А. И. Раздорский. О дате первого упоминания курского Троицкого женского монастыря
Юбилей Елены Леонидовны Конявской
Имя Елены Леонидовны Конявской, главного редактора журнала «Древняя Русь. Вопросы медиевистики», ведущего научного сотрудника Института российской истории РАН, хорошо известно в кругах ученых, изучающих историю и культуру Древней Руси. Ученый и педагог, филолог и историк, текстолог и источниковед, автор работ по древнерусской книжности и политической истории Древней Руси, – все это и многое другое счастливо сочетается в одном человеке, фонтанирующем новыми идеями, предложениями и проектами.
Е. Л. Конявская родилась 6 ноября 1955 г. в Москве, в семье военного инженера Леонида Михайловича Николаева. «Наверное, во многом под влиянием мамы, Лидии Васильевны Николаевой, филолога, преподавателя русского языка и литературы, я выбрала филологический факультет МГУ,–вспоминает Елена Леонидовна. – Хотя мне очень нравилась история, крайняя идеологизированность исторического факультета, где безраздельно царил марксизм-ленинизм, отбивала желание там учиться. Филологам жилось вольнее. Древнерусская литература стала любимым предметом сразу, на 1-м курсе. Здесь уже подспудно сказалось влияние бабушки Елизаветы Яковлевны, благодаря которой к тому времени самой любимой и драгоценной книгой был Новый завет (прабабушкино «наследство» – издание 1887 г., он и сейчас на моем столе). Мир средневековой христианской литературы с ее особым духовным напряжением высоких нравственных установок увлекал тогда многих моих сокурсников. Замечательные преподаватели кафедры истории русской литературы В. В. Кусков, Н. И. Либан, В. А. Грихин читали нам спецкурсы и вели спецсеминары, состав которых был одним из самых многочисленных. Наши учителя лишь просили нас: не говорите, что мы занимается штудированием Ветхого Завета, официально у нас занятия по историографии. Но в аспирантские годы идеологическое давление в полной мере ощутили и мы. Вспоминать об этом не хочется, но помнить надо».
В 1979 г. Е. Л. Конявская с отличием окончила филологический факультет Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, там же трудилась в дальнейшем, а в 1984 г. защитила кандидатскую диссертацию «Литература Твери XIV–XV веков». Основным материалом, анализируемым в диссертации, стала агиография – Жития тверских святых, повести о христианских и гражданских подвигах тверских князей во времена ордынского владычества. Изучение агиографии преобладало в ее исследованиях, начиная с дипломной работы, которая была посвящена творчеству Епифания Премудрого. И в дальнейшем в центре ее штудий находилось изучение агиографических текстов, посвященных святому, история складывания культа и почитания подвижника. В таком ключе писались работы о свт. Арсении Тверском, митрополите Киприане.
Труд агиографа, особенности его ментальности были главным предметом внимания Е. Л. Конявской при написании монографии «Авторское самосознание древнерусского книжника (XI – середина XV в.)», ставшей основой докторской диссертации, которую Елена Леонидовна защитила в 2000 г. «Эта тема занимала меня давно,– рассказывает Е. Л. Конявская.– Еще в студенческие годы на 2-м курсе я написала курсовую работу о проблеме художественного сознания в Средние века. Наше эстетическое и их, наших предков, оказывались не равны, а определение авторских установок в древнерусских текстах требовало глубокого и тонкого анализа». Прозвучало это «авторское самосознание» тогда революционно. Кажется, концепцию Е. Л. Конявской в середине 1990-х гг. не поддерживал никто. Сегодня монография стала классикой, на нее опираются, от нее отталкиваются, книга входит в списки литературы для студентов и аспирантов. Когда-то новаторское вошло в контекст научного обихода и кажется сегодня чуть ли не банальностью.
