Кардинал Дзен подверг резкой критике соглашение между Ватиканом и Китаем

Бывший епископ Гонконга сказал, что Папа Франциск не понимает сущности коммунистического режима

ГОНКОНГ. Недавнее соглашение между Ватиканом и Китаем является шагом на пути к «уничтожению» Католической Церкви в Китае, написал кардинал Джозеф Дзен, бывший епископ Гонконга, в статье, опубликованной 24 октября 2018 г. в «New York Times».

Кардинал Дзен, который в прошлом уже не раз открыто критиковал подход Ватикана к проблеме положения католиков в Китае, предельно критично расценил новую сделку между Папой Франциском и коммунистическим правительством Китая.

Соглашение, заключенное 22 сентября 2018 года между Святым Престолом и Пекином, имело своей целью нормализацию положения католиков Китая. Католики в Китае были разделены между «подпольной» Церковью, которая находилась в полном общении с Римом, и лояльной государству Китайской патриотической католической ассоциацией (КПКА), которая не была признана Ватиканом. Китайское правительство без согласования с Римским престолом назначало епископов КПКА. Сентябрьское соглашение было призвано объединить эти группы, утвердив формулу, посредством которой Папа Франциск одобрял бы епископов, назначенных Пекином.

Тем не менее, кардинал Дзэн сказал, что различие между подпольной Церковью и КПКА не было искоренено.

Он сказал, что те, кто посещают «подпольную» Церковь, продолжают вести свою церковную жизнь в тайне и подвергаются за это преследованиям со стороны правительства, если их обнаруживают. На фоне религиозных репрессий в Китае кардинал Дзен сказал, что священники «подпольной» Церкви поощряют своих прихожан не посещать Мессу ради собственной безопасности.

Хотя Папа Франциск является «очень пастырским» понтификом, как сказал кардинал Дзен, он не думает, что нынешний Папа Римский правильно понимает, как «работает» Коммунистический Китай. В родной стране Папы Франциска — Аргентине — коммунисты «работали над защитой бедных от правительственного притеснения, часто вместе с иезуитами», сказал гонконгский прелат. Вот почему Папа Франциск «может иметь естественную симпатию к коммунистам», поскольку он считает и их самих преследуемыми, полагает Дзен.

«Это далеко не так, — сказал кардинал Дзен, — в тех местах, где коммунисты являются правящей партией, подобной Китаю». По его словам, «когда они приобретают власть, коммунисты сами становятся преследователями».

После того, как Дзен вернулся в Китай после учебы в Риме в 1974 году, по его словам, он застал «целый народ в рабстве». И хотя он признает, что китайское правительство добилось значительных успехов в деле соблюдения прав человека, «у вас никогда не будет по-настоящему хорошего соглашения с тоталитарным режимом», подчеркнул кардинал.

Нынешняя генерация церковного руководства неправильно понимает угрозу, которую коммунистическое правительство представляет для католиков, сказал Дзен. Он высоко оценил работу кардинала Юзефа Томко, который был префектом Конгрегации евангелизации народов с 1985 по 2002 год. Томко, который происходил из Словакии, «понимал коммунизм, и он был мудр», сказал кардинал Дзен.

 

При Томко Ватикан рассматривал только «подпольную» Церковь в Китае как настоящую Католическую Церковь, и хотя в церкви, спонсируемой государством, было «много хороших людей», она была «незаконной», считает кардинал Дзен. Однако после ухода на пенсию Томко, как сказал Дзен, ситуация стала ухудшаться с назначением кардинала Крешенцио Сепе, которого Дзэн назвал «молодым итальянцем без иностранного опыта».

Сепе «слишком быстро, с легкостью, узаконивал официальных китайских епископов», отмечает Дзен, что создало впечатление, что Ватикан «автоматически» одобрит любого епископа, назначенного китайским правительством. Это продолжалось и при кардинале Иване Диасе, следующем префекте, который был «сторонником разрядки» и сближения с бывшими «советскими» государствами. Этот менталитет был перенесен и на взгляд Диаса на Китай и Китайскую Церковь, утверждает Дзен.

Дзэн дошел до того, что обвинил Ватикан в том, что он целенаправленно исказил перевод письмо Папы Римского Бенедикта XVI китайским католикам от 2007 года, в котором он призывал к примирению Церквей. Хотя перевод был в конечном итоге обновлен, было уже слишком поздно, сказал Дзен. Первоначальное письмо было «широко распространено» в Китае, и некоторые из епископов «подпольной» Церкви поняли это письмо как разрешение на то, чтобы присоединиться к КПКА.

Дзен также подверг критике государственного секретаря Ватикана кардинала Пьетро Паролина, который, как он считает, больше заботился о дипломатическом успехе, чем о Церкви. Паролин стремится восстановить нормальные отношения между Ватиканом и Китаем — впервые с 1950 года, заявил Дзен.

Хотя точные условия соглашения между Китаем и Ватиканом не были опубликованы, кардинал Дзен не испытывает оптимизма в отношении будущего «подпольной» Католической Церкви. Несмотря на то, что Папа Франциск все еще может «наложить вето» на выдвижение одобренного государством епископа, «сколько раз он может это сделать, правда?» — задается риторическим вопросом кардинал Дзен.

«Какая польза от последнего слова, когда у Китая будут все слова перед этим», — говорит Дзен. Он также выразил сомнение в том, что примерно 30 епископам «подпольной» Церкви будет по-прежнему разрешаться совершать служение в качестве епископов, если эти обе китайские Церкви примирятся.

После соглашения, достигнутого в сентябре, два епископа КПКА были приглашены в Ватикан для участия в Синоде по делам молодежи. Эти люди, как известно, близки к китайскому правительству, и их участие в синоде является «оскорблением хороших епископов Китая», заявил кардинал Дзен.

Несмотря на это, Дзен предостерег духовенство «подпольной» Церкви от того, чтобы начать какую-либо «революцию». Вместо этого, если правительство начнет отбирать их церкви или запретит им исполнять их обязанности, они должны вернуться в свои семьи, продолжить молиться и «подождать лучших времен», так как «коммунизм не вечен», уверяет кардинал Дзен.

Форумы