• Источник:
  • Сергей Игнатов — специально для Седмицы.Ru

Епископальная церковь в США готовится покаяться в угнетении индейцев в школах-интернатах по примеру Католической церкви

Ее генеральная ассамблея уже создала специальную следственную комиссию

БАЛТИМОР. Епископальная церковь в США последовала примеру Католической церкви и готовится каяться за угнетение индейцев в школах-интернатах: ее генеральная ассамблея уже создала с этой целью специальную следственную комиссию, сообщает apnews.

Следственная комиссия Епископальной церкви уже собирает фактические материалы о ее причастности к деятельности школ-интернатов для детей коренных американцев. Теперь в СЩА широко признано – после аналогичного расследования грехов Католической церкви – что эти школы служили утверждению «превосходстве белой расы» и ассимиляции детей, а потому нанесли серьезный ущерб индейской культуре, языку, традициям и преемственности поколений. Эти школы отлучали детей от родных корней, переучивали на чужой язык и культуру, и многие из подневольных учащихся гибли от плохого ухода, жестокого обращения, недосмотра и привозных болезней.

Генеральная ассамблея церкви в Балтиморе 8-9 июля одобрила решение о формирование комиссии путем открытого голосования в двух законодательных палатах. Голосование последовало после бурных споров, в том числе «эмоционально сильных заявлений» от представителей коренных народов и сочувствующих им членов церкви. Так, женщина-епископ Кэрол Галлахер (Carol Gallagher), уроженка племени чероки и региональный каноник Центрального региона епархии Массачусетса, высказалась в пользу этой меры и порадовалась результатам голосования. Она поведала собранию, что ее дедушка учился в подобной школе-интернате, и ее родные были свидетелями разрушительного влияния учебы на связи индейских детей с семьями и традиционное племенное воспитание. «Расплата с наследием школ-интернатов займет много времени, потому что нам придется выслушать многих свидетелей, – сказала Галлахер. – Я очень надеюсь, что никто не откажется выслушать эти тяжкие свидетельства. Они могут быть очень болезненными, однако все же дадут нам отсчет к новой жизни».

Епископальная церковь, как и некоторые другие конфессии, заведовала многими школами-интернатами, действовавшими в 19-20 веках. Главная цель этих школ, как она определялась политикой США того времени, заключалась в том, чтобы ассимилировать юных индейцев в христианские общины и фактически отлучить детей от родного языка, семейного воспитания, вековых верований, культуры и традиций. Нельзя сказать, что школы не приносили пользу вообще, поскольку некоторые ученики сохранили благоприятные воспоминания о них и благодарны им за образование, в то время как другие сообщают об унижениях, жестокостях, давлении и тяжких злоупотреблениях в этих школах ради подчинения детей и их принудительной ассимиляции.

Епископальная церковь уполномочила следственную комиссию собрать полные материалы о деятельности школ в церковных, государственных и прочих архивах, и свободно публиковать результаты расследований. Она призвала епархии провести собственные частные расследования, чтобы собрать свидетельства бывших учеников и их родных. В своей резолюции ассамблея Церкви отмечает, что воспитательная политика школ-интернатов зиждилась на идее «превосходства белой расы и подчиненности угнетаемых коренных народов». Резолюция также призывает к вложениям в «центры уврачевания, возглавляемые коренными народами, ради излечения исторических ран, нанесенных школами-интернатами, которые все еще живут в нынешних поколениях».

«Наша церковь внесла определенный исторический вклад в колонизацию наших народов, – отметил Рон Брэман (Ron Braman) из племени восточных шошонов в Айдахо, выступая перед депутатами Генеральной ассамблеи перед голосованием по резолюции. – Вы видите боль, которая все еще живет в нашем народе. Несколько моих родных учились в этих школах-интернатах. Нынешнее следствие – это смелый поступок со стороны нашей Церкви, и я считаю, что нам надлежит идти в нем до конца, не останавливаясь на полпути».

Епископальная церковь делает этот шаг в канун визита Папы Римского Франциска в Канаду. От него ожидают торжественное покаяние за вклад Католической церкви в создание скандальных школ-интернатов для детей коренных народов. В апреле он уже принес покаяние делегации коренных народов Канады (индейцев, метисов и эскимосов-инуитов) в Ватикане.

Министерство внутренних дел США в мае опубликовало отчет, в котором признает применение «травматических и насильственных средств воспитания» детей в этой системе. В отчете сообщается о более 500 фактах смерти учащихся. По ним сейчас идет следствие, которое, вероятно, установит конкретные причины смертей по болезням и иным причинам. С 2012 года в прессу Канаду хлынула волна сообщений об обнаружении с помощью георадаров сотен безымянных детских останков на территориях бывших школ-интернатов в Канаде. Эта информация вызвала грандиозный скандал и побудила власти и церковь к коренному пересмотру роли этих школ в истории колонизации Северной Америки.

В отчете министерства указывается, что в целом с 19-го по середину 20-го века в Соединенных Штатах действовало более 400 школ-интернатов. Часть из них находилась в ведении правительства, а часть в ведении церквей, и при этом церкви и государство тесно сотрудничали в этом проекте. В базе данных Национальной коалиции исцеления травм коренных американцев от школ-интернатов (National Native American Boarding School Healing Coalition) перечислены девять школ, которыми заведовала Епископальная церковь. «Кроме прямого управления, еще многие приходы жертвовали средства на эти школы, – напоминает Галлахер. – Верующие, вероятно, считали, что занимаются благим делом и не осознавали тяжких последствий отрыва детей от родных семей, традиций и племенной среды, при полном разрушении их идентичности».

Престарелая Рут Джонсон (Ruth Johnson), уроженка племени навахо и член Палаты депутатов от районной миссии Навахоленд на юго-западе, заявила на ассамблее, что все еще страдает от унижений и душевных травм, полученных в школе-интернате, где ее избивали. «Я легко могла стать одной из тех, кто исчез в этих школах, так и не вернулся домой, – плачет Джонсон. – Мне по сей день еще трудно говорить об этом без слез».

 

Форумы