• Источник:
  • Сергей Игнатов — специально для Седмицы.Ru

Музеи Ватикана открыли выставку шедевров народного искусства африканцев и американских индейцев

Тем временем индейцы и африканцы требуют вернуть племенам святыни и ценности предков, присвоенные колонизаторами

 

ВАТИКАН. Музеи Ватикана 16 марта официально открыли свои африканские и американские этнографические коллекции с шедеврами народного искусства, не смущаясь тем, что индейцы и африканцы давно уже требуют вернуть на родину святыни и ценности предков, присвоенные колонизаторами, сообщает apnews.

В коллекции представлены среди прочих экспонатов искусно отреставрированные руандийские ширмы из рафии (пальмового волокна), привезенные католическими миссионерами в Ватикан для первой подобной выставки в 1925 году. Нынешняя выставка в этнологическом музее «Душа мира» (Anima Mundi Ethnological Museum) предлагает посетителям детальную научную презентацию процесса реставрации, а также предшествовавших ему скрупулезных исследований. Ученые и реставраторы проводили предварительные консультации с экспертами национального этнографического музея Руанды, привлекли к ним аспиранта Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, специализирующегося по этой теме, а также профильных специалистов Королевского музея Центральной Африки в Бельгии.

Организаторов выставки не смущает тот факт, что на этнографические музеи и власти стран Европы и Северной Америки обрушилась в последние годы лавина требований, жалоб и судебных исков от коренного населения бывших колоний, которое требует возвращения артефактов, святынь и ценностей, некогда вывезенных из колоний завоевателями.

Преподобный Никола Маппелли (Nicola Mappelli), куратор музея Anima Mundi, уклонился от вопросов журналистов об отношении к требованиям о реституции этнографических фондов Ватикана, заявив, что эти вопросы вне его компетенции, и с ними следует обращаться к руководству музея. На прямой вопрос журналиста агентства Associated Press в время церемонии открытия новой выставки, он все же отметил, что Ватикан уже вернул три мумии в Перу в прошлом году и человеческую голову в Эквадор в 2017 году. Когда вопрос о возврате племенных ценностей законным наследникам задали руководству этнологического музея в лице его директора Барбары Джатты (Barbara Jatta), она также уклонилась. В своем выступлении на открытии выставки Джатта ограничилась обтекаемым заявлением о том, что коллектив музея Anima Mundi «всегда стремился и стремится к полной открытости в диалоге с различными культурами». Она подчеркнула, что появление в экспозиции отреставрированных руандийских ширм можно считать праздником открытия обновленной афроамериканской коллекции музея, и в то же время 50-летней годовщиной поступления этой коллекции в музеи Ватикана.

Проблема этнографической коллекции Ватикана оказалась в центре внимания мировой общественности в прошлом году, когда представители канадских индейцев, метисов и эскимосов прибыли в Ватикан, дабы выслушать покаяние от папы Франциска за бесчеловечную программу перевоспитания детей коренных племен в системе церковных школ-интернатов. Тысячи детей отучали в этих интернатах от родного языка, культуры, традиций и верований и отрывали от родных корней, при этом очень многие из них погибли от болезней и жестокого обращения и были захоронены в безымянных могилах в школьных дворах. Эти захоронения в последние годы стали находить с помощью георадаров, и эти находки вызвали скандал в канадском обществе. Канадская комиссия поиска истины и примирения пришла к выводу, что «политика насильственного изъятия детей из семей коренных народов с целью их ассимиляции в христианское общество Канады того времени представляла собой культурный геноцид».

Делегаты коренных народов Америки, метисов и эскимосов-инуитов посетили музей Anima Mundi, где им показали некоторые предметы из собрания святынь и ценностей их предков. Делегаты осмотрели их со смешанными чувствами благоговения и возмущения, после чего заявили, что будут настаивать на возврате этих ценностей законным потомкам их создателей и владельцев, а пока надеются получить к ним неограниченный доступ, дабы почитатели, исследователи и шаманы коренных народов могли их изучать.

Ватикан долгое время настаивал на том, что основу этой его этнографической коллекции составляют «подарки» благодарного населения колоний папе Пию XI, который в 1925 году устроил огромную выставку в садах Ватикана, чтобы отпраздновать глобальное распространение церкви и восславить духовные труды ее миссионеров на благо коренных народов. Католические миссионеры со всего мира присылали тогда в Ватикан лучшие образцы местной народной культуры и искусства. Нынешние исследователи задаются вопросом, насколько добровольными были эти «дары» коренных народов далекому властителю Церкви, особенно с учетом тиранического стиля правления мирских властей и бесправия племен в колониях того времени.

Информационные таблички на экспонатах нынешней выставки выдержаны строго в духе этой методички Ватикана. Так, общая информация перед канадской экспозицией, к примеру, гласит: «Существует давняя традиция посылать папам подарки от коренных народов Канады». А этикетка на индейском головном уборе из орлиных перьев, богато орнаментированном вампумом, лаконично сообщает, что этот головной убор передал в подарок папе Франциску во время его поездки в Канаду в 2022 году вождь Уилтон Литтлчайлд (Wilton Littlechild).

 

Форумы