• Источник:
  • Сергей Игнатов — специально для Седмицы.Ru

Ватикан особым указом признал власть епископа над монастырем кармелиток в США

Епархия завела церковное расследование связи настоятельницы со священником, а та ответила иском в мирской суд на епархию

 

АРЛИНГТОН. Ватикан особым указом признал власть епископа над монастырем кармелиток в США и тем самым поддержал епархию в церковном расследовании греховных притязаний настоятельницы к священнику, на что та ответила иском в мирской суд на епархию, пишет catholicnewsagency.

Юридический спор епархии Форт-Уэрта с монастырем кармелиток переходит в новый раунд после того, как Ватикан официально признал главенство епископа Майкла Олсона (Michael Olson) над монахинями. Заявление епархии гласит, что Ватикан назначил епископа папским комиссаром и тем самым сделал его «представителем папы в этом вопросе» своим указом от 31 мая, подготовленным Дикастерией институтов посвященной жизни и Обществами апостольской жизни.

Конфликт разгорелся в конце апреля, когда епархия возбудила расследование греховных домогательств преподобной матери-настоятельницы Терезы Агнес Герлах (Teresa Agnes Gerlach) к священнику. Преподобная мать и монастырь Пресвятой Троицы в Арлингтоне (штат Техас) в ответ подали иск в мирской суд против епископа и епархии, в котором обвиняют епископа в конфискации компьютера, мобильного телефона и ноутбука преподобной матери и в том, что он подвергал монахинь долгим изнурительным допросам.

Согласно заявлению епархии, указ Святого Престола признает власть епископа над монастырем в расследовании. «Дикастерия признала, что епископу Олсону принадлежит вся полнота ответственности за управление монастырем, – подчеркивается в заявлении. – Этот указ является ответом на попытку оспорить полномочия епископа Олсона в расследовании допущенных нарушений шестой заповеди Декалога и обета целомудрия преподобной матерью Терезой Агнес (Герлах)». Представитель епархии отказался от дальнейших уточнений и разъяснений журналистам по этому вопросу.

Указ вышел на пятый день после того, как Олсон своим письмом в монастырь кармелиток обвинил монахинь в «разжигании ненависти и вражды» к нему лично и епархии, а также отказался восстановить ежедневные богослужения и регулярные исповеди в монастыре, которые он запретил сразу после возбуждения церковного расследования. Он также запретил мирянам участвовать в богослужениях, а монахиням разрешил совершать службы только по воскресеньям, а ходить на исповедь лишь раз в год. Монастырь просил восстановить ежедневные службы с участием мирян и регулярную исповедь, однако епископ Олсон своим письмом отклонил эту просьбу и обвинил монахинь в том, что они чинят препятствия церковному расследованию. «Мы не видим благопристойной возможности в существующих обстоятельствах устраивать ежедневные службы и исповеди для монашествующих сестер и верующих мирян, – гласит письмо епископа, – поскольку монастырь подал мирской иск с требованием о выдаче охранного ордера против меня и епархии Форт-Уэрта, содержащий ложную информацию для предстоящего расследования. [Это] деяние привело к огласке происшедшего в местных, национальных и международных средствах массовой информации, вызвало ненависть и неприязнь ко мне из-за того, что я благословил расследование, и оспорило мое право как церковной власти проводить это расследование. Дальнейшее препятствование расследованию выразилось в том, что вы и некоторые монашествующие сестры отказались сотрудничать с церковным следствием. Введенные мной запреты на службы и исповеди будут действовать до тех пор, пока сестры не прекратят такое свое поведение, противоречащее их монашескому чину и неподобающее ему, и не подтвердят любовь и послушание Святой Церкви и ее святым пастырям... при условии завершения находящегося на рассмотрении гражданского иска или его отзыва».

Монастырь обвиняет епископа и епархию в нарушении как гражданского, так и канонического права церковными следственными действиями. В своем иске монастырь требует «взыскания гражданского ущерба в размере 1 миллиона долларов» и просит суд «заблокировать доступ епископа и епархии к любым сведениям, полученным путем беззаконной конфискации имущества преподобной матери». Епархия в свою очередь утверждает, что спор является внутрицерковным и не подлежит рассмотрению в мирском суде ввиду конституционного положения об отделении церкви от государства.

В мирском суде интересы монастыря и матери Герлах представляет адвокат по гражданским делам Мэтью Бобо (Matthew Bobo). Понимая шаткость своей позиции в правовом поле, защита старается перевести спор в область эмоций, страстей и интриг, обвиняя епископа в мести монахиням путем наложения запрета на службы. «Этот последний выпад епископа Олсона является ничем иным, как предельным проявлением высокомерия, мстительности и жестокосердия, – нагнетает страсти Бобо, – жертвами которого стали сестра Франциска Тереза и другие сестры-затворницы, чья монашествующая община с 1950-х годов ежедневно, радостно и неустанно совершает Божественную службу (The Divine Office) и творит всеобщую молитву за Церковь и мир».

Епархия напоминает, что преподобная мать уже призналась в грехе притязаний к священнику и покаялась в нарушении шестой заповеди, запрещающей прелюбодеяние, однако адвокат Бобо и тут нашелся. «Она находилась под воздействием обезболивающих препаратов, назначенных ей в связи с операцией, – бойко утверждает защитник, – причем не призналась ни в каком серьезном проступке, который оправдывал бы столь чрезмерные и эмоционально разрушительные меры. Я не могу себе представить, какое горе и психологические страдания испытывают эти молитвенные женщины, ушедшие от мира ради молитв за него, от карающей десницы своего Богом данного пастыря».

После того, как монастырь подал иск в мирской суд, епископ также отказал матери Герлах в праве выбрать своего собственного канонического адвоката, чтобы тот представлял ее в церковном расследовании. Епископ сам назначил канонического адвоката представлять ее интересы. Этот канонический адвокат уже подал документы от ее имени, однако преподобная мать упорно отвергает законность его статуса в церковном суде как своего представителя.

Свежие подробности конфликта публикует в заметке за 2ое июня католическое издание The Pillar. Епископ Олсон мгновенно воспользовался своими полномочиями, дарованными ему Ватиканом. Уже на следующий день после папского указа, подтверждающего его власть, он издал собственный указ (от 1 июня) об отстранении от служения настоятельницы, виновной, по его словам, в сексуальных домогательствах к священнику. Тем же указом Олсон снял запрет на ежедневные службы в монастыре, хотя тот, по всей видимости, пока не отозвал свой иск в мирской суд против епископа, в котором опальная настоятельница выступает главной истицей.

«Я признаю мать Терезу Агнес (Герлах), настоятельницу монастыря Иисуса Распятого, виновной в нарушении шестой заповеди Декалога и обета целомудрия в отношениях со священником в пределах епархии Форт-Уэрта, – гласит епископский указ. – Таким образом, как папский комиссар монастыря в Арлингтоне, штат Техас, и епископ епархии Форт-Уэрта, я удаляю сестру Терезу Агнес из ордена кармелиток-отшельниц». Ожидается, что бывшая настоятельница теперь подаст апелляцию на решение епископа в Ватикан и тем самым откроет новую главу в конфликте епископа с монастырем кармелиток.

 

Форумы