• Источник:
  • Сергей Игнатов — специально для Седмицы.Ru

В Норвегии епископы выступили против плана либерализации абортов

Они считают его «отходом от христианского и гуманистического наследия» страны

ОСЛО. В Норвегии епископы выступили против правительственного плана либерализации абортов и объявили эту законодательную инициативу «отходом от христианского и гуманистического наследия» страны, сообщает catholicnewsagency.

Совет католических епископов Норвегии в своем послании предупредил, что законодательная инициатива о либерализации абортов в стране «представляет собой отход от христианского и гуманистического наследия Норвегии», защищаемого конституцией, и «посягает на человеческую жизнь в нашем понимании».

Специальная комиссия по абортам, учрежденная норвежским правительством, рекомендовала законодателям утвердить положение о законности плановых абортов «по собственному желанию» до 18-й недели беременности, а в некоторых случаях и позже этого срока. Действующее законодательство разрешает плановые аборты до 12-й недели беременности, а в ряде исключительных случаев и до 13-18-й недели. По нынешним нормам, аборты после 12-й недели беременности возможны при условии подачи женщиной заявления в Совет медицинской ассоциации, и по каждому заявлению Совет принимает решение с учетом конкретных обстоятельств. Нынешняя законодательная инициатива устраняет это требование и расширяет срок планового аборта по желанию до 18-й недели.

Конференция католических епископов направила письмо в министерство здравоохранения и социального обеспечения Норвегии с возражениями против этой инициативы. «Предлагаемый закон не учитывает интересы ребенка, исходит из спорной концепции человеческой жизни и подрывает традиционные ценности страны, – гласит заявление епископов, опубликованное на сайте Coram Fratribus. – Текст закона отвергает плод как бесправный неживой субъект. А потому рассмотрение вопроса об абортах имеет, в строгом смысле этого слова, трагическое измерение. При любых обстоятельствах каждый аборт есть повод для горя и потеря для общества. Только на этом понимании, по нашему убеждению, наше общество может справедливо обеспечивать благополучие всех причастных сторон самым ответственным и разумным образом».

Если комиссии удастся, несмотря на сопротивление, продлить плановые аборты на шесть недель, это породит «двусмысленность в понимании права на жизнь» в обществе, предупреждают епископы. «Закон об абортах трактует готовящегося к рождению ребенка как нарост в теле женщины, нечто вроде паразитического образования, – гласит заявление епископского Совета. – С другой стороны, каждая беременная женщина имеет возможность с помощью современных технологий своими глазами узреть потрясающее видео своего 17-недельного ребенка – вполне сформировавшегося и активного. Получается, что одни из нас по личному выбору воспринимают 18-недельный плод как неживую сущность, а другие как любимого ребенка, уже проявляющего глубоко личную индивидуальность. Критерии отличия субъективны, зависят от нашего восприятия и настроя – иными словами, от того, насколько ребенок нам желанен».

В послании подчеркивается, что положение закона в новой формулировке означает резкий отход от конституционного гуманизма, который сохраняется до некоторой степени в существующем законодательстве. «Нынешнее законодательство признает аборт весьма сложным процессом, – напоминают прелаты. – Оно гарантирует беременной женщине, подумывающей об аборте, доступ к полной информации о помощи и услугах, доступных ей, если она решится доносить беременность и родить ребенка. Хотя закон и предоставляет ей возможность прервать беременность в четко определенные сроки ... он все же дает ей возможность осознать, что ее решение означает выбор между жизнью и смертью. А в новой формулировке, предлагаемой комиссией, гуманные положения просто отметаются, и остается лишь казенное положение о «полном праве женщины на аборт» до 18-й недели беременности. Таким образом, законодатель производит терминологическую подмену, уводя аборт из области гуманизма в область потребления, где торжествуют безликие потребительские термины вроде «права», «требования» и «обеспечения качества услуги». Процесс принятия решения самой женщиной в этой области полностью отчужден и приватизирован».

Епископы также осуждают сущностную основу новой формулировки, поскольку она упрощает сложность аборта, сводя его к примитивной проблеме личных прав (родителей и близких) в целом и прав женщин в частности, и намеренно отвергает все человеческие права ребенка в материнской утробе. «Конечно, женщины и мужчины, как независимые дееспособные личности, имеют полное право распоряжаться своим телом, – гласит послание прелатов. – Вопрос об абортах, однако, нельзя упрощать до … отношений полов. Этот вопрос осложняется тем, что затрагивает не только беременную женщину, но и вторую личность, а именно ребенка в материнской утробе, ибо его также надлежит признавать человеческой личностью».

Епископы утверждают, что заявленная цель нового законопроекта не достигается, поскольку он не гарантирует «благополучие личностей» ввиду того, что пренебрегает человеческими правами ребенка в утробе. Тем самым он подрывает основополагающий принцип, провозглашенный статьей 2 Конституции страны, которая гласит: «Наши ценности коренятся в нашем христианском и гуманистическом наследии». «Пойдет ли на пользу Норвегии попытка ввести норму закона с произвольной трактовкой прав личности, когда можно наделять правами личности лишь желанного индивида и отказывать в этих правах нежеланному? – вопрошают епископы в послании. – Таким образом, эта норма делит личности на имеющих право жить и достойных смерти. Мы считаем, что подобное законоположение не пойдет на пользу Норвегии».

 

Форумы