• Источник:
  • Сергей Игнатов — специально для Седмицы.Ru

Издание Agenzia Fides анализирует состояние католической церкви Японии по случаю визита епископов в Ватикан

В стране более 400 тысяч католиков, что составляет 0,34% населения

 

ВАТИКАН. По случаю официального визита епископов Японии в Святой Престол, издание Agenzia Fides дает обзор состояния католической церкви страны – в ней насчитывается более 400 тысяч католиков, что составляет 0,34% ее населения, по данным аналитической статьи.

Визит епископов имеет официальный статус ad limina («к порогу апостолов»). Они представляют Католическую церковь Японии, которая на сегодня насчитывает 419 414 коренных японских католиков на 125 миллионов жителей страны (то есть около 0,34% населения). Миссионерский штат церкви состоит из 459 епархиальных священников, 761 монашествующих священников, 135 монахов, 4282 монахинь и 35 старших семинаристов. В японской церкви три провинции, в которых насчитывается 15 епархий. Все они невелики по численности, однако на их попечении находятся многочисленные учебные заведения (828 по данным Папского ежегодника за 2023 год) и благотворительные учреждения (653).

Конституция гарантирует гражданам Японии свободу вероисповедания (статья 20). Основные религии страны это синтоизм (51,8%) и буддизм (34,9%). Христиане различных конфессий составляют 1,2% населения, и есть еще небольшие общины мусульман (в основном иммигрантские). Довольно большой процент японцев считают себя «нерелигиозными» по данным опроса.

В целом численность католиков постепенно сокращается (десять лет назад, в 2014 году, их насчитывалось 439 725, то есть на 20 тысяч больше, чем сейчас), но в епархиях Сайтама, Наха и Нагоя наблюдается скромный рост. Кроме того, католическая община Японии насчитывает около 500 тысяч приезжих католиков – в основном мигрантов из стран Азии, Южной Америки и Европы. Церковь взяла на себя миссию «принимать иммигрантов, сообща обновлять японское общество и продвигаться к поликультурному обществу и единой церковной общине». Вместе с тем избыток иностранных католиков представляет собой дополнительную проблему для поместной церкви в ее стремлении к утверждению «японской католической идентичности». Пастырское служение японцам и иностранцам также не вполне одинаково, а потому «требует проницательности и мудрости» ради пестования «поликультурного сообщества во Христе Иисусе», как того требует миссия поместной Церкви.

Издание напоминает историю евангелизации страны. Она отсчитывается от 15 августа 1549 года, когда святой Франциск Ксаверий высадился на берег и основал первую христианскую общину на острове Кюсю, самом южном из четырех крупных островов архипелага. После того, как святой Франциск Ксаверий покинул Японию, на острова прибыл итальянский иезуит Алессандро Валиньяно (1539-1606). За иезуитами последовали монахи-францисканцы, в основном итальянского происхождения. Иностранцев, прибывавших на юг Японии кораблями темного дерева (в отличие от местных желтых бамбуковых ладей), прозвали «нан банджи» (южные варвары), поскольку считали темными и грубыми людьми – поскольку те не знали и не блюли японские обычаи и традиции. В XVI веке численность католической общины превысила 300 тысяч человек; а в 1588 году возникла епархия Фунай с центральной резиденцией в прибрежном городе Нагасаки.

Итальянские миссионеры в своей проповеднической работе следовали правилам Валиньяно, изложенным в его труде «Основной церемониал для миссионеров в Японии». В 1582 году японские иезуиты побывали с поездкой в Европе, дабы «засвидетельствовать открытость людей страны Восходящего Солнца христианской вере». Путешествие длилось восемь лет. Делегация четырех прелатов сначала посетила Венецию, затем Лиссабон и завершила путешествие в Риме, где иезуитов принял папа Григорием XIII, а позже и его преемник Сикст V, после чего в 1590 году они вернулись на родину.

Сегунат Токугава вскоре понял, что иезуиты своими проповедями размывают власть императорской династии, которая и без того уже становилась все более символической. В 1587 году «императорский маршал» Нагасаки Хидэеси (Hideyoshi), издал указ, изгоняющий иностранных миссионеров из страны. Местным христианам пришлось уйти в подполье. А десять лет спустя начались первые гонения. 5 февраля 1597 года были распяты 26 христиан, в том числе 6 францисканцев, 3 европейских иезуита и 17 японских братьев-терциариев (монахов третьего ордена францисканцев). В 1614 году сегун Токугава Еясу новым указом запретил христианство и проповедничество местным христианам. 14 мая того же года по улицам Нагасаки прошел последний крестный ход через семь из одиннадцати церквей города, после чего все они были снесены.

