• Источник:
  • Сергей Игнатов — специально для Седмицы.Ru

В США гордятся своим Вифлеемом, основанным Моравской церковью в 1741 году

Его называют Рождественским городом и уверяют, что в нем поставили первую елку на континенте в 1747 году

 

ВАШИНГТОН. В США гордятся своим Вифлеемом, основанным Моравской церковью в 1741 году, называют его Рождественским городом и уверяют, что в нем поставили первую елку на континенте в 1747 году, пишет catholicnewsagency.

На самом деле в США есть 18 городков и местечек с названием Вифлеем, однако первым и самым известным считается Вифлеем в штате Пенсильвания с нынешним населением порядка 75 тысяч человек. Он был основан в 1741 году у поймы реки Лихай на востоке штата, неподалеку от Аллентауна – еще до образования самих Соединенных Штатов. В это благословенное место у слияния рек Монокейси и Лихай пришли христиане-протестанты Моравской церкви, купили землю, расчистили ее от первозданного леса и возвели первые дома из тесаных бревен.

Как гласит официальный городской веб-сайт, город был освящен и наречен Вифлеемом в канун Рождества того года. Вообще в то время у протестантов, прибывавших целыми семьями и приходами в землю обетованную, была мода на библейские названия, а потому в разных местах речной долины есть еще города Египет, Эммаус и Назарет. Все эти годы жители города и их потомки стремились всячески популяризировать его в стране, именуя его «Рождественским городом США» (Christmas City USA). На городском веб-сайте они утверждают (и подкрепляют пожелтевшими документами), что именно в их городе появилась первая рождественская елка на континенте в 1747 году.

Город многое повидал за свою долгую историю, в частности чтит память около 500 местных солдат, павших в войне за независимость. В городе сохранился подлинный бревенчатый дом первых поселенцев 18-го века, который считается одним из старейших зданий в Соединенных Штатах, доныне используемых по назначению. Город быстро утвердился как промышленный центр региона. Всего через шесть лет после его основания, как скрупулезно подсчитали местные краеведы, в нем процветали уже 35 ремесленных мастерских, промыслов и производств, в том числе мясохладобойня, часовая мастерская и множество мельниц различного назначения. Со временем в промышленном квартале Вифлеема колониальных времен сложился самый мощный центр промышленных и ремесленных производств в Америке, действовавший до «индустриальной революции» в США. На городском веб-сайте его провозглашают «самым первым промышленным парком Америки».

В новое время в городе заработал мощный металлургический комбинат «Вифлеем-сталь» (Bethlehem Steel), выдававший полный ассортимент стального проката и литья. Объем производства был столь значителен, что местный стальной прокат поставлялся для таких знаменитых сооружений, как мост Золотые ворота, Эмпайр Стейт Билдинг и плотина Гувера. Некоторые историки даже утверждают, что Соединенные Штаты вряд ли разбогатели бы в двух мировых войнах, если бы не комбинат Bethlehem Steel. На пике заказов в военное время в его цехах было занято до 300 тысяч человек, усиленно производивших вооружения для армии страны и союзников. Никого особенно не смущало клеймо библейского Вифлеема на орудиях смертоубийства. Подсчитано, в частности, что из продукции Bethlehem Steel за время второй мировой войны было построено 1127 морских судов. Этот крупнейший металлургический комбинат потерпел банкротство лишь в 2001 году и окончательно закрылся в 2003 году. На набережной города все еще высятся могучие ржавые бастионы комбината. Его мрачные помещения постарались сохранить и реконструировать под новомодный «общественный парк», а в гулких залах опустевших цехов ныне проводят музыкальные концерты.

В нынешнем Вифлееме немало католиков. Отец Эндрю Герингер (Andrew Gehringer), пастор католической церкви Святого Младенчества (Holy Infancy Catholic Church), поведал в интервью CNA, что его католический приход на юге Вифлеема возник в 1861 году в ответ на духовные нужды иммигрантов-католиков со всего мира, съезжавшихся сюда работать на металлургическом комбинате. В период бурного расцвета города, на десяток ближайших кварталов приходилось шесть католических церквей, и первой из них была возведена церковь Святого Младенчества. Католический Вифлеем привечал приезжих немцев, ирландцев, венгров, поляков, португальцев, бразильцев и многих других.

По сей день службы в храме Святого Младенчества звучат на английском, испанском и португальском языках. Отец Герингер гордится поликультурным характером прихода, в котором мирно уживаются рождественские традиции и обрядность многих стран. Португальцы, к примеру, хранят верность обрядам Novena de Natal (Рождественской новены) – девятидневного молитвенного бдения в дни Рождества Христова. А испанцы вершат обряды Las Posadas («Постоялый двор»), переживая в них бегство Марии и Иосифа из Назарета в Вифлеем в поисках убежища для рождения Иисуса. Обе рождественские новены начинаются 16 декабря и включают чтение святого Розария, праздничные крестные ходы, службы и праздники с пиньятами (полыми куклами из папье-маше, набитыми конфетами, пряниками и игрушками для детей). «Мы ценим и храним поликультурный колорит нашего прихода, – говорит священник. – Часто устраиваем обеды с национальными блюдами, проводим поликультурные летние фестивали. Все наши общины украшают город на Рождество на свой лад, вместе устраивают вертеп в центре, ставят множество рождественских елок и прочих деревьев, украшенных в стилях разных культур».

В конце 1930-х годов на господствующей вершине при въезде в город установили огромную рождественскую пятиконечную звезду с восемью лучами. В 2010 году ее подсветили разноцветными светодиодами, и теперь в ясную погоду ее можно видеть за 30 километров. Звезда стала символом города, по всему Вифлеему теперь расставлены указатели с ее изображением и надписью «Следуйте за путеводной звездой к достопримечательностям Вифлеема». «Мне, как христианину, радостно жить в городе, где духовные смыслы Рождества Христова славятся столь широко и открыто с помощью символов, начиная с самого названия города, – говорит отец Герингер. – Это порождает совершенно особое ощущение духовности бытия. Я счастлив, что город сохраняет христианский дух и символику, она повсюду здесь заметна и славна. А ведь в некоторых городах нашей страны христианские символы уже запрещают, ополчаются даже на рождественские символы, обряды и украшения».

Форумы