Реконструкция по черепу подтвердила достоверность портрета детской мумии из Файюма

Предпринятое в Баварии исследование — первое, в ходе которого мумия сравнивалась с соответствующим ей портретом

МЮНХЕН. Реконструкция лица мумии маленького ребенка, сделанная по черепу, показала, что его портрет, размещенный на мумии, является на редкость реалистичным, сообщил Тhe Нistory Вlog.

Портреты на мумиях — погребальная традиция, характерная для греко-римского Египта. Они, как правило, были нарисованы на деревянных досках и помещались на лицо обернутого полотном мумифицированного тела.

До настоящего времени сохранилось около 1000 известных портретов мумий, большинство из которых было обнаружено в районе Файюма в Нижнем Египте. Лишь менее 100 из них все еще прикреплены к своей оригинальной мумии.

Из-за реализма и индивидуализированных особенностей портретов считается, что они представляют собой изображения лиц конкретных умерших. Но было проведено слишком мало исследований в плане сопоставления портретов и мумий. Это же касается создания реконструкций лиц из забальзамированных останков.

Недавно предпринятое в Баварии исследование — первое, в ходе которого мумия ребенка сравнивалась с соответствующим ей портретом. Исследование было опубликовано в журнале PLUS One.

Рассматриваемый предмет находится в коллекции Государственного музея Ägyptischer Kunst (SMAEK) в Мюнхене с 1912 года, когда он был подарен Королевской баварской коллекции древностей известным археологом сэром Флиндерсом Петри. Петри лично обнаружил мумию с портретом за год до этого во время раскопок в Хаваре, входной точке оазиса Файюм.

Мумия имеет длину 30 дюймов и искусно обернута перекрещенными льняными бинтами, украшенными позолоченными гипсовыми пуговицами. На портрете изображен маленький ребенок трех-четырех лет с большими карими глазами и каштановыми волосами. Рентгеновское исследование идентифицировало ребенка как мальчика. Мумия имеет вьющиеся волосы с двумя косами, заплетенными от центра к ушам чуть выше линии роста волос.

Исследователи провели компьютерную томографию мумии и реконструировали череп по результатам сканирования. Затем они использовали данные сканирования и программное 3D-обеспечение для восстановления глаз, кожи, носа и мягких тканей. Художнику-реконструктору не разрешили предварительно увидеть портрет или даже получить какую-либо информацию о нем, чтобы не повлиять на визуализацию.

Реконструкция лица показывает ребенка с типичными инфантильными чертами лица, очень похожими на портретные. На биометрическом уровне пропорции между размером лба и линией глаз, расстоянием до нижнего носового отверстия и рта были точно одинаковыми и у портрета, и у реконструкции. Однако существовали различия между шириной переносицы и размером ротового отверстия, причем в обоих случаях изображения на портрете были более тонкими и «узкими», чем виртуальная реконструкция.

Однако есть определенные различия между портретом и реконструированным лицом: на субъективном уровне портрет кажется немного «старше»; на биометрическом уровне ширина носа и рта на портрете меньше, чем на реконструкции, что может объяснить воспринимаемую разницу в возрасте.

Флиндерс Петри считал, что Файюмские портреты были сделаны до смерти, потому что все они были вырезаны, чтобы соответствовать мумии, и потому, что он нашел портрет, который еще не был прикреплен к мумии. Некоторые современные ученые также предположили, что портреты были сделаны с натуры. Хотя это имеет смысл для взрослых, кажется маловероятным, чтобы у такого маленького ребенка был готов портрет на случай возможной смерти. Тем более, что в данном конкретном случае в легких мумии ребенка присутствуют признаки пневмонии, поэтому кажется, что он внезапно заболел смертельной болезнью.

Форумы