Авторское самосознание исследовалось в книге на материале творений Нестора – Жития прп. Феодосия Печерского и Чтения о святых Борисе и Глебе, а также Киево-Печерского патерика, древнерусских хождений, житий и похвальных слов XI–XV вв. В монографии показано, что древнерусский автор считал основной задачей своего труда сохранить достойное памяти, следуя истине. Сам же он призван проявить себя искусным мастером. Такая установка определяла особое внимание к профессиональной подготовленности, формирование высокого уровня требований, предъявляемых к себе как писателю, способному создать произведение, достойное описываемого события, героя, деяния.
Со студенческой скамьи одной из центральных тем научных разысканий Е. Л. Конявской был Киево-Печерский патерик. На основании тщательного текстологического исследования ею дана новая картина последовательности создания редакций и отражений в них первоначального вида памятника, высказаны оригинальные гипотезы относительно сложения и бытования патерика в первые века его существования. Елена Леонидовна рассматривала патерик также с точки зрения возможных греческих образцов, интенций его авторов и т. д.
Еще одним направлением в изучении церковной литературы Древней Руси в научной работе Е. Л. Конявской стали ранние сказания о чудотворных иконах. Ею были изучены повествования о наиболее ранних прославленных образах (сюжеты из Жития прп. Феодосия Печерского и Киево-Печерского патерика, Паломника Антония Новгородского, Сказания об освящении Софии Новгородской, Новгородская легенда о Знаменской иконе, Чудеса Владимирской иконы Божией Матери и Проложная статья на 1 августа, обнаруженный текст, касающийся Боголюбской иконы Божией Матери и др.) с точки зрения истории развития текстов, выявлены их источники. Это дало возможность увидеть некоторые закономерности в структуре и жанровой природе сказаний, обнаружить их близость к чудесам древнерусских житий. Вместе с тем, становится очевидным, что, возникнув в ранний домонгольский период, большинство из них жили и развивались на протяжении веков, порождая новые произведения различных книжных жанров и их редакции.
Е. Л. Конявская обнаружила, исследовала и опубликовала неизвестную ранее новгородскую летопись (названную по собранию Большаковской) 1530-х гг. Летопись в 1-й (основной) своей части (до середины XV в.) состоит из кратких записей, касающихся, преимущественно, церковной истории Новгорода.
Наконец, среди работ Е. Л. Конявской имеются статьи непосредственно по историко-церковной тематике. Например, всесторонне рассмотрен эпизод с судом над Евфимием Висленем; в нескольких публикациях освещены проблемы и коллизии, связанные со спорами о постах в среду и в пятницу в Господские праздники, разгоревшимися на Руси в XII в. и др.
Всего же у Е. Л. Конявской около 200 научных работ, в том числе 2 монографии. Следует отметить, что ее «Очерки по истории тверской литературы XIV–XV в.» – единственная монография по средневековой региональной литературе, где в равной степени осуществлен текстологический, источниковедческий и филологический анализ памятников. Ряд статей написан Еленой Леонидовной для «Православной энциклопедии». Она принимает участие в церковных конференциях: Рождественских чтениях, Макариевских (Можайск), Макарьевских (Калязин), Покровских (МДА) конференциях, организуемых Тверской епархией и Научно-исследовательским Центром имени В. В. Болотова. Церковная тематика присутствует и в ее выступлениях на международных форумах. Так, были прочитаны доклады и затем опубликованы статьи, посвященныемитрополиту Киприану (Велико Тырново), князю св. Михаилу Ярославичу Тверскому (Варна), чудотворным иконам (Одесса, Афины, Трир), черниговской церковной элите середины – 2-й половины XII в. (Чернигов).
В 2000 г. с группой единомышленников Е. Л. Конявская создала научный междисциплинарный журнал «Древняя Русь. Вопросы медиевистики», который возглавляет как главный редактор и по сей день. Е. Л. Конявская является председателем Оргкомитета международной научной конференции «Комплексный подход в изучении Древней Руси», проводимой с 2001 г. раз в 2 года, руководителем ежемесячного круглого стола «Древняя Русь». И журнал, и конференции, и круглые столы открыты для каждого отечественного или зарубежного исследователя-медиевиста, здесь ценится серьезный научный подход к работе, неординарность и новизна решений, актуальность и результативность исследований. Соответственно, много времени и сил уходит на чтение и рецензирование работ коллег, но это, как она утверждает, работа благодарная, поскольку, с одной стороны, расширяется собственный кругозор, с другой – зачастую есть возможность помочь «продвижению» новых имен: «чтобы отрасль наша не заглохла, а, наоборот, цвела». Удивительно, но в сложном графике жизни Елена Леонидовна находит время и для редакторской работы в провинциальных изданиях.
