегая разногласий, не замыкаясь в своем собственном сообществе, не стремясь застолбить свою личную территорию, а открывая наши сердца взаимной любви».

«Видеть закрытые двери печально и болезненно, – продолжил папа Римский, явно намекая на жесткую миграционную политику страны. – Особенно тяжко видеть закрытые двери нашего эгоизма по отношению к другим; нашего индивидуализма в условиях растущей изоляции; нашего безразличия к обездоленным и страдающим; нашего страха перед иностранцем и непохожим на нас, перед мигрантами и прочими странниками. Пожалуйста, давайте откроем эти двери! Давайте постараемся быть в наших словах, поступках и повседневной деятельности подобными Иисусу, подобными распахнутой двери. Через эту дверь Господь жизни может войти в наши сердца со словами утешения и исцеления. Прошу вас стать открытыми и инклюзивными, и таким образом помочь Венгрии взрасти в братстве».

Папа похвалил Венгрию за лидерство в помощи преследуемым христианам других стран и прием более миллиона беженцев с Украины. В то же время препятствия, чинимые премьер-министром Виктором Орбаном для мигрантов с Ближнего Востока и Африки, вызывают недовольство у Ватикана. Во время миграционного кризиса 2015 года Орбан перекрыл южную границу Венгрии с Сербией, отрезав мигрантам основной сухопутный путь в Европу.

 

Форумы