В Москве проходит выставка «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А.Н.Овчинникова»

А.Н. Овчинников был одним из самых выдающихся специалистов по восстановлению средневековых икон фресок в России

 

МОСКВА. В Новой Третьяковке проходит выставка «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А.Н. Овчинникова».

Представленные экспонаты выставки показывают восемь храмов, фрески которых были скопированных в течение жизни знаменитого художника-реставратора.

Адольф Овчинников буквально спас память о них для потомков, сделав максимально достоверные копии шедевров средневекового искусства.

Со временем А.Н. Овчинников разработал собственный метод реставрации фресковой живописи, при котором авторский замысел произведения оказывался полностью сохраненным. Ему во многом обязаны своим сохранением для потомков многие памятники средневековой культуры России и Грузии.

Будущий реставратор с необычным для русского уха именем, как ни странно, происходил из старообрядческой семьи. Так что интерес к средневековой иконописи пробудился в нем не случайно – можно сказать, на генетическом уровне. Тем более, что большое влияние на формирование мировоззрения А.Н. Овчинникова оказал дед-старовер, от которого он почерпнул, в том числе, и основы Православной веры.

Именно глубокая вера в Бога делала приобщение Адольфа Николаевича к иконе неформальным. Он не просто копировал шедевры, но видел в них молитвенные образы.

Коллекция работ А.Н. Овчинникова, которую Третьяковская галерея представляет зрителю, доставлена на выставку из «Иконотеки А.Н. Овчинникова» при ВХНРЦ имени академика И.Э. Грабаря. Именно в этих реставрационных мастерских долгие годы работал выдающийся реставратор.

Центральный элемент этой коллекции — копии росписей XII века из церкви Святого Георгия в Старой Ладоге. Именно изучение этих фресок новгородской школы домонгольского периода позволило А.Н. Овчинникову постичь технологию создания настенной живописи древними мастерами. Благодаря этому в дальнейшем реставратор и сам стал автором новых фресковых ансамблей, созданных в жанре реконструкции древних монументальных комплексов.

В экспозиции выставки также представлены иконы из собрания Третьяковской галереи, над реставрацией которых трудился А.Н. Овчинников. Это «Никола Зарайский» («Святитель Николай Чудотворец, со священномучеником Василием Анкирским и мучеником Андреем Стратилатом») и знаменитая икона Спасителя («Спас оплечный»), которую ряд исследователей считают собственноручной работой преподобного Андрея Рублева.

Скончавшийся в 2021 году А.Н. Овчинников уже при жизни по праву считался самым выдающимся специалистом по восстановлению средневековых икон фресок в России. Результаты его незаметных трудов и сегодня можно увидеть крупнейших музеев Российской Федерации и других стран. Помимо Третьяковской галереи он много работал над восстановлением икон из собрания Государственного исторического музея.

На нынешней выставке в Третьяковке можно увидеть такие работы А.Н. Овчинникова, как копия-реконструкции иконы Богоматери «Умиление» (Толгская Подкубенская) первой трети XIV века из Воскресенской Кубено-Озерской церкви близ Вологды; копия-реконструкция иконы Богоматери «Одигитрия» конца XIII — начала XIV века из собрания Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника; а также копии средневековых фресок из пещерного храма монастыря Саберееби в монастырском комплексе Давид-Гареджи (Грузия).

Форумы