С аспирантских времен Е. Л. Конявская занималась преподавательской работой – читала курсы истории древнерусской литературы и культуры в различных вузах. С 2000 по 2014 г. преподавала филологам и историкам Университета Российской академии образования историю древнерусской литературы (по разработанной ею авторской программе), археографию, историческую текстологию, архивоведение. Многие ее дипломники остаются в науке и успешно себя реализуют.
Работа с молодежью и сегодня выступает важным направлением деятельности Елены Леонидовны. С 2012 г. под эгидой журнала «Древняя Русь. Вопросы медиевистики» и Совета молодых ученых ИРИ РАН работает Семинар молодых ученых-медиевистов, где собираются аспиранты и магистранты московских вузов и научных организаций. Его задача – помощь молодым ученым в написании статей и диссертаций, а также создание для них пространства научного и просто человеческого общения «по интересам». И если успех в отношении первого оценить сложнее, то второе точно удалось. Из семинара не уходят и те, кто уже защитился, установились дружеские связи, возникла необходимая для молодой поросли среда. Работает и еще один ее молодежный проект: региональные конкурсы студенческих работ по истории края. В 2014 г. конкурс проходил в Твери, в 2015 г. эстафета передана в Орел.
Мы уверены, что еще не один проект найдет воплощение под руководством юбиляра. И со своей стороны желаем здоровья, творческих удач и новых открытий удивительному человеку, талантливому ученому и педагогу –Елене Леонидовне Конявской.
Друзья, коллеги, ученики
Список трудов Е. Л. Конявской по церковной истории
1. Арсеньевская редакция Киево-Печерского патерика // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 1983. № 2. С. 3–11.
2. Житие Михаила Ярославича Тверского // Словарь книжности и книжников Древней Руси. Вып. 1: (XI– первая половина XIV в.). Л., 1987. С. 166–168.
3. Жанрово-композиционное своеобразие древнерусской повести о Михаиле Ярославича Тверском // Вопросы сюжета и композиции. Горький, 1987. С. 14–19.
4. Арсений // Словарь книжности и книжников Древней Руси. Вып. 2: (вторая половина ХIV – XVI в.) Ч. 1. Л., 1988. С. 68–70 (в соавторстве с Г. М. Прохоровым).
5. Житие Арсения Тверского // Словарь книжности и книжников Древней Руси. Вып. 2: (вторая половина ХIV – XVI в.). Ч. 1. Л., 1988. С. 248–249.
6. Нравственное значение Киево-Печерского патерика в древнерусской культуре ХV в. // Герменевтика древнерусской литературы Х–ХVI вв. Сб. 3. М., 1992. С. 288–312.
7. К вопросу об авторском самосознании древнерусского агиографа // Вестник Литературного института им. А. М. Горького. М., 1998. С. 23–24.
8. К вопросу о жанровой природе древнерусских хождений // Вестник Литературного института им. А. М. Горького. № 1. М., 1999. С. 99–101.
9. Авторское самосознание древнерусского книжника (XI– середина XV в.). М., 2000.
10. К вопросу об авторском самосознании Епифания Премудрого // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2000. № 1. С. 70–86.
11. Авторское самосознание создателей Киево-Печерского патерика // Филологические науки. 2000. № 4. С. 87–94.
12. К вопросу об особенностях «Жития Авраамия Смоленского» // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2001 № 1(3). С. 111–114.
13. Житие св. Арсения епископа Тверского // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2001. № 3(5). С. 66–94.
