• Источник:
  • Сергей Игнатов — специально для Седмицы.Ru

Католическая церковь в Манипуре (Индия) гордится весомым вкладом в усмирение этнорелигиозного конфликта, вспыхнувшего в мае

За это время погибли около 200 человек и 60 тысяч бежали из зоны столкновений племен куки и мейтеи

ИМПХАЛ. Католическая церковь в Манипуре (Индия) гордится своим весомым вкладом в усмирение этнорелигиозного конфликта, вспыхнувшего в мае и унесшего уже около 200 жизней, при этом порядка 60 тысяч жителей бежали из зоны столкновений племен куки и мейтеи, пишет fides.

Ключевую роль в умиротворении сторон конфликта играет «Манипурский межконфессиональный форум за мир и согласие» (Manipur Interfaith Forum for Peace and Harmony) во главе Томасом Менампарампилом (Thomas Menamparampil), почетным католическим архиепископом Гувахатским. «Путь к достижению полного мира остается тернистым, трудным, и местами пока вообще непреодолимым», – признает архиепископ. Он один из наиболее активных участников форума, которые уже очень многое сделали, побывали во многих горячих точках конфликта и провели множество пастырских встреч с жителями Манипура, штата на северо-западе Индии, охваченного межэтническим насилием. За пять месяцев конфликта, вспыхнувшего 3 мая между племенами куки и мейтеи, погибли 178 человек по официальным данным, хотя местные правозащитники насчитывают неофициально более 200 жертв. Около 60 тысяч жителей штата были вынуждены бежать, и числятся «внутренне перемещенными лицами». На мятежной территории все еще наблюдаются вспышки страстей, мелкие столкновения, и в целом сохраняется высокая напряженность. Архиепископ поясняет это тем, что «фундаментальные проблемы справедливости и правосудия, ставшие причиной конфликта и вспышки насилия, все еще далеки от расследования властями и разрешения».

Вместе с другими видными участниками межконфессионального форума, архиепископ в последние дни встречался со старейшинами и вождями христианских общин племени куки и индуистского племени мейтеи, чтобы выслушать взаимные обиды, нужды и претензии и отыскать пути к примирению. Архиепископ Менампарампил, постоянно пребывающий в своей резиденции в Гувахати (в соседнем штате Ассам), посетил Манипур уже четыре раза с момента вспышки столкновений 3 мая. Ему удалось заложить основу для диалога сторон и добиться их согласия на создание межконфессионального форума как миротворческого органа, координатором которого прелат сейчас и выступает. «Превыше всего в деятельности нашего форума мы ставим дух взаимоуважения и готовности к диалогу ради умиротворения и добрососедства, невзирая на сложности ситуации», – говорит Менампарампил.

Видную роль в миротворческом межконфессиональном форуме играет и Доминик Люмон (Dominic Lumon), католический архиепископ Импхальский, один из основателей форума. «Мы собрали группу смиренных духовных пастырей из Манипура, дабы приложить все силы для пресечения раскручивания спирали насилия во всех его формах, – говорит отец Люмон. – Мы по возможности усмиряем гнев и страсти сторон, призываем их прекратить взаимные проявления агрессии и угрозы, удерживать себя от провокационных гневных заявлений. Чтобы остановить насилие, нам пришлось начать со взвешенного и хладнокровного анализа и изложения подоплеки событий, не стремясь без нужды преувеличивать и выпячивать отдельные негативные моменты, и не разжигать страсти».

Во встречах миротворческого форума постоянно участвуют старейшины и вожди племен куки и мейтеи, и они сходятся во мнениях с католическим духовенством, говоря о необходимости поиска путей к полному миру. «Нам надлежит приложить все усилия для установления мира в Манипуре, – заявляют старейшины. – Призываем соотечественников всемерно избегать всяческих преувеличений, подтасовок и взаимного мифотворчества при описании событий, и не очернять наше будущее негативными ожиданиями и предсказаниями».

Участники форума также пришли к согласию о том, что важную роль в усмирении страстей и умиротворении сторон должны играть местные СМИ, и приветствовали, в частности, общественную кампанию по сбору подписей под публичным совместным обязательством о примирении и неприятии и недопущении насилия в племенных общинах. «Призываем общины приложить все усилия для проведения мирных переговоров на местном уровне и налаживания сотрудничества и добрососедских отношений всеми возможными способами, – гласит воззвание форума. – Одно из наиболее важных требований для умиротворения и благоденствия наших общин – это устранение всех препятствий для гуманитарных грузов и групп в рамках программ чрезвычайной помощи, в том числе медицинской, продовольственной и гуманитарной помощи любого вида. Призываем оказывать действенную помощь племенным общинам в мирных переговораз всех активистов гражданского общества. Наш форум ожидает действенной помощи и поддержания наших миротворческих инициатив со стороны женских и творческих организаций, видных интеллектуалов, лидеров общественного мнения и вообще всех людей доброй воли с обеих сторон».

