Редкие шедевры культуры майя, рассказывающие об их религии, выставлены в музее Метрополитен

Экспозиция включает почти 100 артефактов, датируемых 250–900 гг.

 

НЬЮ-ЙОРК. Метрополитен-музей в Нью-Йорке открыл новую крупную выставку искусства майя «Жизнь богов: божественность в искусстве майя». Это первая выставка такого рода в Соединенных Штатах за последнее десятилетие, она включает почти 100 сокровищ, датируемых 250–900 гг., из Большого зала музея.

От внушительных каменных стел до крошечных украшений, вырезанных из нефрита, ракушек и обсидиана, эти редкие предметы рассказывают историю древних божеств майя.

Выставка была организована в сотрудничестве с Художественным музеем Кимбелла в Форт-Уэрте.

«Недавние успехи в изучении иероглифов майя позволили идентифицировать имена десятков художников классического периода, и впервые на крупной выставке их имена будут указаны на этикетках», — говорится в заявлении музея.

«В то время как подписи художников на древних произведениях искусства во всем мире до XIX века были редки, скульпторы и художники майя действительно подписывали свои работы, иногда на видном месте, на красиво вырезанных каменных памятниках и изящно украшенных сосудах».

Согласно сообщению музея, выставка состоит из семи разделов, которые «следят за дугой жизни богов и их местом в космологической структуре»: «Сотворение», «День», «Ночь», «Дождь», «Кукуруза», «Знание» и «Покровитель». Дневные боги вызывают солнце; богиня луны, ночное божество, иногда жена, а иногда мать солнца. Ягуар используется для обозначения ночных божеств с «агрессивным, воинственным характером». Некоторые боги, такие как бог кукурузы, переживают смерть и возрождение, вероятно, в соответствии с вегетационным периодом. Когда цари умирали, их иногда изображали поднимающимися в небо, как солнце, чтобы наблюдать за своими преемниками.

«Эти художники майя вдохновлялись богами, создавая замечательные произведения визуальной сложности и эстетической утонченности», — говорится в заявлении Джоанн Пиллсбери, куратора древнеамериканского искусства в Метрополитене. — «По мере того, как археологи продолжают делать крупные открытия, наши знания о визуальной культуре классических майя обогащаются, а выставки, подобные этой, раскрывают новое понимание отношений между древними сообществами и священным».

Художники майя жили на территории нынешних Белиза, Сальвадора, Гватемалы, Гондураса и Мексики. Они изображали богов как полусмертных существ и создавали их изображения на всех этапах жизни, от младенчества до смерти, а иногда и возрождения.

С 250 года цивилизация майя неуклонно росла. В течение следующих 600 лет майя построили сеть городов, в которых жили миллионы людей. Цивилизация начала приходить в упадок в девятом веке. Испанские колонизаторы прибыли в 1500-х годах и положили ей конец.

Испанский епископ Диего де Ланда несет ответственность за уничтожение культуры народа майя во второй половине XVI века, в том числе за уничтожение священных статуй, книг и текстов. В то же время, де Ланда нес майя Христианство, которое пришло на смену языческим культам с их кровавыми человеческими жертвоприношениями. В течение длительного периода испанской колонизация продолжались репрессии против религии и культуры майя.

«Многие из книг, которые существовали в классический период, вероятно, были уничтожены из-за небрежности за столетия до прихода епископа Диего де Ланды», — говорит со-куратор выставки Освальдо Чиншилла Рее Найяр из Hyperallergic. — «Климат в регионе майя особенно не способствует сохранению органических материалов. Но эти выставленные объекты происходили из городов, оказавшихся в руинах. Испанцы не вторгались в эти руины, поэтому, вероятно, эти скульптуры и архитектурные сооружения сохранились».

Поскольку до сих пор существует мало письменных свидетельств о временах могущества майя, историки искусства, ученые и современные общины майя смогли собрать информацию о древней цивилизации с помощью сохранившихся редких произведений искусства и предметов.

Сегодня некоторые элементы культуры и традиции майя все еще сохраняются среди их потомков. Выставка в Метрополитене включает в себя видео молодых танцоров в Санта-Крус-Верапас, Гватемала, исполняющих танец ара, который «объясняет происхождение социальных институтов и обоснование религиозных ритуалов, посвященных богам земли и гор», отмечается в пресс-релизе музея.

 

Форумы