14. Преподобный Нестор как автор // Христианские истоки русской литературы: Сборник научных трудов. М., 2001. С. 3–23.
15. Арсений, свт. еп. Тверской // Православная энциклопедия. Т. 3. М., 2001. С. 385–387.
16. О лицевом летописном сборнике из собрания Фадеева // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2002. № 3(9). С. 99–104.
17. Повесть о преставлении Михаила Александровича Тверского в Новгородской IV летописи // Литература Тверского края в контексте древней культуры. Тверь, 2002. С. 43–59.
18. Святитель Арсений, епископ Тверской // Тверская старина. 2002. № 21–22. С. 25–28.
19. О Повести о Михаиле Александровиче Тверском в Новгородской Карамзинской летописи // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2003. № 1(11). С. 107–108.
20. Ответ митрополита Макария и новгородский летописный материал в сборнике ХVI века // Макариевские чтения. Вып. Х: Русская культура ХVI века – эпоха митрополита Макария. Можайск, 2003. С. 142–151.
21. Житие Софьи Ярославны Тверской в сборниках РГБ // Румянцевские чтения – 2004: Материалы международной конференции. М., 2004. С. 124–128.
22. Проблема общих мест в древнеславянских литературах (на материале агиографии) // Ruthenica. Т. 3. 2004. С. 80–92.
23. Ранняя повесть о преставлении Михаила Александровича Тверского // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2004. № 3(17). С. 70–86.
24. Об одном литературном источнике Жития Софьи Ярославны Тверской // Восточная Европа в древности и средневековье. Проблемы источниковедения. XVII Чтения памяти чл-.корр. АН СССР В. Т. Пашуто. М., 2005. С. 211–214.
25. Арсеньевская редакция Киево-Печерского патерика и Тверской Желтиков монастырь // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2005. № 3(21). С. 41–42.
26. Новгородская летопись XVI в. из собрания Т. Ф. Большакова // Новгородский исторический сборник. Вып. 10(20). СПб., 2005. С. 322–383.
27. Древнейшие редакции Киево-Печерского патерика // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2006. № 1(23).С. 32–45.
28. Повесть о преставлении Михаила Александровича Тверского в Новгородской IV летописи // Древняя Тверь– реальная и книжная: Материалы исследования / Сост. М. В. Строганов. Тверь, 2006. С. 37–52.
29. Сакральное пространство Киево-Печерского монастыря // Восточная Европа в древности и в средневековье. Восприятие, моделирование и описание пространства в античной и средневековой литературе. XVIII Чтения памяти члена-корреспондента АН СССР Владимира Терентьевича Пашуто. М., 2006. С. 102–107.
30. Софья Ярославна Тверская: «Память» княжны-инокини // Исследования по истории средневековой Руси: К 80-летию Юрия Георгиевича Алексеева. М.; СПб.: Альянс-Архео, 2006. С. 418–428.
31. Житие свт. Арсения Тверского: проблема датировки и атрибуции // Экология культуры и языка: проблемы и перспективы: Сборник научных докладов и статей международной научной конференции, посвященной 100-летию Д. С. Лихачева. Архангельск, 2006. С. 368–373.
32. Святые правители Древней Твери (конец XIII–XVI в.) // Церковнославянский язык: Преломление традиций в современной культуре: Материалы международных Рождественских образовательных чтений. М., 2006. С. 244–276.
33. Суд над Тверским епископом Евфимием и поставление на епископскую кафедру Арсения // Средневековая Русь. Вып. 7. М., 2007. С. 317–338.
34. Митрополит Киприан и великокняжеская власть по тверским летописным источникам // Восточная Европа в древности и в средневековье. Политические институты и верховная власть: XIX Чтения памяти члена-корреспондента АН СССР Владимира Терентьевича Пашуто. М., 2007. С. 119–125.
35. История сложения цикла сказаний о чудесах Владимирской Божией Матери и его судьба в XV–XVI вв. // Религии мира: история и современность. 2005 / Научный совет «Роль религий в истории» Отделения историко-филологических наук РАН. М., 2007. С. 22–39.
