Томос Патриарха Константинопольского Мелетия IV от 7 июля 1923 г. о принятии Эстонской Православной Церкви в юрисдикцию Константинопольского Патриархата

Святейший Апостольский и Патриарший Вселенский Престол в Константинополе осуществляет каноническое попечение о церковном устроении тех православных общин, которые остались без пастырского окормления.
После того, как во вновь созданном государстве Эстонии вследствие сложившихся здесь новых политических условий, а также в результате того, что из-за возникших в России церковных нестроений Православная Церковь Эстонии оказалась разлученной с Российской Святой Право-славной Церковью, в канонической зависимости от которой она до сих пор состояла, Православная Церковь Эстонии, лишившаяся теперь постоянного попечения, обратилась к Вселенскому Престолу с письменной просьбой и устно через направленного ею преосвященного архиепископа Эстонского владыку Александра о взятии ее под наше духовное окормление и попечение в порядке постоянного канонического церковного устроения и руководства.
Благосклонно, с уважением и любовью встретив эту просьбу, мы и состоявшие при нас преосвященные митрополиты, рассмотрев ее на Синоде, постановили удовлетворить просьбу православной церкви Эстонии и утвердить испрошенный ею церковный статус, а также ввести в ней церковный порядок согласно установившейся канонической практике, учитывая при этом невозможность установления надлежащего церковного устроения в Эстонии со стороны Святой Церкви России. Поэтому мы, наставляемые Святым Духом, благоволим установить следующее: зная о том, что блаженнейшим Патриархом Московским и всея Руси владыкой Тихоном святая православная Церковь Эстонии выделена в автономную, и принимая во внимание, что живущие в досточтимой Эстонской Республике православные христиане составляют со своими святынями отдельный церковный округ, — присвоить им теперь наименование «Эстонская Православная Митрополия» с условием неуклонного соблюдения ими нижеследующих требо-ваний:
1. Основываясь на догматах, канонах святых апостолов и церковных соборов, а также на церковных установлениях единой Святой Православной Вселенской и Апостольской Церкви при поддержании канонической связи со Святейшим Апостольским Патриаршим Престолом, Митрополии надлежит создать 3 епархий — Таллинскую, Сааремааскую и Петчерскую, число которых может быть по решению церковного собора Митрополии увеличено в целях улучшения пастырского окормления верующих.
2. Правящему сейчас в Таллинне архиерею присваивается почетное звание Митрополита Таллинского и всей Эстонии, под председательством которого епископы собираются на заседания Синода, имеющего все права и обязанности, предоставляемые святыми канонами Синоду поместной Церкви, и несущего ответственность перед Вселенским Патриархом и его Синодом за соблюдение божественных догматов, канонического правопорядка и изданных в его развитие собственных установлений.
3. Если еще до образования Синода явится желание или необходимость в рукоположении нового епископа, или если потребуется принятие епископским Синодом решений, имеющих догматический и канонический характер, то митрополит или, при его отсутствии, исполняющий его обязанности епископ имеет право с уведомлением об этом Вселенского Патриарха приглашать из Финляндии либо из других митрополий Вселенского Престола местных епископов для восполнения состава собственного Синода. Такой Синод отвечает за свои постановления перед Вселенским Патриархом и действующим при нем митрополичьим Синодом.
4. Избрание, посвящение и интронизация митрополитов и епископов производятся в согласии со святыми канонами и установлениями по Митрополии. Установления, касающиеся епископов, вводятся Митрополитом, а касающиеся Митрополита — Вселенским Патриархом.
5. Канонически назначенные на кафедру Митрополит и епископы остаются на ней до конца своей жизни, за исключением тех случаев, когда они сами подают прошение о своем освобождении, либо если их отставка обусловлена каноническими причинами. Епископы, осужденные епископским Синодом, имеют право на обжалование такого решения Вселенскому Патриарху, который вместе с митрополитами своего Синода выносит окончательное заключение по этому делу.
6. Каждый епископ, пасущий свое стадо, обладает правами и исполняет обязанности, возложенные на епископов святыми канонами и многолетней церковной практикой.
7. При совершении святых таинств и богослужений полагается следующий чин повиновения: священники и диаконы поминают местного епископа, епископы — митрополита, а митрополит — Вселенского Патриарха, от которого он получает священное миро и через которого он состоит в общении со всем тем православным епископатом, который преподает Христово Слово истины.
Неуклонно соблюдая эти требования во всей своей деятельности, Митрополит, епископы и весь церковный клир с верующим народом обязаны налаживать жизнь православной Эстонии сообразно ее потребностям и по законам своей страны, при том непременном условии, что ни одно из вводимых установлений не должно по своему существу вступать в противоречие с учением и канонами святой православной Цер-кви, как они понимаются в практике Вселенского Патриархата.
Мы отечески вразумляем священнослужителей и народ как своих возлюбленных детей во Христе, чтобы они почитали своих пастырей и учителей как наставников и своих духовных отцов — «чтобы слушали и принимали слово их», как говорится в послании апостола Павла, чтобы они осуществляли свое пастырское наставничество с радостью, а не с воздыханиями.
Обсудив все это на Синоде и приняв надлежащее решение, мы постановили для претворения его в жизнь издать настоящий Патриарший и Синодальный акт, скрепленный подписями и внесенный в Свод законов нашей Великой Христианской Церкви и врученный в данном неизменном виде преосвященному Митрополиту Таллиннскому и всея Эстонии владыке Александру.

Подписи:

МЕЛЕТИЙ, Константинопольский Патриарх
Митрополиты: (9 подписей)

В Патриархате, в июле месяце 1923 г.

Форумы