Юбилей Елены Леонидовны Конявской

Имя Елены Леонидовны Конявской, главного редактора журнала «Древняя Русь. Вопросы медиевистики», ведущего научного сотрудника Института российской истории РАН, хорошо известно в кругах ученых, изучающих историю и культуру Древней Руси. Ученый и педагог, филолог и историк, текстолог и источниковед, автор работ по древнерусской книжности и политической истории Древней Руси, – все это и многое другое счастливо сочетается в одном человеке, фонтанирующем новыми идеями, предложениями и проектами.

Е. Л. Конявская родилась 6 ноября 1955 г. в Москве, в семье военного инженера Леонида Михайловича Николаева. «Наверное, во многом под влиянием мамы, Лидии Васильевны Николаевой, филолога, преподавателя русского языка и литературы, я выбрала филологический факультет МГУ,–вспоминает Елена Леонидовна. – Хотя мне очень нравилась история, крайняя идеологизированность исторического факультета, где безраздельно царил марксизм-ленинизм, отбивала желание там учиться. Филологам жилось вольнее. Древнерусская литература стала любимым предметом сразу, на 1-м курсе. Здесь уже подспудно сказалось влияние бабушки Елизаветы Яковлевны, благодаря которой к тому времени самой любимой и драгоценной книгой был Новый завет (прабабушкино «наследство» – издание 1887 г., он и сейчас на моем столе). Мир средневековой христианской литературы с ее особым духовным напряжением высоких нравственных установок увлекал тогда многих моих сокурсников. Замечательные преподаватели кафедры истории русской литературы В. В. Кусков, Н. И. Либан, В. А. Грихин читали нам спецкурсы и вели спецсеминары, состав которых был одним из самых многочисленных. Наши учителя лишь просили нас: не говорите, что мы занимается штудированием Ветхого Завета, официально у нас занятия по историографии. Но в аспирантские годы идеологическое давление в полной мере ощутили и мы. Вспоминать об этом не хочется, но помнить надо».

В 1979 г. Е. Л. Конявская с отличием окончила филологический факультет Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, там же трудилась в дальнейшем, а в 1984 г. защитила кандидатскую диссертацию «Литература Твери XIV–XV веков». Основным материалом, анализируемым в диссертации, стала агиография – Жития тверских святых, повести о христианских и гражданских подвигах тверских князей во времена ордынского владычества. Изучение агиографии преобладало в ее исследованиях, начиная с дипломной работы, которая была посвящена творчеству Епифания Премудрого. И в дальнейшем в центре ее штудий находилось изучение агиографических текстов, посвященных святому, история складывания культа и почитания подвижника. В таком ключе писались работы о свт. Арсении Тверском, митрополите Киприане.

Труд агиографа, особенности его ментальности были главным предметом внимания Е. Л. Конявской при написании монографии «Авторское самосознание древнерусского книжника (XI – середина XV в.)», ставшей основой докторской диссертации, которую Елена Леонидовна защитила в 2000 г. «Эта тема занимала меня давно,– рассказывает Е. Л. Конявская.– Еще в студенческие годы на 2-м курсе я написала курсовую работу о проблеме художественного сознания в Средние века. Наше эстетическое и их, наших предков, оказывались не равны, а определение авторских установок в древнерусских текстах требовало глубокого и тонкого анализа». Прозвучало это «авторское самосознание» тогда революционно. Кажется, концепцию Е. Л. Конявской в середине 1990-х гг. не поддерживал никто. Сегодня монография стала классикой, на нее опираются, от нее отталкиваются, книга входит в списки литературы для студентов и аспирантов. Когда-то новаторское вошло в контекст научного обихода и кажется сегодня чуть ли не банальностью.