36. Нравственные идеи в Житии Михаила Ярославича Тверского // Мир русского слова и русское слово в мире: Материалы XI Конгресса МАПРЯЛ. Варна, 17–23 сентября 2007 г. Т. 7. София, 2007. С. 214–221.
37. Житие Софьи Ярославны Тверской и его литературный источник // Река времени: Сборник статей памяти Людмилы Боевой (1934–2001). София, 2007. С. 123–129.
38. «Древняя Русь. Вопросы медиевистики» // Православная энциклопедия. Т. 16. М., 2007. С. 264–265.
39. Новгородский паломник у чудотворных икон Константинополя // Восточная Европа в древности и в средневековье. Трансконтинентальные и локальные пути как социокультурный феномен: XX Чтения памяти члена-корреспондента АН СССР Владимира Терентьевича Пашуто. М., 2008. С. 101–106.
40. Штрихи к биографии митрополита Киприана по тверским летописным источникам // Киприановичетения: 600 години от успението на св. Киприан, митрополит московски. Септември 2006 г. Велико Търново, 2008. С. 145–156.
41. Древнейшая редакция Жития свт. Арсения Тверского: датировка, атрибуция, рукописная традиция // Традиционная книга и культура позднего русского средневековья: Труды Всероссийской научной конференции к 40-летию полевых археографических исследования МГУ им. М. В. Ломоносова. Ч. 1. Ярославль, 2008. С. 140–156.
42. Греческая чудотворная икона в Древней Руси // Российско-греческие государственные, церковные и культурные связи в мировой истории: Материалы конференции. Афины; М., 2008. С. 90–97.
43. Ефрем // Православная энциклопедия. Т. 19. М., 2008. С. 48–59.
44. Об одном из этапов формирования легенды о Знаменской иконе // Восточная Европа в древности и средневековье. Автор и его источник: восприятие, отношение, интерпретация. XXI Чтения памяти чл-.корр. АН СССР В. Т. Пашуто. М., 2009. С. 146–151.
45. Образ Александра Невского в ранних летописях // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2009. № 2(36). С. 55–63.
46. Тверские владыки конца XIII–XIV в. и их вклад в развитие тверской книжности и культуры // Русь, Россия: Средневековье и Новое время: Чтения памяти Л. В. Милова: Материалы конференции. М., 2009. С. 26–28.
47. Византийская чудотворная икона в Древней Руси: проблемы восприятия // Медiевистика. Вип. 5. Одесса, 2009. С. 50–60.
48. Об этапах формирования легенды о Знаменской иконе // Особенности российского исторического процесса: Сборник статей памяти академика Л. В. Милова. М., 2009. С. 68–86.
49. Проблема власти в тверских литературных памятниках XIV в. // Первый Петербургско-Тверской семинар «Тверской край в науке и культуре»: Сборник научных статей. Тверь, 2009. С. 78–86.
50. Княгиня Анна – супруга Михаила Ярославича Тверского (по летописным источникам) // Святой благоверный великий князь Михаил Тверской: 690 лет в народной памяти: Сборник научных трудов. Тверь, 2009. С. 52–59.
51. Церковная живопись и живописцы в Паломнике Антония Новгородского // Старобългарска литература. Кн. 41–42. София, 2009. С. 402–412.
52.Святитель Арсений Тверской, «богоизбранный епископ» // Вестник церковной истории. 2009. № 3/4(15/16). С. 183–190.
53. «Греческая тема» в Киево-Печерском патерике // История российско-греческих отношений и перспективы их развития в XXI век. М., 2010. С. 102–105.
54. Устные источники сказаний о чудотворных иконах // Восточная Европа в древности и в средневековье: Устная традиция в письменном тексте:XXII Чтения памяти чл-.корр. АН СССР В. Т. Пашуто. М., 2010. С. 134–139.
55. Александр Невский в исторических источниках // Александр Невский. Государь, дипломат, воин. М., 2010. С. 199–218, 458–462, 497–501, 528.
