Херувимы работы итальянского мастера эпохи Возрождения найдены в Вышеградском замке в Венгрии

Херувимы работы Бенедетто да Майано были частью мраморного алтаря XV века

 

БУДАПЕШТ. Пара мраморных херувимов, созданных итальянским мастером раннего Возрождения Бенедетто да Майано, была обнаружена на территории Вышеградского замка, к северу от Будапешта, Венгрия, сообщает The Нistory Blog.

Головы и крылья херувимов были найдены во время раскопок церкви францисканского монастыря, стоявшей рядом с королевским дворцом в замковом комплексе.

Херувимы были частью алтаря из белого мрамора, созданного в XV веке.

Хотя головы ангелов и получили некоторые повреждения, они в основном сохранились и демонстрируют характерные черты искусной руки Бенедетто да Майано в детализации волос, перьев и лиц.

Также были найдены фрагменты драпировки статуй ангелов. Эти детали являются почти точными копиями скульптурных элементов на алтарях Бенедетто да Майано в Неаполе, Флоренции и Сан-Джиминьяно.

Родившийся в Майано, Тоскана, в 1442 году, Бенедетто научился резьбе по дереву и мрамору сначала у своего дяди Джулиано, а затем у Антонио Росселлино. Вскоре он затмил их и мастерством, и славой. Он начал работать в перспективной интарсии (использование разных цветов деревянной инкрустации для создания сложных архитектурных сцен, фигур, листвы и геометрических узоров с трехмерной глубиной), создав великолепную студию Федерико да Монтефельтро, герцога Урбинского, после чего его слава распространилась далеко за пределы Италии.

Биограф итальянских мастеров Ренессанса Джорджо Вазари рассказывает, что Бенедетто да Майано получал заказы от коронованных особ Европы, включая короля Венгрии Матиаша Корвина, для которого он сделал пару инкрустированных сундуков.

Король Матиаш пригласил Бенедетто в Буду лично, чтобы доставить сундуки, но когда он представил их королю и его двору, полному знати, он обнаружил, к своему ужасу, что морская вода во время путешествия размягчила клей инкрустации, и вся его работа буквально рассыпалась на куски на его ошеломленных глазах. Он смог склеить все обратно к удовлетворению короля, но он был настолько унижен хрупкостью дерева, что с этого момента он переключился на мраморную скульптуру.

Бенедетто получил заказ на создание парных мраморных рельефных портретов короля и его второй жены Беатрисы Арагонской во время их свадьбы в 1476 году. Сегодня историки искусства признают эти портреты важными переходными работами, знаменующими обращение художника от интарсии к скульптуре.

Вазари говорит, что он создал другие скульптуры из глины и мрамора для короля Матиаша Корвина, прежде чем тот покинул Венгрию и вернулся во Флоренцию.

Построенный в XIII веке, Вышеградский замок стал официальной королевской резиденцией в XIV веке и был дополнительно расширен и отремонтирован в XV веке. Матиаш почти полностью переделал интерьер дворца, а также заново основал францисканский монастырь (начатый, но так и не завершенный полностью, Сигизмундом, императором Священной Римской империи и королем Венгрии, около 1400 года). Маттиаш завершил строительство монастыря и заказал большой главный алтарь из белого мрамора в стиле итальянского Возрождения.

В документе от 1493 года, хранящемся во Флоренции, записано, что Бенедетто получил заказ от Маттиаша на мраморную скинию для церковной ризницы, но работа была прервана, когда король умер в 1490 году. Этот заказ предполагает, что Маттиаш активно привлекал Бенедетто да Майано к работе для церкви.

Вышеград и францисканский монастырь сильно пострадали в вооруженных конфликтах 1540-х годов. В 1540 году Нижний замок был осажден Фердинандом I, императором Священной Римской империи, в конфликте за престолонаследие, который спровоцировал гораздо более масштабное вторжение османского султана Сулеймана Великолепного, якобы от имени младенца, который только что унаследовал трон Венгрии. Осада Фердинанда повредила монастырь, и археологи нашли фрагменты алтаря с кусками окон, оконных рам и свинцовых винтовочных пуль, сплющенных от удара.

Замок был снова осажден войсками Османской империи в 1544 году и понес тяжелые повреждения. Даже после того, как турецкие войска были изгнаны в 1685 году, замок больше никогда не использовался как королевский дворец и к 18 веку был полностью засыпан землей.

Сегодня замок открыт для посетителей, хотя в нем и проводится новая программа раскопок и реставрации с конечной целью вернуть замку и дворцовому комплексу дни его славы при Матьяше Корвине.

Найденный артефакт имеет большое значение, поскольку он подтверждает видение королем Матиашем Венгрии как культурного и художественного центра в Европе XV века, где он заказывал работы у ведущих итальянских художников.

«Вероятность найти произведения искусства эпохи Возрождения аналогичного качества и в хорошем состоянии, но до сих пор неизвестные, сейчас очень мала», — заключил Гергей Бузаш.

Продолжающиеся раскопки обещают дальнейшие значительные открытия, проливающие свет на богатую средневековую историю Венгрии.

Форумы