Авторское самосознание исследовалось в книге на материале творений Нестора – Жития прп. Феодосия Печерского и Чтения о святых Борисе и Глебе, а также Киево-Печерского патерика, древнерусских хождений, житий и похвальных слов XI–XV вв. В монографии показано, что древнерусский автор считал основной задачей своего труда сохранить достойное памяти, следуя истине. Сам же он призван проявить себя искусным мастером. Такая установка определяла особое внимание к профессиональной подготовленности, формирование высокого уровня требований, предъявляемых к себе как писателю, способному создать произведение, достойное описываемого события, героя, деяния.

Со студенческой скамьи одной из центральных тем научных разысканий Е. Л. Конявской был Киево-Печерский патерик. На основании тщательного текстологического исследования ею дана новая картина последовательности создания редакций и отражений в них первоначального вида памятника, высказаны оригинальные гипотезы относительно сложения и бытования патерика в первые века его существования. Елена Леонидовна рассматривала патерик также с точки зрения возможных греческих образцов, интенций его авторов и т. д.

Еще одним направлением в изучении церковной литературы Древней Руси в научной работе Е. Л. Конявской стали ранние сказания о чудотворных иконах. Ею были изучены повествования о наиболее ранних прославленных образах (сюжеты из Жития прп. Феодосия Печерского и Киево-Печерского патерика, Паломника Антония Новгородского, Сказания об освящении Софии Новгородской, Новгородская легенда о Знаменской иконе, Чудеса Владимирской иконы Божией Матери и Проложная статья на 1 августа, обнаруженный текст, касающийся Боголюбской иконы Божией Матери и др.) с точки зрения истории развития текстов, выявлены их источники. Это дало возможность увидеть некоторые закономерности в структуре и жанровой природе сказаний, обнаружить их близость к чудесам древнерусских житий. Вместе с тем, становится очевидным, что, возникнув в ранний домонгольский период, большинство из них жили и развивались на протяжении веков, порождая новые произведения различных книжных жанров и их редакции.

Е. Л. Конявская обнаружила, исследовала и опубликовала неизвестную ранее новгородскую летопись (названную по собранию Большаковской) 1530-х гг. Летопись в 1-й (основной) своей части (до середины XV в.) состоит из кратких записей, касающихся, преимущественно, церковной истории Новгорода.

Наконец, среди работ Е. Л. Конявской имеются статьи непосредственно по историко-церковной тематике. Например, всесторонне рассмотрен эпизод с судом над Евфимием Висленем; в нескольких публикациях освещены проблемы и коллизии, связанные со спорами о постах в среду и в пятницу в Господские праздники, разгоревшимися на Руси в XII в. и др.

Всего же у Е. Л. Конявской около 200 научных работ, в том числе 2 монографии. Следует отметить, что ее «Очерки по истории тверской литературы XIV–XV в.» – единственная монография по средневековой региональной литературе, где в равной степени осуществлен текстологический, источниковедческий и филологический анализ памятников. Ряд статей написан Еленой Леонидовной для «Православной энциклопедии». Она принимает участие в церковных конференциях: Рождественских чтениях, Макариевских (Можайск), Макарьевских (Калязин), Покровских (МДА) конференциях, организуемых Тверской епархией и Научно-исследовательским Центром имени В. В. Болотова. Церковная тематика присутствует и в ее выступлениях на международных форумах. Так, были прочитаны доклады и затем опубликованы статьи, посвященныемитрополиту Киприану (Велико Тырново), князю св. Михаилу Ярославичу Тверскому (Варна), чудотворным иконам (Одесса, Афины, Трир), черниговской церковной элите середины – 2-й половины XII в. (Чернигов).

В 2000 г. с группой единомышленников Е. Л. Конявская создала научный междисциплинарный журнал «Древняя Русь. Вопросы медиевистики», который возглавляет как главный редактор и по сей день. Е. Л. Конявская является председателем Оргкомитета международной научной конференции «Комплексный подход в изучении Древней Руси», проводимой с 2001 г. раз в 2 года, руководителем ежемесячного круглого стола «Древняя Русь». И журнал, и конференции, и круглые столы открыты для каждого отечественного или зарубежного исследователя-медиевиста, здесь ценится серьезный научный подход к работе, неординарность и новизна решений, актуальность и результативность исследований. Соответственно, много времени и сил уходит на чтение и рецензирование работ коллег, но это, как она утверждает, работа благодарная, поскольку, с одной стороны, расширяется собственный кругозор, с другой – зачастую есть возможность помочь «продвижению» новых имен: «чтобы отрасль наша не заглохла, а, наоборот, цвела». Удивительно, но в сложном графике жизни Елена Леонидовна находит время и для редакторской работы в провинциальных изданиях.

