• Источник:
  • Сергей Игнатов — специально для Седмицы.Ru

В Индии религиозное собрание индуистов вылилось в давку, унесшую более 120 жизней

Давка возникла, когда толпа ринулась расхватывать следы стоп местного гуру

 

ЛАКХНАУ. В Индии религиозное собрание индуистов вылилось в давку, унесшую более 120 жизней – она возникла, когда толпа ринулась расхватывать следы стоп самозваного гуру, пишут theguardian и foxnews.

Не менее 250 тысяч верующих стеклись 2 июля на религиозное собрание сатсанг в индуистскую общину на севере Индии в штате Уттар-Прадеш с целью молений и поклонения самозваному гуру Бхоле Бабу (Bhole Baba), стяжавшему в народе огромное почитание. Его настоящее имя Нараян Сакар Вишва Хари (Narayan Sakar Vishwa Hari). Толпы восторженных почитателей святого подвижника втрое превысили максимально допустимую численность в 80 тысяч человек, установленную властями исходя отведенной площади. Эти данные приводятся в полицейском протоколе, который оценивает численность погибших в давке в 121 человек.

Страшная давка произошла в тот момент, когда сотни тысяч верующих ринулись вперед в надежде прикоснуться к стопам гуру или хотя бы к земле, на которую он ступил, ибо его неистовые поклонники считают ее священной и благотворной. Немногочисленным полицейским нарядам пришлось применить силу, чтобы удержать толпу в пределах отведенной площади. Собрание проходило под огромным шатровым навесом, раскинутым прямо над сельскохозяйственными полями близ деревни. Свидетели поведали потом, что несколько дней перед сатсангом шли проливные дожди, они размыли поля и обратили их в полужидкую глубокую грязь. Люди скользили в этой грязи, падали, и не могли подняться, а толпы их затаптывали. Жертвами давки, как обычно, стали слабейшие – в основном женщины и дети.

40-летняя Рама Деви (Rama Devi) прибыла на автобусе из деревни Багхаули в соседнем штате Джайпур вместе с 80 односельчанами, жаждавшими посетить сатсанг. Она захватила с собой невестку, 10-летнего племянника Аюша и пятилетнюю племянницу Кавья. Оба ребенка погибли в давке. «Я последние семь лет неизменно посещала все молитвенные собрания великого гуру, и все было хорошо, – говорит женщина. – Вот и в Хатрасе все шло нормальным чередом, пока гуру не двинулся прочь. В этот момент люди двинулись вперед всей массой и стали толкать и давить друг друга. Я крепко держала племянника Аюша, но тут люди начали валиться на меня всей тяжестью, и я выпустила его из рук. Я упала, и многие люди спотыкались, наступали и переступали через меня. Я билась, пыталась подняться, и каким-то образом чудом мне удалось встать на ноги, толпа меня подхватила и вынесла. Моего племянника нигде не было видно. Я плакала и звала его, но вокруг было так много людей».

Потом она потеряла сознание, а очнулась уже в больнице, где и узнала, что оба ее племянника погибли. Теперь она, как и многие другие, обвиняет полицию в неспособности организовать мероприятие и в преступном небрежении своими обязанностями. «Полицейские просто стояли на дороге и смотрели, как гибнут люди, они не делали ничего, чтобы упорядочивать, направлять и сдерживать толпу. А меня теперь гнетет чувство вины, что дети погибли из-за меня».

«Неконтролируемая толпа хлынула с места проведения собрания и смела кордоны, – гласит полицейский протокол. – В давке в первую очередь погибли 80 верующих, сидевших на земле.

На другой стороне дороги толпа, двигавшаяся по залитым водой и грязью полям, наткнулась на активистов организационного комитета, и те остановили ее с помощью брусчатых барьеров, в результате напор толпы сзади стал неудержимым, и его не выдержали многие женщины, дети и пожилые мужчины, многие из них были раздавлены».

