• Источник:
  • Сергей Игнатов — специально для Седмицы.Ru

В Нигерии мученичество христиан укрепляет веру и побуждает молодежь к духовному служению, свидетельствует духовенство

Молодые священники, побывавшие в плену у исламистов, готовы к мученической смерти за веру

АБУДЖА. Нигерийское духовенство свидетельствует, что мученичество христиан укрепляет веру и побуждает молодежь к духовному служению, а молодые священники и монахи, побывавшие в плену у исламистов, готовы к мученической смерти за веру, пишет catholicnewsagency.

Прошлый 2023 год навсегда останется в памяти брата Питера Олареваджу (Peter Olarewaju), послушника бенедиктинского монастыря в нигерийской епархии Илорин. Его с двумя собратьями похитили вооруженные исламисты скотоводческого племени фулани, подвергли угрозам и пыткам, и на его глазах убили его товарища и брата Годвина Эза (Godwin Eze). Однако это испытание не сломило его, как рассчитывали мучители, а напротив, укрепило дух и веру. Такое признание прозвучало в его интервью ACI Africa, информационному партнеру CNA в Африке, 26 ноября 2023 года, через несколько дней после освобождения. «История пленения и освобождения стала благословением для меня, ибо это было испытание, посланное свыше, и оно укрепило меня в вере, – говорит монах. – Я теперь не страшусь умереть за веру, готов умереть мучеником в этой опасной стране. Я хоть сейчас готов к смерти за Иисуса, это чувство делает меня могучим».

Свидетельство молодого монаха далеко уже не единично в Нигерии, где все чаще похищают семинаристов, монахов, священников и мирян. Некоторые из них приняли мученическую кончину, а пережившие испытание часто признаются, что закалились духом и верой, наполнились духовной силой и готовностью умереть за веру. Так, семинарист-танзаниец Мельхиор Махарини (Melchior Maharini), которого похитили вместе со священником из общины миссионеров Африки в епархии Минна в августе 2023 года, говорит, что трехнедельные мучения в плену на грани жизни и смерти укрепили его веру. «Я теперь сознаю, что моя вера укреплилась, – поведал он ACI Africa 1 сентября 2023 года. – Это случилось потому, что я отрекся от себя, смирился с несчастьем и вручил свою душу и судьбу Господу».

В Нигерии, самой густонаселенной стране Африки, с каждым годом нарастают похищения христиан боевиками Боко Харам*, исламистами скотоводческого племени фулани и другими бандитскими группировками. В августе 2023 года семинарист Дэвид Игба смотрел смерти в лицо, когда фанатики фулани изрешетили пулями его автомобиль из засады на дороге в Макурди. В сентябре 2023 года семинарист Нааман Данлами (Na’aman Danlami) сгорел заживо, когда боевики попытались захватить дом семинарии в епархии Кафанчан, но потерпели неудачу и в отместку подожгли здание. Несколькими днями ранее они похитили семинариста Иезекииля Нуху (Ezekiel Nuhu) из архиепархии Абуджи, когда тот отправился на каникулы в Южную Кадуну.

Двумя годами ранее, в октябре 2021 года, главная семинария Христа Царя Кафанчанской епархии подверглась нападению, и трое семинаристов были похищены. Мировую известность получило другое нападение в 2020 году, в результате которого исламисты увели в плен трех семинаристов из Главной семинарии Доброго пастыря в епархии Кадуна. Вскоре они зверски убили одного из них по имени Майкл Ннади (Michael Nnadi), и впоследствии признались, что расправились с Ннади за то, что он пытался проповедовать им Слово Божие и призывал к обращению. Двое товарищей Ннади дождались освобождения и продолжили духовное обучение в Главной семинарии Августина в Джосе (штат Плато).

Преподаватели семинарий в стране свидетельствуют ACI Africa, что по мере нарастания свирепых гонений на христиан, в нигерийских семинариях лишь укрепляется особая духовность, которую посторонним трудно понять – духовность мученичества. По их словам, тот, кто становится на путь священства в Нигерии, постоянно осознает, что ему нужно быть готовым защищать веру ценой мученичества и даже жизни. Больше, чем когда-либо прежде, семинаристы осознают, что им угрожают преследования и муки, если их похитят и, может быть, даже убьют.