Штат Манипур с его плодородными долинами и нагорьями на границе с Мьянмой населяют примерно три миллиона человек, мирная жизнь и быт которых по сей день страдают от пятимесячного племенного конфликта. В штате по-прежнему блокируется доступ к Интернету по распоряжению властей, и все еще нарушен привычный уклад экономической и социальной жизни. «Хотя столкновения племен, похоже, утихли за последние два месяца – во многом благодаря нашим упорным усилиям – горячие угли еще тлеют под пеплом и могут вспыхнуть, – говорит архиепископ Менампарампил. – Милитаризация территории никуда не делась, на руках у населения остается много оружия. И, самое главное, власти не демонстрируют политической воли для урегулирования ситуации, дабы выявить и удалить корни тлеющего конфликта, а потому насилия могут возобновиться в любой момент».

Многие выжившие жертв межплеменных столкновений все еще надеются на хоть какое-то правосудие и торжество справедливости. В частности, как сообщают местные СМИ, мать 21-летнего студента-мейтея колледжа Ханглалмуана Вайпхея (Hanglalmuan Vaiphei) из Чурачандпура (района, населенного преимущественно племенем куки), который погиб в уличной расправе 3 мая, взывает о справедливости, но не может добиться от властей ни единого слова о том, продвигается ли дело ее сына или положено под сукно. В другом случае, Кавита Сингх, жительница Импхала, не знает, жив или мертв ее муж-мейтей, государственный служащий. Его в компании с соплеменником последний раз видели недалеко от района Кангпокпи 6 мая, и с тех пор оба числятся без вести пропавшими, хотя их, по всей вероятности, уже нет в живых.

Особую озабоченность властей и миротворцев вызывает разграбление государственных оружейных арсеналов в мятежном штате. В общей сложности исчезло почти 4500 стволов огнестрельного оружия и около 650 тысяч патронов. Пока полиции и спецслужбам удалось отыскать и изъять только 1500 пропавших стволов и около 15 тысяч патронов. С учетом сохраняющейся межплеменной напряженности и непримиримых разногласий, в штате Манипур учредили «буферные зоны», разделяющие районы проживания мейтеи и куки (хотя это не чисто племенные районы, а речь идет зонах преобладания одного из племен). Например, между районами Чурачандпур и Импхала созданы четыре контрольно-пропускных пункта, где несут дежурство армейские подразделения, которым поставлена задача предотвращения дальнейших столкновений. С другой стороны, территория штата изобилует пересеченным рельефом и тайными тропами, по которым свободно идут потоки «внутренней миграции» и передвигаются любые вооруженные группы, что сильно усложняет военно-полицейские операции в Манипуре.

Главная проблема племенного конфликта, которую центральному правительству Индии до сих пор не удается решить, имеет религиозные корни. Этническая группа мейтеи составляет большинство населения штата (потому их и называют на местном диалекте «манипури», то есть манипурцы). Они насчитывают около 1,5 миллионов человек и исповедуют индуистскую веру в подавляющем большинстве. А племя куки исповедует в своем большинстве христианство и является этническим меньшинством в штате. Мейтейское большинство населяет, главным образом, плодородные процветающие земли в долине Импхал, на долю которых приходится около 10 процентов территории штата Манипур. Остальные, менее привлекательные земли лесистых нагорий, холмов и прочих зон «сложного земледелия», населены племенными меньшинствами (в том числе куки), пользующимися государственными льготами в качестве «малых племенных общин». Этот статус обеспечивает малым племенам должную конституционную защиту, включая охрану их земли, культуры, языка и самобытной культуры, как наиболее «исторически неблагополучных» племенных общин Индии. Вот почему мейтейскому большинству по конституции не разрешается посягать на земли этих лесистых нагорий.

3 мая племена куки провели демонстрации и шествия в знак протеста против решения суда о предоставлении статуса «племенной общины» мейтейскому большинству, и без того захватившему лучшие земли в штате. Фактически, Верховный суд Манипура своим решением рекомендовал правительству Манипура направить ходатайство центральному правительству о квалификации местных индуистов-мейтеи в качестве «зарегистрированной племенной общины», обладающей теми же льготами, что и малые коренные племена, а стало быть и правом на земли малых племен. Местные меньшинства справедливо усмотрели в этом решении суда попрание конституции в интересах большинства под прикрытием единоверцев-индуистов во власти.

С этих демонстраций и взяли начало ручейки столкновений и насилий, которое вскоре слились в бурный поток открытой конфронтации. Христиане племени куки обвиняют экстремистские группировки индуистов-мейтеи в целенаправленных нападениях с целью уничтожения и изгнания христиан-куки в Импхале и прилегающих районах. А мейтеи винят, в свою очередь, в первых актах вандализма и погромах демонстрации куки. В результате через пять месяцев после начала межплеменных столкновений мейтеи и куки их общины практически полностью изолированы друг от друга военными блокпостами, а въезд в районы, населенные иноплеменными иноверцами, все еще запрещен.

 

Форумы