Во Флоренции завершена реставрация скульптуры Донателло «Юдифь и Олоферн»

Бронзовая скульптура 1457–1464 гг. вернулась на всеобщее обозрение в Сала деи Джильи во флорентийском Палаццо Веккьо

 

ФЛОРЕНЦИЯ. Бронзовая скульптурная группа работы Донателло, изображающая Юдифь и Олоферна (1457–1464 гг.), вернулась на всеобщее обозрение после 10 месяцев реставрации. Скульптура была торжественно открыта в понедельник, 3 июня 2024 года, в Сала деи Джильи (Галерея Флер-де-Лис) во флорентийском Палаццо Веккьо после того, как была очищена и отреставрирована с использованием новейших технологий, сообщил The History Blog.

Донателло оригинально подошел к теме юной еврейской героини, которая спасла свой город, отрубив голову осаждавшему его ассирийскому полководцу. Скульптор был первым, кто включил в композицию всю фигуру Олоферна.

В более раннее время субъект обычно представлялся как Юдифь держащая обезглавленную голову ассирийского военачальника. Донателло запечатлел этот момент в динамичных действиях: Юдифь стоит с поднятой рукой с мечом, готовая к убийству, в то время как тело Олоферна зажато между ее ногами, его конечности свисают с края основания статуи.

Три вакхических рельефа украшают боковые стороны постамента.

Бронзова скульптура была заказана Пьеро де Медичи с мотивом победы Юдифи над Олоферном, являющимся символом свободы против тирании, образцом. которому граждане могут следовать в защиту Флорентийской республики.

После того, как Медичи были изгнаны из Флоренции в 1495 году, правительство новой республики конфисковало скульптуру и перевезло ее из дворца Медичи в Палаццо делла Синьория, новую резиденцию правительства.

Оригинальные надписи Пьеро на постаменте — одна восхваляла Юдифь как символ триумфа смирения над гордыней и добродетели над похотью, другая призывала граждан последовать ее примеру в защите Флорентийской республики — были удалены, и была установлена ​​новая, обозначающая дату конфискации скульптуры в собственность Флоренции.

В течение следующих столетий статую несколько раз перемещали, и она очень пострадала под воздействием природных стихий. К 1980 году бронза сильно испортилась, поэтому ее навсегда перевезли в Зал Джильи в Палаццо Веккьо.

Во время переезда статуя прошла первую научную реставрацию, но это были 1980-е годы, и использованные тогда методы еще были несовершенными. Бронза со временем потемнела, и защитное покрытие оказалось настоящим магнитом для пыли, обладая электростатическим зарядом, притягивающим пыль, и клейким свойством, приклеивающим ее к поверхности.

Новая реставрация началась с кропотливого изучения и документирования бронзы. Статую посыпали пылью, чтобы обнажить как можно большую часть поверхности. Затем эту поверхность проанализировали, взяв новые образцы и сравнив их с теми, что были собраны 40 лет назад.

После завершения диагностического процесса реставраторы приступили к работе над выявленными проблемами.

Полученные результаты выявили необходимость более комплексного подхода для возобновления восстановительного эффекта предыдущей работы, а также удаления продуктов медленных коррозионных процессов с поверхности металла.

Недавняя работа позволила улучшить понимание материала, а также новую лазерную технологию обработки металла без недостатков методов механической или химической очистки, использовавшихся в прошлом.

В ходе работы также были выявлены локальные участки позолоты на бронзе, что дает важную информацию о том, как эту статую (и другие подобные ей) можно более эффективно защитить в будущем.

Форумы