А. И. Раздорский. О дате первого упоминания курского Троицкого женского монастыря

 

 

После выхода в свет в 1912 г. брошюры настоятельницы курского Троицкого женского монастыря игуменьи Емилии (Лебедевой)[1] в курской краеведческой и церковно-исторической литературе закрепилось мнение, что первое упоминание об этой обители относится к 1623 г.[2] Именно эта дата указана на сайте монастыря[3], а также на сайтах Курской епархии[4] и Синодального отдела по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви[5]. Приводится она и в Википедии[6], а также в «Большой российской энциклопедии» (в подготовленном С. Г. Мереминским разделе «Религия» статьи «Курская область»)[7].

Игуменья Емилия в начале своего очерка об истории Троицкой обители указывает: «Из краткого описания монастырей г.г. Павловского, Ратшина и др[угих] видно, что в 1623 году монастырь уже существовал: “на посаде за большим острогом”. Об этом же упоминает митрополит Амвросий в своей книге “История российской иерархии”»[8]. Обратимся к работам, на которые ссылается игуменья. В фундаментальном труде архимандрита (позднее епископа) Амвросия (Орнатского)[9], впервые опубликованном в шести частях в 1807–1815 гг., о времени существования и дате первого упоминания курского Троицкого женского монастыря вообще ничего не говорится[10]. Заметим, что никакой информации по этому вопросу нет и в описаниях монастырей Российской империи, опубликованных в первой половине XIX в., которые долгое время служили одними из основных источников справочной информации о русских обителях[11]. В книге художника, церковного археолога, исследователя и копировщика древних рукописных книг А. М. Ратшина, вышедшей в 1852 г., про монастырь сказано, что «о времени основания его сведений нет; а известно только, что он в нач[але] XVII века уже существовал»[12]. Искомую дату находим только в книге А. А. Павловского «Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам Российской империи и Афону», изданной в 1907 г. Про курский Троицкий женский монастырь в ней говорится: «Когда и кем он основан, неизвестно. Но уже в 1623 году монастырь существовал»[13]. Никаких ссылок на источник сведений об указанной дате автор не привел. Этого, впрочем, не требовал и жанр книги, представляющей собой популярный справочник-путеводитель компилятивного характера, предназначенный главным образом для паломников. Добавим также, что сам Павловский профессиональным историком не являлся. Он подвизался на литературном поприще — сочинял пьесы и путевые очерки, а также составлял разного рода путеводители и «спутники» для путешествующих по святым местам России, Палестины и Афона.

Таким образом, указанная Павловским дата первого упоминания курского Троицкого женского монастыря вызывает обоснованные сомнения в своей достоверности. Между тем в наиболее авторитетном справочно-историческом издании о русских обителях, составленном старшим редактором Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел В. В. Зверинским, про курский Троицкий женский монастырь говорится только что «по описи 1628–1631 года он находился на посаде за большим старым острогом и имел тогда церковь св. Троицы с приделом Обновления Храма Воскресения Христова»[14]. Сведения эти Зверинский извлек из изданного еще в 1786 г. «Описания Курского наместничества» С. И. Ларионова. В распоряжении последнего находились материалы из недошедших до нашего времени писцовых книг Курска и Курского уезда, составленных в 1628–1631 гг. писцами Богданом и Степаном Уньковскими и подьячим Иваном Коровиным. Ларионов сообщает, что согласно описанию 1628–1631 гг. в обители имелась 21 келья и состояли 35 монахинь. Около монастыря находилась слобода, в которой жили «непашенные ремесленники и бобыли». На территории курского острога монастырь имел осадный двор, купленный игуменьей Сундулеей «на убежище въ осадныя времена»[15].

