• Источник:
  • Сергей Игнатов — специально для Седмицы.Ru

В Уганде бросили в тюрьму двух уличных проповедников по обвинению в святотатстве

Возмущенные мусульмане собрались толпой и били их до вмешательства полиции

НАЙРОБИ. В Уганде бросили в тюрьму двух уличных проповедников по обвинению в святотатстве – возмущенные мусульмане собрались толпой и били их до вмешательства полиции, сообщает morningstarnews.

О происшествии известила кенийская служба издания Morning Star News, которая многие годы ведет хронику гонений на христиан в регионе. Уличные проповедники Джозеф Омади (Joseph Omadi) и Исаак Напакола (Isaac Napakol) теперь встретят Рождество в тюрьме. Они прибыли в город Сороти в конце ноября с намерением провести трехдневный цикл уличных проповедей. Два дня мусульмане их с трудом терпели и встречали глухим ропотом, а на третий день (21 ноября) набросились большой толпой – явно по предварительному сговору – и принялись избивать, пока не прибыла полиция. Подробности происшествия поведал третий проповедник, пастор Роберт Омодинги (Robert Omodingi), которому удалось вырваться и бежать от расправы. «Мы проповедовали на улице примерно полчаса, когда откуда ни возьмись вдруг подошло сразу множество мусульман, – говорит отец Омодинги. – Поначалу мы еще надеялись, что они пришли послушать слово Божье, однако, к нашему ужасу, они схватили нас и принялись жестоко избивать. Я каким-то чудом вырвался из толпы, и почти сразу на место прибыл наряд полиции и арестовал моих собратьев».

Через два дня полиция предъявила им обвинения по статье 122 уголовного кодекса Уганды за якобы «оскорбление религиозных чувств» мусульманской общины и святотатство, а мировой суд первой инстанции отправил их в тюрьму в ожидании суда, поведал пастор. Мусульмане утверждают, что иноверцы навлекли на себя справедливый гнев правоверных тем, что использовали Коран в своих проповедях. По словам пастора Омодинги, окружной шейх Рамадан Ибвакит (Sheikh Ramadhan) на второй день уличных проповедей прислал к христианам местного имама с предупреждением, что они не должны использовать Коран в подтверждение тех или иных евангельских истин в своих проповедях. «Мы, мусульмане, работали рука об руку, чтобы поймать этих кафиров [неверных], – сказал мусульманский районный имам (по словам пастора) в своем пояснении на заседании суда. – Мы предупредили их, что они не должны использовать в проповедях наш Коран и другие исламские священные тексты, но они отказались. Они цитировали Коран, обращаясь к нашим мусульманским собратьям на улицах Сороти, а это неприемлемо в нашей вере».

На судебное слушание 20 декабря отец Омади явился, сильно прихрамывая, по сообщению местных источников. Единоверцам не удалось узнать, получил ли он травму левой ноги в результате уличной расправы 21 ноября или за пять недель содержания под стражей. «Мы обеспокоены явным ухудшением внешнего вида и состояния здоровья наших двух проповедников, – сказал другой пастор на условиях анонимности. – Мы призываем суд рассмотреть это дело беспристрастно и по всей справедливости. Суд назначил следующее слушание на 10 января. Наши два проповедника пребывают в темнице уже пять недель и будут томиться в камере еще три недели в ожидании суда, пока адвокаты-христиане продолжают собирать свидетельства их невиновности. Когда мы увидели их вчера [20 декабря] на заседании суда, мы заметили, что они сильно похудели, осунулись и пали духом. Возможно, их там подвергают каким-то пыткам».

По словам пастора, их состояние побудило главу церквей в Сороти призвать прихожан на молитву и пост. Он раскритиковал районные власти за то, что те не воспрепятствовали полиции, арестовавшей проповедников за использование Корана в проповедях. «Мы постоянно видим, как мусульмане в своих шествиях под открытым небом носят наши Библии, – напоминает пастор. – Даже мусульмане используют Библию, однако церковь ни разу не обвиняла их за эти ни в одном суде Уганды».

Статья 122 закона Уганды о святотатстве запрещает «намеренные письменные и устные оскорбления религиозных чувств» в весьма неопределенной формулировке, допускающей произвольные толкования и злоупотребления. Юристы и правозащитники считают ее недействительной, поскольку конституция, как высший закон страны, гарантирует гражданам свободу слова. «Определение святотатства как преступления по статье 122 настолько расплывчатое, что может толковаться как угодно, и полностью зависит от субъективного восприятия аудиторией того или иного слова, звука или жеста, – пишет адвокат Нимрод Мухумуза (Nimrod Muhumuza) в журнале AfricLaw за 2019 год. – Другими словами, судьба предполагаемого нарушителя полностью зависит от восприятия и толкования слушателя, зрителя или читателя. Расплывчатые положения закона, такие как статья 122, позволяют злоумышленнику заманить невиновного в ловушку, и не обеспечивают справедливого предупреждения правонарушений.

Подобные положения недопустимо делегируют важные политические вопросы полицейским, судьям и присяжным заседателям, а решения принимаются на зыбкой основе, зачастую самым произвольным и дискриминационным образом. Впрочем, даже если бы определения правонарушений в таких положениях были достаточно точными и ясными, они все же юридически ничтожны ввиду несоответствия высшей норме Конституции, которая гарантирует гражданам свободу слова и выражения мнений».

Нападение мусульман на уличных пасторов и их арест пополнил длинную хронику гонений на христиан в Уганде, которую ведет издание Morning Star News. Конституция Уганды и другие законы гарантируют свободу вероисповедания, включая право распространять свою веру и переходить из одной религии в другую. Мусульмане составляют не более 12 процентов населения Уганды, причем концентрируются в восточных районах страны.

Форумы