С аспирантских времен Е. Л. Конявская занималась преподавательской работой – читала курсы истории древнерусской литературы и культуры в различных вузах. С 2000 по 2014 г. преподавала филологам и историкам Университета Российской академии образования историю древнерусской литературы (по разработанной ею авторской программе), археографию, историческую текстологию, архивоведение. Многие ее дипломники остаются в науке и успешно себя реализуют.

Работа с молодежью и сегодня выступает важным направлением деятельности Елены Леонидовны. С 2012 г. под эгидой журнала «Древняя Русь. Вопросы медиевистики» и Совета молодых ученых ИРИ РАН работает Семинар молодых ученых-медиевистов, где собираются аспиранты и магистранты московских вузов и научных организаций. Его задача – помощь молодым ученым в написании статей и диссертаций, а также создание для них пространства научного и просто человеческого общения «по интересам». И если успех в отношении первого оценить сложнее, то второе точно удалось. Из семинара не уходят и те, кто уже защитился, установились дружеские связи, возникла необходимая для молодой поросли среда. Работает и еще один ее молодежный проект: региональные конкурсы студенческих работ по истории края. В 2014 г. конкурс проходил в Твери, в 2015 г. эстафета передана в Орел.

Мы уверены, что еще не один проект найдет воплощение под руководством юбиляра. И со своей стороны желаем здоровья, творческих удач и новых открытий удивительному человеку, талантливому ученому и педагогу –Елене Леонидовне Конявской.

Друзья, коллеги, ученики

 

 

 

Список трудов Е. Л. Конявской по церковной истории

 

1. Арсеньевская редакция Киево-Печерского патерика // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 1983. № 2. С. 3–11.

2. Житие Михаила Ярославича Тверского // Словарь книжности и книжников Древней Руси. Вып. 1: (XI– первая половина XIV в.). Л., 1987. С. 166–168.

3. Жанрово-композиционное своеобразие древнерусской повести о Михаиле Ярославича Тверском // Вопросы сюжета и композиции. Горький, 1987. С. 14–19.

4. Арсений // Словарь книжности и книжников Древней Руси. Вып. 2: (вторая половина ХIV – XVI в.) Ч. 1. Л., 1988. С. 68–70 (в соавторстве с Г. М. Прохоровым).

5. Житие Арсения Тверского // Словарь книжности и книжников Древней Руси. Вып. 2: (вторая половина ХIV – XVI в.). Ч. 1. Л., 1988. С. 248–249.

6. Нравственное значение Киево-Печерского патерика в древнерусской культуре ХV в. // Герменевтика древнерусской литературы Х–ХVI вв. Сб. 3. М., 1992. С. 288–312.

7. К вопросу об авторском самосознании древнерусского агиографа // Вестник Литературного института им. А. М. Горького. М., 1998. С. 23–24.

8. К вопросу о жанровой природе древнерусских хождений // Вестник Литературного института им. А. М. Горького. № 1. М., 1999. С. 99–101.

9. Авторское самосознание древнерусского книжника (XI– середина XV в.). М., 2000.

10. К вопросу об авторском самосознании Епифания Премудрого // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2000. № 1. С. 70–86.

11. Авторское самосознание создателей Киево-Печерского патерика // Филологические науки. 2000. № 4. С. 87–94.

12. К вопросу об особенностях «Жития Авраамия Смоленского» // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2001 № 1(3). С. 111–114.

13. Житие св. Арсения епископа Тверского // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2001. № 3(5). С. 66–94.

