• Источник:
  • Сергей Игнатов — специально для Седмицы.Ru

В Кашмир (Индия) движутся тысячи индуистских паломников под беспрецедентной охраной

Им угрожают исламские сепаратисты, борющиеся за независимость региона мусульманского большинства

 

СРИНАГАР. Тысячи индуистских паломников двинулись 30 июня под беспрецедентной охраной в Кашмир к тамошней святыне, а на пути через горные перевалы и луга им угрожают исламские сепаратисты, борющиеся за независимость этого региона мусульманского большинства, сообщает apnews.

Официальные лица говорят, что паломники ныне сталкиваются с возросшей опасностью нападений со стороны мусульманских вооруженных сепаратистов, а потому на всем маршруте впервые применяется радиофицированная система слежения и охраны, плюс беспилотные летательные аппараты для контроля окружающей местности. Подобные шествия паломников в прошлом почти постоянно подвергались нападениям мусульманских повстанцев, которые считают, что Индия использует верующих для укрепления своего влияния в спорном регионе. В этом году паломничество проходит в особых условиях и чрезвычайно многочисленно после двухлетнего перерыва из-за пандемии коронавируса.

Индуисты двинулись в трудный путь ранним утром 30 июня. Им предстоит преодолеть несколько лесных горных перевалов под нависающими заснеженными вершинами. Одни едут верхом на коренастых горных лошадках, другие странствуют в деревянных носилках на плечах наемных носильщиков, кое-кто на велосипедах, и почти все распевают религиозные гимны. Они стремятся на молитву в высокогорное святилище Амарнатх в ледяной пещере, где хотят поклониться Лингаму, огромному ледяному сталагмиту внутри пещеры. Он считается воплощением Шивы, индуистского бога разрушения, возрождения и плодородия.

Колонну паломников охраняют не только беспилотники и дистанционные пункты беспроводного слежения, но и десятки тысяч полицейских и солдат с автоматами и в бронежилетах. На всем пути следования паломников устроены контрольно-пропускные пункты, заграждения в опасных местах и временные лагеря отдыха. Паломники, остановившиеся в первом лагере отдыха в горах, отзываются с восторгом о тщательно продуманной системе безопасности и выражают признательность индийским военным за опасный труд. «У меня так спокойно и радостно на душе, словно иду родной деревней», – улыбается Правин Кумават, паломник из северного штата Раджастхан. С ним согласен Раджиндер Шарма, индуистский аскет из центрального штата Мадхья-Прадеш, уже два десятилетия ежегодно свершающий это трудное паломничество пешком. «Последний раз я непрерывно молился в пути об отмене статьи 370, и моя молитва была услышана, – радуется Шарма. – А теперь я молюсь о том, чтобы наша страна стала, наконец, индуистской нацией». Он имеет в виду прежнее конституционное положение Индии об ограниченной автономии Кашмира. Его в 2019 году отменило индуистское националистическое правительство премьер-министра Нарендры Моди, причем регион был предварительно подвергнут полной блокаде и отключен от связи из-за опасности народных бунтов.

Мусульманские повстанцы, с 1989 года сражающиеся против индийской власти за независимость Кашмира или его слияние с соседним Пакистаном, считают, что индуисты используют паломничество в качестве политического инструмента для укрепления своих притязаний на этот спорный регион Гималаев, а потому и нападают на паломников. Так, в 2017 году боевики расстреляли паломнический автобус на обратном пути от горного святилища, убив семь человек и ранив 19. Индийское правительство тогда сразу обвинило в нападении мусульманских сепаратистов, а лидеры сепаратистов в свою очередь обвинили индийские спецслужбы в организации этой преступной провокации, чтобы обесчестить и запятнать кровью благородную борьбу мусульман за независимость.

Многие мусульмане Кашмира уже давно жалуются, что правительство всячески ущемляет их религиозные свободы под предлогом насаждения законности и порядка, и в то же время помогает индуистскому паломничеству в регион, не жалея на него сил и средств. За последние три десятилетия погибло порядка 50 паломников в результате примерно трех десятков нападений, в которых традиционно обвиняют местных мусульманских фанатиков. При этом число жертв истощения и переохлаждения за тот же период исчисляется несколькими сотнями. Одни из них переусердствовали с постом на фоне перенапряжения сил, другие были застигнуты метелями и морозами в пути по высокогорью.

Обычно это паломничество совершают ежегодно сотни тысяч индусов со всей страны. В среднем оно длится 45 дней. В этом году официальные лица прогнозируют, что на поклонение к Лингаму придет почти миллион индусов, стремящихся утолить духовную жажду после вынужденного двухлетнего перерыва на карантин. Паломники движутся к пещере Амарнатх двумя путями: традиционным маршрутом через южный горный курорт Пахалгам (он занимает в среднем три дня), либо коротким путем через северо-восток Балтала (его можно пройти за день в случае удачи). Пешее восхождение доступно далеко не всем, тем более больным или ослабленным, а потому самые состоятельные из них даже нанимают вертолеты, дабы избежать испытаний нелегкого пути и поспеть к святыне в срок. Священная пещера расположена на высоте 4115 метров над уровнем моря, а потому воздух там сильно разрежен и тяжело дышать и двигаться. Окружающая местность покрыта снегом большую часть года и обычно обнажается на короткое время летом, когда ее и открывают для паломников. Паломничество завершается 11 августа, в ночь полнолуния, когда, как считают индусы, Шива открывает посвященным тайну сотворения Вселенной.

 

Форумы