Ужесточение политики сегунского режима вызвало в 1637-1638 годах народное восстание близ Нагасаки во главе с самураем-христианином Амакусой Сиро. Власти утопили восстание в крови и показательно казнили многих повстанцев без суда и следствия, истребив приблизительно 40 тысяч христиан. В 1641 году сегун Токугава Йемицу издал очередной указ, получивший в народе прозвание «сакоку» («страна в броне»), которым запрещал любые контакты с иностранцами. С тех пор христианам пришлось окончательно уйти в подполье и создать свои символы, ритуалы и даже собственный язык, непонятный посторонним. В 1644 году власти казнили последнего уцелевшего христианского священника.

С тех пор два с половиной столетия город Нагасаки оставался единственным портом для торговли с Европой и Азиатским континентом, а в его окрестностях и на прибрежных островах скрывались уцелевшие христиане. Тайные католики обходились без священников и храмов. Сельские старосты возглавляли общины, блюли религиозные обряды по христианскому календарю, хранили священные книги; катехизатор обучал детей; креститель совершал первое причастие; а вестник извещал семьи о службах, праздниках, постах и воздержаниях.

Француз Теодор-Огюстен Форкад стал первым апостольским викарием в Японии в 1846-1852 годах, однако власти воспретили даже высадку на архипелаге. В 1853 году под давлением США страна все же открылась международным отношениям. В 1858 году, после явлений Пресвятой Богоматери в Лурде, ее культ достиг Японии. Несмотря на то, что прозелитизм по-прежнему был запрещен, в страну прибыло много миссионеров католической, протестантской и православной веры. Христианство стало вновь проникать в страну через торговые пути и посольства, особенно через порты Кобе и Иокогама. В 1862 году папа Пий IX причислил к лику святых двадцать шесть христианских мучеников 1597 года, а через год французские миссионеры построили церковь их памяти в Нагасаки.

При Реставрации Мэйдзи (революции 1868-1889 годов с широчайшими реформами) была введена свобода вероисповедания (в 1871 году), и христианские общины вновь обрели право на существование. Строились новые церкви, во многом по французским канонам. Благая весть зазвучала в торговых городах Осака, Сендай, и даже в тогдашней столице Киото. Цистерцианские общины проникали на остров Хонсю и за пределы Хоккайдо вплоть до 20-го века. 24 февраля 1873 года японское правительство отменило указ о преследовании христианства от 1614 года. В 1888 году было окончательно закреплено право на свободу вероисповедания, а в 1899 году оно было расширено до права проповеди веры и строительства священных зданий.

Первым епископом-японцем стал Януарий Кюносукэ Хаясака, возглавивший 16 июля 1927 года епархию (ныне архиепархию) Нагасаки. В 1930 году в Японии заработала евангелизационная миссия во главе с Максимилианом Марией Кольбе и его монастырской братией. Монахи широко прославились в 1950-х годах успехом «Муравьиной деревни», куда принимали бедных, увечных и обездоленных жертв мировой войны. Монахиня Елизавета Мария Сатоко Китахара прославилась заботами о детях бедняков и удостоилась звания «преподобной» в 2015 году. После тяжелых лет японского милитаризма и второй мировой войны, католическая община вошла в период возрождения. Одним из ее славных прихожан стал знаменитый адмирал Исороку Ямамото.

В 1981 году святой Иоанн Павел II первым из понтификов посетил страну. Конференция епископов Японии приурочила к его визиту «Десять дней мира» своим призывом от 25 февраля, и с тех пор в эти дни чествуется память жертв Хиросимы и Нагасаки и осуждается ядерное оружие.

Некоторые католические храмы в стране объявлены «памятниками национального наследия». Власти даже подали на рассмотрение ЮНЕСКО список из 47 памятных зданий, возведенных с 1864 года. В нем есть церковь Оура, выстроенная по проекту миссионера Пьера-Теодора Фрейно (1938); новый собор Ураками (1959); церковь 26 мучеников (1962) и другие храмы. 24 ноября 2008 года в Нагасаки в присутствии папы Бенедикта XVI прошла торжественная служба с обрядом причисления к лику блаженных 188 католических мучеников, павших за веру в 1603-1639 годах. Все они были мирянами, за исключением отца-иезуита Кибе.

 

Форумы