14. Преподобный Нестор как автор // Христианские истоки русской литературы: Сборник научных трудов. М., 2001. С. 3–23.

15. Арсений, свт. еп. Тверской // Православная энциклопедия. Т. 3. М., 2001. С. 385–387.

16. О лицевом летописном сборнике из собрания Фадеева // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2002. № 3(9). С. 99–104.

17. Повесть о преставлении Михаила Александровича Тверского в Новгородской IV летописи // Литература Тверского края в контексте древней культуры. Тверь, 2002. С. 43–59.

18. Святитель Арсений, епископ Тверской // Тверская старина. 2002. № 21–22. С. 25–28.

19. О Повести о Михаиле Александровиче Тверском в Новгородской Карамзинской летописи // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2003. № 1(11). С. 107–108.

20. Ответ митрополита Макария и новгородский летописный материал в сборнике ХVI века // Макариевские чтения. Вып. Х: Русская культура ХVI века – эпоха митрополита Макария. Можайск, 2003. С. 142–151.

21. Житие Софьи Ярославны Тверской в сборниках РГБ // Румянцевские чтения – 2004: Материалы международной конференции. М., 2004. С. 124–128.

22. Проблема общих мест в древнеславянских литературах (на материале агиографии) // Ruthenica. Т. 3. 2004. С. 80–92.

23. Ранняя повесть о преставлении Михаила Александровича Тверского // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2004. № 3(17). С. 70–86.

24. Об одном литературном источнике Жития Софьи Ярославны Тверской // Восточная Европа в древности и средневековье. Проблемы источниковедения. XVII Чтения памяти чл-.корр. АН СССР В. Т. Пашуто. М., 2005. С. 211–214.

25. Арсеньевская редакция Киево-Печерского патерика и Тверской Желтиков монастырь // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2005. № 3(21). С. 41–42.

26. Новгородская летопись XVI в. из собрания Т. Ф. Большакова // Новгородский исторический сборник. Вып. 10(20). СПб., 2005. С. 322–383.

27. Древнейшие редакции Киево-Печерского патерика // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2006. № 1(23).С. 32–45.

28. Повесть о преставлении Михаила Александровича Тверского в Новгородской IV летописи // Древняя Тверь реальная и книжная: Материалы исследования / Сост. М. В. Строганов. Тверь, 2006. С. 37–52.

29. Сакральное пространство Киево-Печерского монастыря // Восточная Европа в древности и в средневековье. Восприятие, моделирование и описание пространства в античной и средневековой литературе. XVIII Чтения памяти члена-корреспондента АН СССР Владимира Терентьевича Пашуто. М., 2006. С. 102–107.

30. Софья Ярославна Тверская: «Память» княжны-инокини // Исследования по истории средневековой Руси: К 80-летию Юрия Георгиевича Алексеева. М.; СПб.: Альянс-Архео, 2006. С. 418–428.

31. Житие свт. Арсения Тверского: проблема датировки и атрибуции // Экология культуры и языка: проблемы и перспективы: Сборник научных докладов и статей международной научной конференции, посвященной 100-летию Д. С. Лихачева. Архангельск, 2006. С. 368–373.

32. Святые правители Древней Твери (конец XIIIXVI в.) // Церковнославянский язык: Преломление традиций в современной культуре: Материалы международных Рождественских образовательных чтений. М., 2006. С. 244276.

33. Суд над Тверским епископом Евфимием и поставление на епископскую кафедру Арсения // Средневековая Русь. Вып. 7. М., 2007. С. 317–338.

34. Митрополит Киприан и великокняжеская власть по тверским летописным источникам // Восточная Европа в древности и в средневековье. Политические институты и верховная власть: XIX Чтения памяти члена-корреспондента АН СССР Владимира Терентьевича Пашуто. М., 2007. С. 119–125.

35. История сложения цикла сказаний о чудесах Владимирской Божией Матери и его судьба в XV–XVI вв. // Религии мира: история и современность. 2005 / Научный совет «Роль религий в истории» Отделения историко-филологических наук РАН. М., 2007. С. 22–39.

