В США открылись две выставки работ женщин-художниц эпохи Возрождения

Выставки работают в Музее изящных искусств в Бостоне и Музее искусств в Балтиморе

 

ВАШИНГТОН. Искусство эпохи Возрождения ассоциируется, прежде всего, с несколькими великими именами в истории искусства — Донателло, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, и это лишь некоторые из них. Менее известны, однако, влиятельные женщины-художницы, сформировавшие эпоху.

Говоря об эпохе Возрождения как периоде, соединившем конец средневековья и раннее новое время, следует помнить, что она была отмечена широкомасштабными усилиями по восстановлению и продвижению достижений классической античности.

Зародившись в итальянской Флоренции, но вскоре распространившись по всей Европе, искусство эпохи Возрождения привело к появлению продвинутой линейной перспективы и росту реализма. Многие женщины-художницы, известные в свое время, были среди этих великих провидцев.

Хотя на протяжении веков эти женщины-художницы в значительной степени игнорировались в анналах истории искусства, современная наука начала давно назревшую переоценку и новое открытие их жизни и творчества. Свидетельства роста интереса к женщинам-художницам эпохи Возрождения можно увидеть в двух нынешних крупных музейных выставках в США, посвященных именно этой теме.

Выставка «Сильные женщины в Италии эпохи Возрождения» открылась в Музее изящных искусств в Бостоне. Она объединяет более 100 работ 14 – начала 17 веков, исследующих жизнь и творчество итальянских женщин-художниц. Она будет открыта ​​​​до 7 января 2024 года.

В Музей искусств в Балтиморе начала работу выставка «Оставляя свой след: история женщин-художниц в Европе, 1400–1800 гг.». Это масштабная выставка, цель которой — «исправить критический недосмотр и привлечь внимание к историческим женщинам-художницам». Она также будет открыта до 7 января 2024 г.

В свете этих двух важных выставок АrtnetNews предлагает краткое представление о пяти женщинах-художницах эпохи Возрождения, которые наиболее ярко проявили себя в эту эпоху.

1.Плаутилла Нелли (1524–1588 гг.)

Плаутилла Нелли была монахиней доминиканского ордена в монастыре Святой Екатерины Сиенской во Флоренции, и многие ученые считают ее первой известной женщиной-художницей Италии эпохи Возрождения. Художник-самоучка, Нелли руководила женской мастерской в монастыре и была одной из немногих женщин, упомянутых в основополагающем трактате Вазари «Жизнеописания самых выдающихся художников, скульпторов и архитекторов». Поскольку она развивала свою практику без формального обучения и ей было запрещено изучать обнаженную мужскую натуру, Нелли часто копировала работы других художников, а также мотивы из религиозных текстов и скульптур.

Нелли недавно оказалась в центре внимания благодаря ее огромной картине «Тайная вечеря», датируемой 1568 годом. Имея длину более 21 фута и высоту 6 футов, картина оставалась в трапезной ее монастыря до начала 19 века, а затем была перенесена в трапезную другого монастыря и, в конечном итоге помещена на хранение. После реставрации начала 20-го века и еще нескольких переездов она впервые за более чем четыре столетия была представлена публике в музее Санта-Мария-Новелла в 2019 году. Висящая рядом с другими шедеврами таких художников, как Брунеллески, она, наконец, приобрела широкое признание, которого она заслуживала.

 

2.Катарина ван Хемессен (1528 – после 1565 гг.)

Художница Северного Возрождения Катарина ван Хемессен была дочерью выдающегося художника-маньериста Яна Сандерса ван Хемессена и является первой фламандской художницей, чьи проверенные работы существуют до сих пор. Родом из Антверпена, ван Хемессен при жизни добилась успехов, в том числе получила покровительство Марии Австрийской, регентши Нидерландов. Она была включена как в собрание биографий художников Вазари, так и в «Описание Нидерландов» Лодовико Гвиччардини (1567 г.). Однако самая большая претензия Ван Хемессен на известность заключается в том, что ей приписывают завершение первого известного автопортрета художника за мольбертом – композиционный подход, который стал столпом историко-художественного канона, поскольку его подхватили художники от Рембрандта ван Рейна до Нормана Роквелла.

