• Источник:
  • Сергей Игнатов — специально для Седмицы.Ru

Иудейские паломники-хасиды переполнили Умань на еврейский новый год, несмотря на военные действия

«Мы не боимся, рабби Нахман защитит нас», уверены паломники

УМАНЬ. Тысячи еврейских паломников-хасидов прибыли в Умань в центральной Украине, чтобы отметить еврейский новый год в воскресенье 25 сентября, не обращая внимания на предупреждения об опасностях войны, продолжающейся уже восьмой месяц; они говорят «мы не боимся, рабби Нахман защитит нас», сообщает apnews.

Паломники, большей частью из Израиля, хотя есть и из других стран стремятся в эти дни в небольшой город Умань в 200 километрах к югу от Киева, где похоронен Нахман из Брацлава, почитаемый хасидский раввин, умерший в 1810 году. Улицы в центре Умани заполонили мужчины всех возрастов, облаченные в традиционные черные и белые одежды, со свисающими с висков пейсами. Многие читали вслух молитвы, другие ликовали, что-то выкрикивали и танцевали. Повсюду на стенах висели объявления и указатели направления на иврите.

Многие паломники совершают это путешествие уже много лет. Среди них Наум Марковиц из Израиля. Он посещает Умань постоянно с 1991 года после распада Советского Союза и открытия доступа к святыне для иностранных паломников. Он не видит причин для отмены паломничества в этом году – война ничем не мешает, по его словам. «Мы не боимся, – говорит Марковиц. – Мы приходим поклониться раввину Нахману, он нас защитит, и его защита будет хранить нас весь год. Кроме того, я давно привык к рискам войны и вою сирен, в нашей жизни в Израиле это обычное дело».

В Умань всегда в это время стекаются тысячи паломников на Рош Ха-Шана, еврейский новый год, который начинается вечером в воскресенье 25 сентября и заканчивается во вторник. Посольство Украины в Израиле неоднократно призывало тех, кто собирается в паломничество в этом году, не рисковать жизнью и здоровьем и остаться дома. В своих посланиях в Facebook оно пугало хасидов вестями о том, что «Россия постоянно наносит удары по густонаселенным районам и эти нападения представляют реальную опасность для вашей жизни». Аналогичные предостережения распространяли правительства Израиля и США, и отчасти, по-видимому, они сработали.

По словам местного чиновника Олега Ханича, в прошлом году в Умани побывали более 35 тысяч паломников, несмотря на карантинные запреты, ограничения и отмены полетов. В этом же году приток хасидов заметно меньше, хотя все же остался весьма существенным, с учетом того факта, что коммерческие авиалинии отменили полеты в страну и им пришлось лететь чартерными самолетами на свой страх и риск. Объединенная еврейская община Украины (United Jewish Community of Ukraine) сообщила, что на праздничное воскресенье в Умани насчитывалось 23 тысячи паломников. «Ни коронавирус, ни война их не останавливает, – говорит Ханич. – Для них это святое место. Мы стараемся сделать все возможное для их удобства, хотя и не можем гарантировать им полную безопасность».

54-летний раввин Мота Франк изначально сомневался в возможности поездки из Израиля в этом году. Однако все же решил пойти на риск, поскольку заметил, что положение в Умани не столь тревожное, чем в прифронтовых районах, а сами украинцы довольно спокойно реагируют на опасности войны. «Когда звучит воздушная тревога, они не прячутся в подвалах, и лишь самые осторожные стараются быть поближе к убежищу, – говорит Франк. – Мы у себя в Израиле тоже привыкли к подобным вещам, у нас многие годы идет война. Мы привыкли к такой жизни, она нас давно уже не пугает». Умань находится относительно далеко от линии фронта, хотя и в пределах досягаемости ракет, и даже уже подвергалась ударам. В 2020 году тысячи паломников не смогли добраться до Умани после того, как Украина закрыла границы из-за всплеска заболеваемости COVID-19.

Раввин Нахман, правнук основателя хасидизма Исраэля Баал Шем Това, родился в 1772 году и уже в 13 лет издал сборник мудрых афоризмов на темы духовной жизни «Книга нравственных качеств». Он много времени проводил в молитвах и размышлениях в лесу, постоянно постился и изучал Каббалу. Совершил поездку в Палестину и пытался попасть в Иерусалим, но не смог из-за войны. После возвращения повел борьбу с лидерами хасидизма, спасался от преследований и часто менял места жительства. Долго жил в Брацлаве, ставшем центром его «двора», вместе с ближайшим сподвижником раввином Носоном (Натаном) Штернгарцем, который сберег и распространил его наследие. Предчувствуя близкую смерть, ребе Нахман поселился в Умани, где в канун его рождения случилась страшная Уманская резня во время восстания гайдамаков («Колиивщины»). «Души умерших здесь за веру призывают меня», – говорил он. Он скончался 16 октября 1810 года от чахотки и был похоронен на еврейском кладбище рядом с жертвами резни.

Согласно учению ребе Нахмана, цадик (духовный вождь) есть душа, а хасиды тело, и они взаимно дополняют друг друга. Хасид «должен прилепиться к цадику», жадно прислушиваться к его словам, отбросить личные мудрствования, отречься от суждений и мыслить только умом цадика, ибо «это основа благочестия». При этом хасид сохраняет свободный выбор, поскольку в цадике (как в Торе и Каббале) заключаются две силы – смертоносная и животворящая – и хасид волен выбрать подчинение одной из них. При этом цадик также нуждается в хасидах, ибо озарение цадика и постижение Божественного совершается только через народ. Ребе Нахман также проповедовал непрестанное нравственное самоочищение и радость, повторяя, что худший враг веры – уныние. Он даже ввел в хасидизм народные сказки – аллегорические сказания о принцессах и героях. В отличие от других ребе, Нахман не назначил себе преемника.

Его могила в Умани сразу стала местом паломничества браславских хасидов, особенно в дни главных еврейских праздников, в том числе на Рош Ха-Шана. Эта традиция сохранялась до середины 1920-х годов, вынужденно пресеклась во времена СССР и возродилась в конце 1980-х.

В 1991 году гробница ребе Нахмана получила официальный статус Историко-культурного центра браславских хасидов, и они даже выкупили этот участок у киевских властей. Украинский президент Кравчук дал согласие на перенос останков ребе Нахамана в Иерусалим, однако этой идее воспротивились сами лидеры браславского движения, сочтя ее кощунственным нарушением посмертной воли цадика. Впрочем, в 1996 году двое юных диссидентов из числа израильских хасидов попытались похитить его останки и вывезти для перезахоронения в Иерусалим, но полиция поймала их с лопатами, а единоверцы гневно осудили и вразумили.

В начале 1990-х годов численность паломников, посещавших могилу ребе Нахмана в Умани, достигала 12-15 тысяч человек в год. Со второй половины 2000-х годов, в результате роста популярности браславского учения в Израиле, на праздник Рош Ха-Шана ежегодно приезжает уже в среднем не менее 20-25 тысяч паломников.

Форумы