Католический миссионер, проповедовавший в XVI веке в Китае, признан досточтимым

Иезуит Маттео Риччи стал одним из 14 подвижников, признанных досточтимыми
ВАТИКАН. Католический миссионер XVI века Маттео Риччи признан досточтимым. Это открывает путь к его беатификации.

Папа Римский Франциск благословил 17 декабря публикацию декретов о признании шести католических подвижников блаженными и еще четырнадцати – досточтимыми. В числе последних – о. Маттео Риччи, чьи героические добродетели признал понтифик, пишет Благовест-инфо со ссылкой на cath.ch.

Итальянец Риччи известен как один из миссионеров за всю историю Католической Церкви. В Азии его почитают уже давно, тем более что иезуит проповедовал христианскую веру не столько словами, сколько святостью своей жизни и делами милосердия по отношению ко всем – вне зависимости от их религии.

Ранее Папа Бергольо не раз упоминал о. Маттео: по его словам, он «был велик не только делами, которые совершал и о которых писал, но и тем, что был человеком встреч, человеком культуры встречи, человеком, который вышел за пределы «иностранца», чтобы стать гражданином мира».

«Он стал первым, кто навел мост дружбы между Китаем и Западом, создав поныне актуальную модель инкультурации христианской вести в китайском мире», – отмечал Франциск.

Маттео Риччи родился в 1552 году в итальянской Мачерате. В 1571-м он поступил в орден иезуитов, пишет Википедия. В 1578-м был направлен в индийский Гоа, в 1582 году прибыл в Макао. Вскоре иезуиты смогли перебраться во «внутренний» Китай.

В отличие от своих предшественников Риччи пытался не столько проповедовать Священное писание с позиции всезнания и превосходства, сколько привлечь китайцев на свою сторону ученостью и гуманизмом, не казаться им чужестранцем. С этой целью он сначала носил наряд буддийского монаха, а позже, когда выяснил, что образ монаха-буддиста ассоциируется у местных интеллектуалов не с образованностью, а с бродяжничеством, сменил его на облачение ученого-конфуцианца.

Проповедуя Христианство, Риччи прибегал к традиционным понятиям конфуцианской этики, демонстрируя глубинное родство духовно-нравственных традиций разных народов. Важным способом завоевать признание конфуцианской элиты стала демонстрация иезуитской мнемотехники, при помощи которой он овладел китайским языком в изумительно короткий срок.

Риччи первым из европейцев посетил Запретный город Пекина, приобрел доверие аристократии. Он знакомил китайцев с западной наукой и культурой, в то же время знакомя Европу с культурой и наукой Китая. Благодаря Маттео Риччи китайцы впервые узнали западную картографию, математику, астрономию.

Считается, что перу Риччи и его соратников принадлежат первые в мире европейско-китайские и китайско-европейские словари.

Миссионер умер и был похоронен в Пекине в 1610 году.

Форумы