Хотя она создавала религиозные образы, Катарина ван Хемессен наиболее известна как портретист. Сохранилось восемь портретов и две религиозные композиции, подписанные ван Хемессен и датированные периодом между 1548 и 1552 годами. Примечательно, что не существует поддающихся проверке работ, датируемых позднее 1554 года, что заставило ученых полагать, что она перестала писать картины после замужества с органистом Кристианом де Мориеном. Хотя имеются данные о том, что она продолжала обучать троих учеников-мужчин.

3.Софонисба Ангиссола (ок. 1532–1625 гг.)

Софонисба Ангиссола была одной из самых успешных женщин-художниц эпохи Возрождения, чья репутация достигла международного признания еще при ее жизни. Ангиссола родилась в знатной миланской семье. Она смогла реализовать свои творческие устремления при поддержке семьи и начала свое формальное обучение еще подростком; сначала три года училась у Бернардино Кампи, а затем начала работать у Бернардино Гатти. Ее положение также позволило ей познакомиться с Микеланджело, с которым она обменивалась рисунками. В начале своей карьеры она написала множество автопортретов, а также портреты своих сестер, в том числе «Игра в шахматы» (1555 г.), которые известны своим реализмом и живостью.

Репутация Ангиссолы как художницы быстро сформировалась, и примерно в 1559 году ее пригласили присоединиться ко двору короля Испании Филиппа II в Мадриде. За 14 лет пребывания там она выполнила множество официальных портретов как членов королевской семьи, так и придворных, хотя, к сожалению, ни одна ее работа этого периода не сохранилась из-за дворцового пожара в 18 веке.

Заслужив значительную королевскую благосклонность, она в конечном итоге провела остаток своей жизни, продолжая рисовать, а также преподавать и общаться с молодыми, многообещающими художниками. В 1624 году один такой молодой художник по имени Антонис ван Дейк посетил Ангиссолу и записал свой визит в серии зарисовок, отметив, что узнал от нее больше о принципах живописи, чем от кого-либо еще, с кем ему приходилось сталкиваться.

4.Лавиния Фонтана (1552–1614 гг.)

Обученная своим отцом-художником Просперо Фонтана, преподавателем Болонской школы, Лавиния Фонтана считается первой профессиональной женщиной-художником, поскольку она содержала себя и свою семью исключительно за счет доходов от своих работ. Что необычно для того времени, ее муж выступал в качестве ее агента и взял на себя основную роль в уходе за их 11 детьми. Она начала свою коммерческую деятельность, когда ей было около двадцати пяти лет, создавая небольшие религиозные картины, но позже преуспела в создании портретов и стала фавориткой болонских дворянок, которые соперничали за ее услуги. Что необычно для того периода, она также создавала масштабные мифологические или религиозные картины, на которых иногда изображались обнаженные женщины.

В первые годы 17 века она была приглашена в Рим по приглашению папы Климента VIII и вскоре была назначена официальным портретистом в Ватикане, считая папу Павла V одним из своих натурщиков. Ее карьерный успех продолжал развиваться, о чем свидетельствуют многочисленные награды, которые она получила, а также бронзовый медальон-портрет, отлитый по ее подобию скульптором и архитектором Феличе Антонио Казони. Она также была одной из первых женщин, избранных в Академию Сан-Лука в Риме.

5.Артемизия Джентилески (1593–1653 гг.)

В отличие от многих своих предшественников, Артемизия Джентилески на протяжении веков сохраняла известность благодаря своему драматическому и динамичному творчеству, беспрецедентному для ее времени. Ее композиции в стиле барокко открыли новую эру живописи. Сегодня ее картины привлекают внимание мировой публики. Ее отцом был художник Орацио Джентилески, родившийся в Риме, который обучал Артемизию с раннего возраста. Вдохновленные работами Караваджо и использованием им высококонтрастных композиций, ее картины привлекали и поддерживали внимание своим натурализмом и нюансами, поскольку они порвали с идеализмом прошлых поколений.

В 1612 году Джентилески переехала во Флоренцию, где она впервые добилась больших успехов в карьере, в том числе заручилась покровительством Дома Медичи и стала первой женщиной, поступившей в Академию искусств дель Дисеньо. Джентилески стала наиболее известной благодаря своим автопортретам, а также религиозным сценам, в частности истории Юдифи, обезглавливающей Олоферна – известно как минимум шесть вариаций этой картины, которые она завершила. Тенденция Джентилески изображать женщин главными героями своих работ – наравне со своими коллегами-мужчинами – сделала ее новаторской в ​​свое время и впоследствии закрепила за ней репутацию одного из самых влиятельных художников в истории западного искусства – любого пола.

Форумы