Выставка «Ода Антверпену: секрет голландских мастеров» открылась в Утрехте

Устроители выставки утверждают, что секрет голландского искусства XVII в. в том, что оно началось в Бельгии

 

УТРЕХТ. Новая выставка «Ода Антверпену: секрет голландских мастеров» открылась в музее Catharijneconvent в Утрехте и будет работать до 17 сентября 2023 года, сообщает интернет-издание АrtnetNews.

Устроители выставки утверждают, что ключевые события, лежащие в основе расцвета голландской живописи XVII века, на самом деле были сделаны на территории нынешней Бельгии – в Антверпене, который традиционно имел репутацию «самого испанского» города в Южных Нидерландах.

«Мы хотели показать голландскую художественную живопись XVI и XVII веков, и наша проектная группа быстро пришла к сути вопроса: без Антверпена в XVI веке искусство голландцев XVII века не существовало бы», — говорит куратор выставки Миха Лифланг.

Выставка, созданная при поддержке фонда Phoebus, базирующегося в Антверпене, отслеживает, как художники Антверпена XVI века заложили основы техник, обычно связанных с голландской живописью XVII века – эпохи, когда-то известной как «Золотой век», хотя эта фраза сегодня выпадает использования из-за свой якобы связи с рабством.

Антверпен с его массивной внутренней гаванью был первоначальным торговым мегаполисом для северо-западной Европы, очагом торговли шерстью, специями и алмазами, а также домом для растущего «среднего класса», который вскоре захочет заполнить свои стены произведениями искусства.

Выставка, на которой представлено около 80 картин, показывает, как фламандские художники, такие как Иоахим Патинир, Питер Артсен и, конечно же, Питер Пауль Рубенс, разрабатывали техники и жанры, которые впоследствии были усовершенствованы в Амстердаме: жанровые произведения, реалистичные портреты, натюрморты, песчаные пейзажи и церковные интерьеры.

В то время территория Фландрии была частью Нидерландов с их экономическим центром в Антверпене. Но к 1585 году, когда гезы – «повстанцы из низин» вели Восьмилетнюю войну с испанским правительством, город пал, и местным протестантам было дано четыре года на то, чтобы уйти в Северные Нидерланды (Голландию) или обратиться в католицизм. Это, как показывает выставка, привело к массовому исходу художников, а также их богатых покупателей.

«Самыми важными художниками XVII века в Голландии были Вермеер, Рембрандт, а затем Франс Хальс, о котором голландцы не знают, что он родился в Антверпене и уехал после падения Антверпена со своими родителями в Харлем», — говорит Лифланд. — «Он гордился своим происхождением и подписал многие из своих картин «Франц Халс из Антверпена». Он типичный художник из Голландии… который на самом деле был вовсе не из Голландии!»

На выставке представлен ранний Рембрандт — «Крещение евнуха». Также экспонируется работа антверпенского художника Ханса ван дер Эльбурхта — с таким же вертикальным форматом и пастельной палитрой. Пейзажи Иоахима Патинира, другого художника из Антверпена, представлены как закладывающие основу для панорамных пейзажей Якоба ван Рейсдала, «с типичным голландским облачным небом», — говорит Лифланд.

Катарина ван Каутерен, руководитель аппарата фонда Phoebus, в котором хранятся частные коллекции Фернана Хатса, Карин ван ден Хеувел и компании Katoen Natie, говорит, что пришло время для большего признания влияния Антверпена на «голландское» искусство.

«Несколько недель назад я имел удовольствие открывать большую выставку фонда Phoebus в Денвере «Святые, грешники, влюбленные и дураки», которая рассказывает историю фламандского искусства XV, XVI и XVII веков», — говорит Ван Каутерен. — «Я проводил экскурсию, полный энтузиазма, а в конце ко мне подошли два человека и спросили: «Это голландское?» Это было немного откровением. Мы, фламандцы, не так хороши в продвижении себя, и даже в Нидерландах — наших ближайших соседях — люди не знают, что их «золотой век» начался в Антверпене».

Форумы