Исследование остатков языческих храмов Галлии позволяет расширить представление о древнеримском политеизме

Храмы, вероятно, использовались для поклонения не одному, а многим богам

 

ПАРИЖ. В апреле археологи, проводившие раскопки в Ла-Шапель-де-Фужере в Бретани, Франция, объявили, что обнаружили большой римский храм, датируемый периодом от конца первого века до нашей эры до четвертого века нашей эры. Они предположили, что римские солдаты, вероятно, использовали его на протяжении сотен лет, чтобы воздать должное Марсу, богу войны. Об этом сообщил Тони Кинг, профессор римской археологии из Винчестерского университета, на сайте которого размещен материал о храмах римской Галлии.

Обнаружение прекрасной бронзовой статуэтки Марса позволило предположить, что храм мог быть святилищем этого бога. Но на этом месте также были найдены глиняные фигурки Венеры и богинь-матерей, что привело к неуверенности в том, какому именно божеству здесь поклонялись.

Ядро участка составляли два здания – квадрат внутри квадрата, одно немного меньше другого. Этот дизайн типичен для романо-кельтских храмов (найденных в современной Франции, некоторых частях Бельгии, Германии, Швейцарии и северо-западных провинциях Римской империи).

Исследователи древней религии в кельтских северо-западных регионах Римской империи (большую часть которой составляла древняя Франция) рассматривали расположение двойного храма как посвящение божественной паре, одному мужчине и другой женщине, таким как Аполлон и Сирона или Меркурий и Розмерта.

Женские имена обычно происходили из кельтских языков, тогда как мужские боги происходили из классического греко-римского пантеона, что подразумевало своего рода «брак» между ними и, в более широком смысле, синтез местной культуры с культурой имперского Рима.

Но это теоретизирование было отражением колониального мышления 19-го и 20-го веков. Современные эксперты обнаружили, что древние люди выбирали свои формы поклонения, а не навязываемые им религии. Древние общины могли сохранить традиции железного века или перенять аспекты римской классической религии. Это отражено в археологии их храмов.

У некоторых из них были деревянные постройки, и лишь немногие из них имели классические изображения богов. Другие, особенно в городах, выбирали более полный римский стиль поклонения, даже если в основе ритуалов по-прежнему лежали старые местные традиции.

Глядя на раскопки храмов в Галлии (современная Франция, с частями Бельгии, Германии и Швейцарии) и Великобритании, бросается в глаза, что архитектурная форма часто довольно стандартизирована.

Храмы обычно имеют романо-кельтский дизайн с небольшой квадратной центральной башней, окруженной портиком (рядом равномерно расположенных колонн с односкатной крышей, примыкающих к центральной башне).

Однако скульптура, надписи, артефакты и жертвенные останки сильно различаются. Они показывают развитие сильно локализованного набора ритуальных действий, которые значительно варьировались от одного храма к другому.

Не менее поразительна их долгосрочная стабильность. Похоже, что однажды установленные (либо в ранне-римский период, либо иногда в позднем железном веке до завоевания) ритуалы быстро превратились в модели, которые в некоторых местах сохранялись веками.

Конец обычно наступал в поздне-римский период, когда языческие святыни были заброшены перед лицом распространения Христианства, продвигаемого империей.

Марс, Венера и богини-матери (и, возможно, другие, еще не обнаруженные) были, вероятно, божествами, включенными в ритуалы, соблюдаемые в двух святилищах и столь же важном открытом дворе, в котором стояли святилища.

Именно во дворе происходила большая часть публичных ритуалов, таких как жертвоприношения. С этой точки зрения археологи не могут быть уверены, например, что больший храм предназначался для Марса, а меньший — для женских божеств.

Мы не знаем точного назначения самих храмовых построек. Центральная часть целлы обычно считается «домом для бога». Внутри них иногда встречаются постаменты, подходящие для статуи или другого культового идола.

Окружающие портики являются второстепенными элементами, поскольку некоторые храмы начинают свою жизнь как простая квадратная структура, а портик добавляется позже.

На месте Пеша, недалеко от Аахена в Германии, портик одного из двух храмов имел алтари богиням-Матронам (вариант богинь-матерей). Тем временем в целле находилась статуя Юпитера.

Похоже, что портики развивались как убежище для приношений по обету, напротив центрального здания святыни.

Во многих храмах были найдены самые разнообразные изображения и имена богов. В Герольштейне, недалеко от Трира в Германии, были запечатлены Минерва, Венера, Меркурий, Вакх и Геракл. В Le Hérapel в регионе Мозель во Франции были Сол, Луна, Меркурий, Бахус, Геркулес и Эпона. На месте храма в Брегенце в Австрии есть надпись «богам и богиням», показывающая, что многим божествам поклонялись коллективно.

В Британии в храме в Ламиатт-Биконе, Сомерсет, был расположен тайник со статуэтками Юпитера, Меркурия, Марса, Минервы, Геркулеса и Гения. Подобные клады статуэток были найдены в других местах провинции.

Ясно, что «поли» в политеизме-многобожии означало именно это — множество божеств, которым поклонялись вместе. Во многих храмах мог быть главный или изначальный бог или богиня, но существовала четкая тенденция поклоняться целому ряду божеств, возможно, со временем накапливались новые идолы.

Более широкий священный ландшафт добавляет ясности находкам в Ла-Шапель-де-Фужере. Это место дополняет еще один храм в Морделлесе, на западе. Оба находились в пределах легкой досягаемости от римского города Ренн, и вполне возможно, что они были связаны с городом маршрутами процессий или паломничества.

В самом сердце Ренна есть убедительные доказательства поклонения Марсу. Все три места, возможно, сформировали священный ландшафт горожан в форме шествий и сезонных празднеств.

Заманчиво думать о древней религии в монотеистических терминах — один храм, один бог. Но свидетельства из романо-кельтских регионов империи говорят об обратном. Это гораздо более подлинный политеизм. В большинстве храмов поклонялись нескольким божествам, а сильные региональные сети связывали вместе многих богов и богинь.

Форумы