56. Греческая тема в Киево-Печерском патерике // Проблемы филологии: язык и литература. 2010. № 2 . С. 85–92.
57. Византийская чудотворная икона в Древней Руси: проблемы восприятия // Герменевтика древнерусской литературы. Сб. 15. М., 2010. С. 473–489.
58. Сказание об освящении Софии Новгородской и Спасовом образе: к истории текста // Лингвистическая герменевтика: Сборник научных трудов. Вып. 2. М., 2010. С. 60–65.
59. «Богоизбранный епископ»: Арсений Тверской // Тверские святые и святыни. Тверь, 2010. С. 35–44
60. Анна Кашинская – великая княгиня, супруга и мать (по летописным источникам) // Тверские святые и святыни. Тверь, 2010. С. 113–119.
61. Андрей Боголюбский в восприятии современников // Восточная Европа в древности и в средневековье: Ранние государства Европы и Азии: проблемы политогенеза:XXШ Чтения памяти чл-.корр. АН СССР В. Т. Пашуто. М., 2011. С. 124–128.
62. Икона Боголюбской Божией Матери из греческого монастыря святого Ильи пророка // Вестник славянских культур. 2011. № 2(XX). С. 66–70.
63. Тверское владычное летописание конца XШ–XIV в. // Средневековая Русь. Вып. 9. М., 2011. С. 139–152
64. О времени создания текста проложной статьи на 1 августа // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2011. № 3(45). С. 57–58.
65. «Иконографические» тексты в сборнике Иосифо-Волоколамского монастыря // Проблемы дипломатики, кодикологии и актовой археографии. М., 2012. С. 360–362.
66. Споры о постах второй половины XII в. // Вестник литературного института им. А. М. Горького. 2012. № 1. С. 69–73.
67. К истории сложения проложной статьи на 1 августа // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2012. № 1(47). С. 5–14.
68. Черниговские владыки и князья в церковных конфликтах середины – второй половины XII в. // Чернігівські старожитності: Збірник наукових праць / [редкол.: А. Л. Курданов (голова) та ін.]. Вип. 1 (4). Чернігів, 2012. С. 90–96.
69. Чтения, посвященные преподобному Макарию Калязинскому // Вестник церковной истории. 2012. № 3/4(27/28). С. 387–389.
70. Дергачева И. В. Древнерусский Синодик: Исследования и тексты (Памятники древнерусской мысли: Исследования и тексты. Вып. VI). М.: Круг, 2011. 41 с. [рецензия] // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2012. № 4(69). С. 239–242.
71. Молитва со свитка «Боголюбской Божией Матери» // «Хвалам достойный...»: Андрей Боголюбский в русской истории и культуре. Владимир, 2013. С. 68–75.
72. Жанровые особенности древнерусских сказаний о чудотворных иконах // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2013. № 3(53). С. 66–67.
73. Сказания о чудотворных иконах в литературе и книжной традиции Твери XV–XVI в. // Преподобный Макарий Калязинский – святой заступник земли Русской: Сборник докладов Первых Макарьевских Калязинских Чтений. Тверь, 2014. С. 59–68.
74. Древнерусские сказания о чудотворных иконах: особенности нарратива //Нарративные традиции славянских литератур: от Средневековья к Новому времени: К юбилею члена-корреспондента РАН Е. К. Ромодановской. Новосибирск, 2014. С. 54–58
75. Святитель Арсений и Желтиков монастырь // Тверской вклад в Русское православие: Сборник материалов международной научной конференции. Тверь, 27–29 сентября 2012 года. Тверь, 2014. С. 72–78.
76. Сказание о создании Софии Новгородской и Спасовом образе: текстология и хронология // Кирик Новгородец и древнерусская культура. Ч. 1. Великий Новгород, 2014. С. 182–190.
77. Сочинения митрополита Киприана: хронологический аспект // Вестник церковной истории. 2015. № 1/2(37/38). С. 193–199.