В Италии найдены украденные более столетия назад части реликвария «Золотое древо»

Реликварий был изготовлен из драгоценных материалов в 14-15 вв. в Тоскане для церкви Святого Франциска в Лучиньяно

 

ФЛОРЕНЦИЯ. Части «Золотого дерева» Лучиньяно, монументального реликвария, являющегося шедевром средневекового ювелирного дела и считающегося одним из величайших шедевров итальянского декоративно-прикладного искусства, были заново открыты спустя 109 лет после того, как они были украдены, сообщает Тhe Нistory blog.

Части реликвария были найдены в пещере в районе Ареццо в центральной Тоскане по наводке пожилого мужчины. Регион Тоскана профинансировал полную реставрацию «Золотого дерева», чтобы реинтегрировать восстановленные элементы в оригинал.

«Золотое дерево» имеет высоту 8 футов 10 дюймов и ширину более трех футов в самом широком месте. Реликварий был изготовлен из позолоченной меди, серебра и эмали, а его ветви украшены кораллами, горным хрусталем и миниатюрной иллюминацией на пергаменте.

Реликварий был вдохновлен «Lignum Vitae» («Дерево Жизни»), трактатом, написанным католическим святым Бонавентурой в 1260-х годах, чтобы помочь францисканцам посвятить себя Христу, созерцая Его жизнь, страсти и прославление. Структура дерева служила мнемоническим средством для монахов, позволяющим им ежедневно размышлять о подвиге Христа. Подобно Христу, «пригвожденному к дереву», «Древо Жизни» в конечном итоге должно было принести монахам-францисканцам «плод спасения». Концепция «Lignum Vitae» прочно укоренилась во францисканских общинах и среди католиков-мирян и стала популярным мотивом в средневековом искусстве.

Реликварий был создан для церкви Святого Франциска в Лучиньяно в два отдельных этапа: сначала в 1350 году неизвестным ювелиром, который, как показывают последние исследования, был родом из Ареццо; затем реликварий был расширен и завершен в 1471 году выдающимся ювелиром из Сиены Габриэлло Д’Антонио, который был также известен как создатель позолоченного серебряного реликвария, в котором находится правая рука св. Иоанна Крестителя.

Средневековая эстетика отдавала предпочтение символическому выражению божественного. Драгоценные материалы — золото, серебро, драгоценные камни — рассматривались как «выражение руки Бога в творении». Их красота отражала высшую красоту Бога; то, как они отражали свет, отражало сияние Бога. Яркие краски и блеск металла считались освещенными бестелесным светом Божиим. По этой причине расписанные золотом миниатюры в Библии и богослужебных книгах называются иллюминациями.

Церковная традиция считала, что предметы религиозного почитания, такие как реликварии, чаши и дискосы для Причастия, должны были быть изготовлены из драгоценных металлов как метафоры божественного.

В «Carmina Ecclesiastica» английского аббата VII века Альдхельма из Малмсбери отмечается: «Золотая чаша, усыпанная драгоценными камнями, блестит, как светится небо, усыпанное горящими звездами, и широкий диск, сделанный из серебряных спичек: тех, которые несут в себе божественные лекарства нашей жизни».

«Золотое дерево» еще больше развило метафоры божественности в драгоценных материалах. Все дерево было метафорой Христа. Его корни олицетворяли Его рождение, ствол — Его страсти, а ветви — Его воскресение. Его трехсторонний дизайн также был символом Святой Троицы. На вершине дерева находится изображение Христа, распятого на ветвистом дереве, которое представляет собой уменьшенную версию всего реликвария. Над крестом находится фигура благочестивого пеликана, также символизирующая жертву Христа.

Это было величайшее сокровище Лучиньяно, и на протяжении веков жители приносили перед ним брачные клятвы. В 1914 году «Золотое древо» было украдено и разбито ворами на части для облегчения транспортировки и, предположительно, перепродажи, поскольку огромный и знаковый реликварий, очевидно, был легко узнаваем, находясь в целости и сохранности.

Части разбитого реликвария были спрятаны в различных тайниках в окрестностях Сартеано, недалеко от Сиены. Некоторые из них были найдены и обнаружены в период с 1927 по 1929 год, но некоторые наиболее важные элементы — распятие, пеликан, целая ветвь, четыре круглых медальона, пять серебряных бляшек, три миниатюры, несколько веточек коралла — не входили в число найденных фрагментов.

Восстановленные элементы были реинтегрированы в «Золотое древо». Королевское суперинтендантство Флоренции поручило комплексную реставрацию Opificio delle Pietre Dure. Более 100 фрагментов пришлось соединить заново, а реплики недостающих частей были изготовлены по старым фотографиям, сделанным в XIX веке. Пергаментные миниатюры были невоспроизводимы и были заменены пустыми пергаментными кружочками. Реставрация была завершена в 1933 году, и с тех пор восстановленное «Золотое дерево» выставлено на обозрение.

После того, как в начале этого года появилась информация о возможном местонахождении частей «Золотого дерева», отряд карабинеров по искусству сумел обнаружить:

- Пять пластинок из позолоченной меди и серебра с гравировкой и эмалью, первоначально монтировавшихся на оборотной стороне медальонов-ветвей. На них изображены святые и ангелы. К сожалению, большая часть эмали утрачена, осталось лишь несколько следов.

- Один пергамент с иллюминированным портретом пророка, от портрета осталось около половины.

- Один полированный горный хрусталь со следами золота и пигмента, которым когда-то покрывалась миниатюра. Его выпуклая форма увеличивала портрет, действуя как увеличительное стекло.

- 16 фигурок святых в серебряной фольге, выполненных в 17 веке, которые украшали основание.

Перед Opificio delle Pietre Dure снова была поставлена ​​задача реинтегрировать вновь открытые произведения искусства.

«Золотое древо» будут разбирать по частям, чтобы основная часть реликвария могла оставаться на виду на протяжении всего процесса. Если все пойдет хорошо, реставраторы Opificio надеются, что работа будет завершена к концу следующей весны.

Форумы