Это свидетельствует отец Питер Хассан (Peter Hassan) настоятель Главной семинарии Святого Августина в архиепархии Джоса (штат Плато). «Наши семинаристы, как и все нигерийские общины, смирились с неизбежностью смерти за веру, – говорит отец Хассан в интервью ACI Africa от 12 января. – Нигерийские христиане переживают зверства и насилия апокалипсических масштабов вот уже около полувека. Я могу с уверенностью сказать, что мы научились принимать реальность неминуемой смерти. И потому душу наполняет вдохновение и радость при виде многих молодых людей, избирающих путь священства с полной готовностью к служению с огромным риском для жизни. Все эти молодые люди осознанно избирают свой жребий. Они стремятся проповедовать Евангелие мира и ненасилия, желают вести диалог с чуждыми Христу, и взывать к мирному сосуществованию религий».

Вскоре после похищения и убийства Ннади, Главная семинария Святого Августина открыла свои двери семинаристам, пережившим похищение. «Мы счастливы, что среди нас появились три бывших ученика Главной семинарии Доброго пастыря, много испытавших в руках мучителей, – говорит отец Хассан. – Их присутствие благотворно для общины Святого Августина, на их примере наши семинаристы постоянно помнят о жертвенности нашего духовного пути, ибо знают, что беспощадные убийцы не щадят даже самых малых и смиренных слуг Господних. И очень важно, что в семинарии Доброго пастыря никого не устрашила судьба трех соучеников и убийство Ннади в 2020 году, и в семинарию лишь нарастает приток все новых и новых учеников»

То же самое отмечает в интервью ACI Africa отец Самуэль Канта Сакаба (Samuel Kanta Sakaba), ректор Высшей семинарии Доброго пастыря. «Преподаватели нашей католической семинарии, в которой в сейчас обучается 265 семинаристов, постоянно и твердо им напоминают, что служба священника в Нигерии несет угрозу похищения и смерти, – говорит отец Сакаба. – Наш долг, как наставников, готовить наших семинаристов к практической службе в богословском и духовном плане, а также к телесным испытаниям. Мы честно повествуем им о реальных опасностях преследований, и при этом подчеркиваем, что страдания христиан в Нигерии приобщают их к Страстям Иисуса. Мы знаем, что истинно верующего это осознание окрыляет, помогает обрести силы для противостояния злу и познать цель и смысл своих страданий. Ведь мученичество за веру обретает свой великий смысл в том, что оно связано с болью Иисуса. Пророк Исайя (53:5) напоминает нам – «ранами Его мы исцелились». Иисус также учит нас: «Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Книга Иоанна 12:24). Эти и иные подобные строки учения Христова крепят нашу стойкость пред лицом мучений».

«Что бы ни случилось, мы все однажды вернемся к Богу, – напоминает священник. – Как радостно возвращаться к Богу святым путем, путем самопожертвования. Святость мученического пути заключается в принятии своего креста, своей боли. Иисус принял боль Голгофы, и это привело его к воскресению. Гонения и муки очищают праведника, дабы он очистился и предстал перед Богом. И потому я верую, что эти гонения и испытания суждены нам промыслом Божьим, а ни одно человеческое существо не в силах помешать трудам Божьим. Вот почему, когда случаются ситуации, подобные этой, учение Иисуса и его страдания дают нам мужество противостоять всему, что может встретиться на нашем пути. У нас в Нигерии укрепляется духовность мученичества как трудная реальность. Трудно привыкнуть к боли. Трудно привыкнуть к угрозе смерти... и близко познакомиться с ней. Никто не ищет опасности, это не в нашей натуре. Однако когда мы знаем, что выбора нет, тут на нас и нисходит благодать Божья, чтобы укрепить нас».

*запрещенная в РФ террористическая организация

 

Форумы