Премьер-министр министр штата Уттар-Прадеш Йоги Адитьянатх (Yogi Adityanath) распорядился провести расследование по факту гибели людей, при этом он указал, что «местные организаторы попытались замять инцидент». Премьер-министр Нарендра Моди заявил со своей стороны, что всем пострадавшим будет оказана «всемерная и всесторонняя помощь». Полиция сообщила о возбуждении уголовных дел против организаторов собрания, при этом гуру Баба Вишва Хари в полицейском протоколе не упомянут среди ответственных лиц. Сам Баба Вишва Хари выступил с заявлением на другой день (3 июля), выразил соболезнования погибшим и устранился от ответственности – по его утверждению, «давка в толпе была спровоцирована некоторыми антиобщественными элементами».

Гуру в миру и сам служил офицером полиции, прежде чем услышал зов свыше и стал самозваным духовным наставником. С тех пор он многие годы регулярно и благополучно проводит подобные молитвенные собрания в местных деревнях. Лишь 30-летний Кулдип Кумар (Kuldeep Kumar), владелец сельского магазина, припоминает, что 12 лет назад на аналогичном собрании, созванном гуру, тоже случилось давка, в которой погибли три человека.

На сатсанге во вторник был и 22-летний Амит Кумар (Amit Kumar), земледелец из соседней деревни Могол Гархи. «К приезду гуру в поле был установлен большой шатер, в него набилось множество верующих, и образовалась страшная духота и теснота еще до прибытия гуру, – свидетельствует Кумар – Гуру прибыл около полудня и выступил с краткой проповедью в духоте и жаре перед огромной толпой. Когда он двинулся прочь, толпа пошла за ним. Едва машины его кортежа поехали с площадки к дороге, многие люди ринулись, чтобы собрать землю с того места, где он ступал и стояла его машина. Возникла страшная толкотня и теснота, многие падали, а толпа шла прямо по ним, и люди продолжали падать друг на друга. Меня сдавило и понесло этим потоком, и я сам буквально ступал и переступал через десятки тел. Попытайся я остановиться и поднять кого-то, меня бы мгновенно смяли, как их, и я бы сейчас с вами не разговаривал. Толпа давила с такой страшной силой, со всех сторон, что нельзя было вздохнуть, и я чувствовал, как у меня лопается грудь. Я не знаю, каким чудом мне удалось выскользнуть из этой давки и спастись. Меня до сих пор трясет, как вспомню эту тесноту, духоту и давление. Два часа спустя я вернулся туда, чтобы помочь в спасательных работах. Там было много тел, втоптанных в грязь, нам было очень трудно их вытаскивать. Через некоторое время подоспели машины скорой помощи, и нам потребовалось несколько часов, чтобы извлечь и вывезти все тела с поля».

Семьи погибших и пропавших без вести 3 июля осаждали больницу и морг в Хатрасе, добиваясь правды о судьбе своих близких и страшась опознать их среди мертвых тел. Среди них оказался и 30-летний Саураб Кумар (Saurab Kumar) из села Эта в штате Уттар-Прадеш, который сам был на трагическом собрании с 15 родственниками. «Когда началась давка, я побежал, чтобы спастись, а мать унесла толпа, и я потом не мог ее найти, – сокрушается Кумар. – Я долго бродил в грязи по раскисшим полям и искал ее среди десятков мертвых тел, но так и не смог опознать. Поздно вечером в тот же день один наш родственник обнаружил ее тело в морге. На поле не было никого из службы борьбы с массовыми беспорядками, не было медицинского персонала для скорой помощи пострадавшим. Именно власти несут ответственность за смерть моей матери и многих других верующих».

В последние годы в Индии то и дело случаются массовые давки и столкновения во время религиозных празднеств, шествий, собраний и паломничеств. Парламентарий Раджеш Кумар Джа (Rajesh Kumar Jha) считает, что власти на местах проявляют преступное небрежение нормами безопасности участников религиозных шествий и собраний, и именно поэтому «люди будут и дальше умирать».

 

Форумы