36. Нравственные идеи в Житии Михаила Ярославича Тверского // Мир русского слова и русское слово в мире: Материалы XI Конгресса МАПРЯЛ. Варна, 17–23 сентября 2007 г. Т. 7. София, 2007. С. 214–221.

37. Житие Софьи Ярославны Тверской и его литературный источник // Река времени: Сборник статей памяти Людмилы Боевой (1934–2001). София, 2007. С. 123–129.

38. «Древняя Русь. Вопросы медиевистики» // Православная энциклопедия. Т. 16. М., 2007. С. 264–265.

39. Новгородский паломник у чудотворных икон Константинополя // Восточная Европа в древности и в средневековье. Трансконтинентальные и локальные пути как социокультурный феномен: XX Чтения памяти члена-корреспондента АН СССР Владимира Терентьевича Пашуто. М., 2008. С. 101–106.

40. Штрихи к биографии митрополита Киприана по тверским летописным источникам // Киприановичетения: 600 години от успението на св. Киприан, митрополит московски. Септември 2006 г. Велико Търново, 2008. С. 145–156.

41. Древнейшая редакция Жития свт. Арсения Тверского: датировка, атрибуция, рукописная традиция // Традиционная книга и культура позднего русского средневековья: Труды Всероссийской научной конференции к 40-летию полевых археографических исследования МГУ им. М. В. Ломоносова. Ч. 1. Ярославль, 2008. С. 140–156.

42. Греческая чудотворная икона в Древней Руси // Российско-греческие государственные, церковные и культурные связи в мировой истории: Материалы конференции. Афины; М., 2008. С. 90–97.

43. Ефрем // Православная энциклопедия. Т. 19. М., 2008. С. 48–59.

44. Об одном из этапов формирования легенды о Знаменской иконе // Восточная Европа в древности и средневековье. Автор и его источник: восприятие, отношение, интерпретация. XXI Чтения памяти чл-.корр. АН СССР В. Т. Пашуто. М., 2009. С. 146–151.

45. Образ Александра Невского в ранних летописях // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2009. № 2(36). С. 55–63.

46. Тверские владыки конца XIII–XIV в. и их вклад в развитие тверской книжности и культуры // Русь, Россия: Средневековье и Новое время: Чтения памяти Л. В. Милова: Материалы конференции. М., 2009. С. 26–28.

47. Византийская чудотворная икона в Древней Руси: проблемы восприятия // Медiевистика. Вип. 5. Одесса, 2009. С. 50–60.

48. Об этапах формирования легенды о Знаменской иконе // Особенности российского исторического процесса: Сборник статей памяти академика Л. В. Милова. М., 2009. С. 68–86.

49. Проблема власти в тверских литературных памятниках XIV в. // Первый Петербургско-Тверской семинар «Тверской край в науке и культуре»: Сборник научных статей. Тверь, 2009. С. 78–86.

50. Княгиня Анна – супруга Михаила Ярославича Тверского (по летописным источникам) // Святой благоверный великий князь Михаил Тверской: 690 лет в народной памяти: Сборник научных трудов. Тверь, 2009. С. 52–59.

51. Церковная живопись и живописцы в Паломнике Антония Новгородского // Старобългарска литература. Кн. 41–42. София, 2009. С. 402–412.

52.Святитель Арсений Тверской, «богоизбранный епископ» // Вестник церковной истории. 2009. № 3/4(15/16). С. 183–190.

53. «Греческая тема» в Киево-Печерском патерике // История российско-греческих отношений и перспективы их развития в XXI век. М., 2010. С. 102–105.

54. Устные источники сказаний о чудотворных иконах // Восточная Европа в древности и в средневековье: Устная традиция в письменном тексте:XXII Чтения памяти чл-.корр. АН СССР В. Т. Пашуто. М., 2010. С. 134–139.

55. Александр Невский в исторических источниках // Александр Невский. Государь, дипломат, воин. М., 2010. С. 199–218, 458–462, 497–501, 528.

