Неандертальцы создали самое древнее искусство в мире

Однако их искусство, возможно, было более абстрактным, чем стереотипные наскальные изображения фигур и животных, сделанные Homo Sapiens

 

ЛОНДОН. Один из самых горячо обсуждаемых вопросов в истории исследований неандертальцев заключался в том, создавали ли они искусство. В последние несколько лет все ученые пришли к общему мнению, что искусство у них было. Но, как и у их родственников Homo sapiens, поведение неандертальцев менялось в зависимости от культуры от группы к группе и с течением времени, отмечает издание Рhys.org.

Их искусство было, возможно, более абстрактным, чем стереотипные наскальные изображения фигур и животных, сделанные Homo Sapiens уже после того, как неандертальцы исчезли около 30 000 лет назад. Но археологи начинают понимать, насколько креативным было искусство неандертальцев само по себе.

Считается, что Homo sapiens появился в Африке не менее 315 000 лет назад. Популяции неандертальцев в Европе прослеживаются не менее 400 000 лет назад.

Еще 250 000 лет назад неандертальцы смешивали с жидкостями минералы, такие как гематит (охра) и марганец, для получения красных и черных красок, предположительно для украшения тела и одежды.

Исследования палеолита археологами в 1990-х годах радикально изменили распространенное представление о неандертальцах как о «тупицах». Теперь мы знаем, что они не стремились не отставать от Homo sapiens, а имели собственную поведенческую эволюцию, хотя и с некоторыми нюансами. Их большой мозг получил свое собственное эволюционное содержание.

Из находок останков в подземных пещерах, а также следов использования инструментов и пигментов в местах, где у неандертальцев не было очевидных причин для их чисто практического применения, мы знаем, что они, похоже, интересовались окружающим их миром и стремились его отобразить.

Почему они блуждали из мира света в опасные глубины пещер, где не было ни еды, ни питьевой воды? Мы не можем сказать наверняка, но, поскольку это иногда включало создание произведений искусства на стенах пещер, это, вероятно, имело какой-то смысл.

Неандертальцы жили небольшими, сплоченными группами, которые вели кочевой образ жизни. Когда они путешествовали, они брали с собой угли, чтобы разжечь небольшие костры в каменных убежищах и на берегах рек, где они разбивали лагеря. Они использовали инструменты, чтобы строгать свои копья и разделывать туши. Мы должны думать о них как о семейных группах, удерживаемых вместе постоянными переговорами и соревнованием между людьми. Однако несмотря на то, что они были организованы в небольшие группы, на самом деле это был мир одиночек.

Эволюция визуальной культуры неандертальцев с течением времени предполагает, что их социальные структуры менялись. Они все чаще использовали пигменты и различные предметы для украшения своего тела. Возможно, это происходило по мере того, как конкуренция за групповое лидерство становилась все более изощренной. Цвета и орнаменты передавали сообщения о силе и мощи, помогая людям убеждать своих современников в своей пригодности для лидерства.

Затем, по крайней мере 65 000 лет назад, неандертальцы использовали красные пигменты, чтобы рисовать отметки на стенах глубоких пещер в Испании. В пещере Ардалес недалеко от Малаги на юге Испании они раскрасили вогнутые участки ярко-белых сталактитов.

В пещере Мальтравьезо в Эстремадуре на западе Испании они рисовали руками. А в пещере Ла Пасиега в Кантабрии на севере один неандерталец сделал прямоугольник, многократно нажимая на стену кончиками пальцев, покрытыми пигментом.

Один из нескольких десятков трафаретов рук неандертальцев остался в пещере Мальтравьезо. В случае с этой рукой неандертальцу, оставившему ее, пришлось бы лежать на полу, поскольку она была создана на потолке высотой всего 30 см.

Мы не можем угадать конкретное значение этих отметин, но они предполагают, что неандертальцы становились со временем все более изобретательными.

Еще позже, около 50 000 лет назад, появились личные украшения для тела. Они были ограничены частями тела животных — подвесками из зубов плотоядных, раковин и кусочков костей. Эти ожерелья были похожи на те, что носили Homo sapiens примерно в то же время, вероятно, отражая простое совместное общение, понятное каждой группе.

Отличалась ли визуальная культура неандертальцев от культуры Homo sapiens? Вероятно, хотя и не сильно. Тем не менее, они создали нефигуративное искусство за десятки тысячелетий до прибытия Homo sapiens в Европу, причем, создали его независимо.

У нас пока нет доказательств того, что неандертальцы создавали фигуративное искусство, такое как изображения людей или животных, которые, по крайней мере, 37 000 лет назад широко производились группами Homo sapiens, которые в конечном итоге заменили неандертальцев в Евразии.

Фигуративное искусство — это отнюдь не признак современности и прогресса, а его отсутствие — вовсе не признак примитивности. Просто неандертальцы использовали визуальную культуру иначе, чем их преемники. Их цвета и орнаменты усиливали сообщения друг о друге через их собственные тела, а не изображения вещей.

Важно отметить, что Homo sapiens не создавали изображений животных или чего-либо еще до тех пор, пока неандертальцы, денисовцы и другие отличные от них человеческие группы не вымерли. Никто не использовал такие изображения в биологически смешанной Евразии 300 000–40 000 лет назад.

Но в Африке появлялась вариация на эту тему. Homo sapiens использовали свои собственные пигменты и неизобразительные знаки, чтобы начать обозначать общие эмблемы социальных групп, такие как повторяющиеся группы линий — определенные узоры. Их искусство, по-видимому, было связано не столько с отдельными людьми, сколько с сообществами, с использованием общих знаков, таких как те, что выгравированы на кусках охры в пещере Бломбос в Южной Африке, как племенные узоры.

Форумы