Позже, вслед за Зверинским, сведения о существовании курского Троицкого женского монастыря в 1628–1631 гг. привел Л. И. Денисов[16]. Его фундаментальный справочник вышел в 1908 г. — на год позже путеводителя Павловского, однако автор не счел возможным давать информацию об упоминании курской обители в 1623 г., уже напечатанную во «Всеобщем иллюстрированном путеводителе». Важно также подчеркнуть, что современный исследователь русской церковной истории Д. Б. Кочетов также проигнорировал дату, указанную Павловским, приняв за начальную точку отсчета истории обители 1628 г.[17]

Каким же образом возникла дата «1623 год»? Полагаю, что, скорей всего, здесь имела место обычная техническая ошибка либо при переписке беловой рукописи, пошедшей в типографию (книга печаталась в Нижнем Новгороде в типографии Товарищества И. М. Машистова), либо непосредственно при наборе текста. Думается, что Павловский при подготовке своего «Всеобщего иллюстрированного путеводителя» не мог пройти мимо справочника В. В. Зверинского, где говорится о существовании курского Троицкого женского монастыря в 1628–1631 гг. Видимо, в исходной авторской рукописи книги Павловского в качестве даты первого упоминания обители и был указан 1628 г., которую переписчик (или наборщик) ошибочно воспроизвел как 1623 г. При вычитке огромной по объему верстки (свыше 900 страниц) опечатку не заметили и, будучи запущенной в оборот, книга стала источником ошибочной информации.

В настоящее время есть возможность уточнить дату первого упоминания Курского Троицкого женского монастыря. Как это нередко бывает, нашлась она в источнике, в котором данную информацию меньше всего можно было ожидать — в «книге курскому кабацкому пойлу, вину и меду, и пошлинным, и пятенным, и лошадиным деньгам» за февраль–июнь 1619 г., хранящийся в РГАДА[18]. Документ представляет собой приходо-расходную книгу, содержащую сведения о сборе казенной питейной прибыли и таможенных пошлин в Курске[19]. Он был опубликован (правда, с некоторыми сокращениями) еще в 1982 г. лингвистами С. И. Котковым и Н. С. Котковой в сборнике деловых текстов XVII в. «Памятники южновеликорусского наречия»[20].

В записи «книги курскому кабацкому пойлу» за 6 марта 1619 г. отмечена покупка неизвестным по имени курянином, имевшим какое-то отношение к крестьянину девичьего монастыря, которого предположительно звали Анцифер, лошади у жителя Рыльска: «Тово ж числа явил кобатцкому голове и верным целовалникомъ курченинъ девичево манастыря крстьянина Онцы… рыж, иноход, звездочол, грив… семи лет на осмое, а купил он тов… у рыленина Гриши Степанов… с продавца взято с полушеста рубли пя[ть] алтын да щерсти две денги»[21].

Практически нет сомнений в том, что в данной записи упомянут именно курский Троицкий женский монастырь. Других женских обителей в XVII в. в городе не было. Монастырь неоднократно упоминается и в более поздних курских таможенных и кабацких книгах (в основном в связи со сделками по купле-продаже лошадей, проводимых его крестьянами). Например, в книге, включающей сведения с 22 ноября 1626 г. по 1 марта 1628 г., в записи за 27 января 1627 г. говорится: «Генворя в 27 де[нь] явил курченин Васильевъ крестьянин Якунина Ортемъ Павлов снъ кобылу гнеду семи лет, грива налева, продал курченину Троетцкого девичева мнстря крестьянину Ивану Петрову сну Сабелникову»[22].

Таким образом, первое упоминание Курского Троицкого женского монастыря в исторических источниках можно датировать 1619 г. К этому времени обитель не просто уже существовала, но и имела приписных крестьян. Что же касается времени ее основания, то оно по-прежнему остается неизвестным. Можно лишь предположить, что монастырь возник на исходе Смуты. Надо полагать, что в Курске, ощутимо пострадавшем в лихолетье, имелось немало вдов, потерявших своих мужей. Именно они, вероятно, и составили основу новой обители.

 

 


© Раздорский А. И., 2024

 

[1] Емилия (Лебедева), игум. Курский Свято-Троицкий женский монастырь (краткий исторический очерк). Курск, 1912.

[2] См., например: Курский Свято-Троицкий женский монастырь в православной истории Курского края: краткая летопись / Сост. монахиня Иустина (Трофимова). Курск, 2018. С. 4.

