Доиспанская иконография найдена на фресках колониальных церквей середины XVI века в Мексике

Иконография тесно связана с Тепостекатлем, божеством-покровителем и мифическим правителем Тепостлана

 

МЕХИКО. Фрески с доиспанской иконографией были обнаружены на стенах трех часовен монастыря колониальной эпохи в Тепостлане, примерно в 40 милях к югу от Мехико. Фрески датируются серединой 16 века и содержат эмблемы традиционной религии Тепостлана: головной убор из перьев, топор, чималли (пернатый щит) и цветущую ветвь. Иконография тесно связана с Тепостекатлем, божеством-покровителем и мифическим правителем Тепостлана, сообщает Тhe history blog.

Археологи из Национального института антропологии и истории Мексики (INAH) обнаружили настенные росписи во время реставрации храмов Поза — небольших часовен под открытым небом, которые использовались для привлечения новообращенных, чьи традиционные религиозные церемонии проводились на открытом воздухе — в атриуме монастыря Рождества.

На трех стенах часовни видны красные закрашенные круги, но внутри у них ничего не было. Еще один такой круг на другой стене монастыря содержит символы Марии, поэтому реставраторы сняли слои извести, закрывающие внутреннюю часть кругов, думая, что под ними найдутся атрибуты Марии или иные символы Христианства. Вместо этого они нашли атрибуты Тепостекатля.

Доиспанская деревня была сожжена дотла Эрнаном Кортесом в 1521 году под предлогом того, что ее лидеры отказались встретиться с ним. Его чувства не могли быть слишком задеты этим отказом, так как вскоре он объявил весь регион (и большие участки центральной и центральной Мексики) своим личным владением. Гигантское поместье Кортеса, маркиза дель Валье-де-Оахака, было основано в 1535 году, передано его сыну после его смерти в 1547 году и оставалось в руках потомков Кортеса до конца колониального периода. Но уже в 1522 году он как сеньор этой территории раздавал земельные наделы своим солдатам. Гранты энкомьенды разрешали получателям вымогать дань и использовать принудительный труд коренных жителей на этой земле.

В 1550 году испанские власти согнали крестьян, которых они активно эксплуатировали, в новое поселение в Тепостлане. Тогда же были построены церковь и Рождественский монастырь. Испанцы открыли необычную церковь, чтобы обеспечить своего рода гибридное священное пространство, с которым жителям Тепостланам было бы более комфортно, чем со стандартной католической церковью.

Испанские власти также использовали при этом образ местного богочеловека. Даже сама легенда превратилась в агиографию. Тепостекатль был представлен как первый обращенный в Христианство в регионе. История «большого чуда Тепостекатля» заключалась в том, что он отправился в Мехико после своего обращения и увидел, как рабочие изо всех сил пытались поднять колокол на башню собора. Он обратился за помощью к своему другу - богу ветра, и тот поднял огромный вихрь, который понес колокол по воздуху прямо на колокольню.

Росписи часовни являются буквальными иллюстрациями этого религиозного синкретизма, описанного в новой версии мифа о Тепостекатле, сложившейся после испанского завоевания.

Команда исследователей рассказывает: «Во время работы мы обнаружили хорошо сохранившийся красный круг. Затем мы увидели какие-то треугольники, мы подумали, что они соответствуют короне или нимбу Девы Марии, но потом появились перья плюмажа. В центре мы увидели четко очерченный красный орнамент в круге, жезл с цветами и тепостли (топор), похожий на тот, что в глифе Тепостлан. Это было не христианское изображение, а чималли (доиспанский картуш)».

Древняя эмблема, обнаруженная в часовне 4, была написана от руки разбавленным красным цветом, заполнена глазурью, а затем обведена тем же цветом. Круг толщиной 11 сантиметров и диаметром чуть более метра заключает в себе эти доиспанские символы, равные по размеру картушу Девы Марии, который также был нарисован в 16 веке в часовнях Поза.

Изображение, повторяющееся менее отчетливо в капеллах 2 и 3, породило новые вопросы о причине присутствия этой эмблемы на столь важном месте и, даже, рядом с анаграммой Девы Марии, и о связи между доиспанской культурой и христианским культом через несколько лет после испанского вторжения.

Форумы