56. Греческая тема в Киево-Печерском патерике // Проблемы филологии: язык и литература. 2010. № 2 . С. 85–92.

57. Византийская чудотворная икона в Древней Руси: проблемы восприятия // Герменевтика древнерусской литературы. Сб. 15. М., 2010. С. 473–489.

58. Сказание об освящении Софии Новгородской и Спасовом образе: к истории текста // Лингвистическая герменевтика: Сборник научных трудов. Вып. 2. М., 2010. С. 60–65.

59. «Богоизбранный епископ»: Арсений Тверской // Тверские святые и святыни. Тверь, 2010. С. 35–44

60. Анна Кашинская – великая княгиня, супруга и мать (по летописным источникам) // Тверские святые и святыни. Тверь, 2010. С. 113–119.

61. Андрей Боголюбский в восприятии современников // Восточная Европа в древности и в средневековье: Ранние государства Европы и Азии: проблемы политогенеза:XXШ Чтения памяти чл-.корр. АН СССР В. Т. Пашуто. М., 2011. С. 124–128.

62. Икона Боголюбской Божией Матери из греческого монастыря святого Ильи пророка // Вестник славянских культур. 2011. № 2(XX). С. 66–70.

63. Тверское владычное летописание конца XШ–XIV в. // Средневековая Русь. Вып. 9. М., 2011. С. 139–152

64. О времени создания текста проложной статьи на 1 августа // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2011. № 3(45). С. 57–58.

65. «Иконографические» тексты в сборнике Иосифо-Волоколамского монастыря // Проблемы дипломатики, кодикологии и актовой археографии. М., 2012. С. 360–362.

66. Споры о постах второй половины XII в. // Вестник литературного института им. А. М. Горького. 2012. № 1. С. 69–73.

67. К истории сложения проложной статьи на 1 августа // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2012. № 1(47). С. 5–14.

68. Черниговские владыки и князья в церковных конфликтах середины – второй половины XII в. // Чернігівські старожитності: Збірник наукових праць / [редкол.: А. Л. Курданов (голова) та ін.]. Вип. 1 (4). Чернігів, 2012. С. 90–96.

69. Чтения, посвященные преподобному Макарию Калязинскому // Вестник церковной истории. 2012. № 3/4(27/28). С. 387–389.

70. Дергачева И. В. Древнерусский Синодик: Исследования и тексты (Памятники древнерусской мысли: Исследования и тексты. Вып. VI). М.: Круг, 2011. 41 с. [рецензия] // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2012. № 4(69). С. 239–242.

71. Молитва со свитка «Боголюбской Божией Матери» // «Хвалам достойный...»: Андрей Боголюбский в русской истории и культуре. Владимир, 2013. С. 68–75.

72. Жанровые особенности древнерусских сказаний о чудотворных иконах // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2013. № 3(53). С. 66–67.

73. Сказания о чудотворных иконах в литературе и книжной традиции Твери XV–XVI в. // Преподобный Макарий Калязинский – святой заступник земли Русской: Сборник докладов Первых Макарьевских Калязинских Чтений. Тверь, 2014. С. 59–68.

74. Древнерусские сказания о чудотворных иконах: особенности нарратива //Нарративные традиции славянских литератур: от Средневековья к Новому времени: К юбилею члена-корреспондента РАН Е. К. Ромодановской. Новосибирск, 2014. С. 54–58

75. Святитель Арсений и Желтиков монастырь // Тверской вклад в Русское православие: Сборник материалов международной научной конференции. Тверь, 27–29 сентября 2012 года. Тверь, 2014. С. 72–78.

76. Сказание о создании Софии Новгородской и Спасовом образе: текстология и хронология // Кирик Новгородец и древнерусская культура. Ч. 1. Великий Новгород, 2014. С. 182–190.

77. Сочинения митрополита Киприана: хронологический аспект // Вестник церковной истории. 2015. № 1/2(37/38). С. 193–199.
Форумы