[3] Из глубины времен // Курский Свято-Троицкий монастырь (Электронный ресурс: http://kursk-sestry.ru/index.php/o-monastyre1/letopis/item/367-iz-glubiny-vremen; дата обращения – 21 апреля 2023 г.).

[4] Курский Свято-Троицкий женский монастырь (Электронный ресурс: https://курская-епархия.рф/index.php/khramy-i-monastyri/monastyri/item/84-курский-свято-троицкий-женский-монастырь; дата обращения – 21 апреля 2023 г.).

[5] Курский Свято-Троицкий женский монастырь // Монастырский вестник / Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви (Электронный ресурс: https://monasterium.ru/monastyri/monastery/kurskiy-svyato-troitskiy-zhenskiy-monastyr-/; дата обращения – 21 апреля 2023 г.).

[6] Свято-Троицкий монастырь (Курск) (Электронный ресурс: https://ru.wikipedia.org/wiki/Свято-Троицкий_монастырь_(Курск); дата обращения – 21 апреля 2023 г.).

[7] Курская область // Большая российская энциклопедия. Т. 16. М., 2010. С. 435–444.

[8] Емилия (Лебедева), игум. Курский Свято-Троицкий женский монастырь… С. 5.

[9] В приведенной цитате в отношении автора «Истории российской иерархии» допущена ошибка: Авмвросий (Орнатский) никогда не имел сан митрополита: в 1808 г. он стал архимандритом, в 1816 г. — епископом.

[10] Амвросий (Орнатский), архим. История российской иерархии. Ч. 4. М., 1812. С. 882.

[11] Описание монастырей, в Российской империи находящихся, с показанием времени построения оных и в каких классах положены по штатам; также храмовых праздников и достопамятных происшествий, случившихся в них; с присовокуплением известия о всех соборных, монастырских, ружных и приходских церквах в столичных городах Москве и С[анкт-]Петербурге находящихся, когда оные построены и в какие числа бывают храмовые праздники. Изд. 4. М., 1817. С. 119; Подробное и верное описание монастырей, находящихся в Российской империи, расположенное по азбучному порядку и извлеченное из новейших отечественных писателей. С присовокуплением дневника отечественных воспоминаний и поучительных статей в прозе и стихах. М., 1829. С. 184.

[12] Ратшин А. М. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. М., 1852. С. 170.

[13] Павловский А. А. Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам Российской империи и Афону. Н. Новгород, 1907. С. 328.

[14] Зверинский В. В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи, с библиографическим указателем. Вып. 2. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. СПб., 1892. № 1243. С. 361

[15] Описание Курского наместничества из древних и новых разных о нем известиях вкратце, собранное Сергеем Ларионовым, того наместничества верхней расправы прокурором. М., 1786. С. 19–21. Наиболее вероятно, что эти данные относятся именно к 1628 г. — писцы начинали свою работу, как правило, с описания центра уезда, а уже затем перемещались в сельскую местность.

[16] Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: Полный список всех 1105 ныне существующих в 75 губерниях и областях России (и 2 иностранных государствах) мужских и женских монастырей, архиерейских домов и женских общин. М., 1908. С. 358.

[17] Кочетов Д. Б. Курский во имя Святой Троицы женский монастырь // Православная энциклопедия. Т. 39. М., 2015. С. 470–474.

[18] РГАДА. Ф. 210 (Разрядные приказ). Оп. 8 (Разрядные вязки). Вязка 1. Ч. 1. № 10. Л. 1–64.

[19] Подробнее см.: Раздорский А. И. Торговля Курска в XVII веке (по материалам таможенных и оброчных книг города). СПб., 2001. С. 67–84.

[20] Памятники южновеликорусского наречия. Таможенные книги / Изд. подгот. С. И. Котков, Н. С. Коткова. М., 1982. С. 81–94.

[21] Там же. С. 83. К сожалению, процитированная рукопись имеет многочисленные дефекты, большинство содержащихся в ней записей имеет более или менее значительные утраты текста.

[22] Там же. С. 136.

Форумы