• Источник:
  • Сергей Игнатов — специально для Седмицы.Ru

Миннеаполис первым из крупных городов США разрешил мусульманский призыв на молитву

Теперь громкоговорители будут поднимать город на рассвете и еще четыре раза в день

 

МИННЕАПОЛИС. Второй крупнейший город штата Миннесота первым среди больших городов США разрешил мусульманский призыв на молитву «азан» – теперь громкоговорители будут поднимать город на рассвете и еще четырежды в день круглый год, пишет apnews.

Городской совет Миннеаполиса 13 апреля единогласно принял поправки в городское постановление о шуме, которое запрещало азан (призыв к всеобщей молитве мусульман) на рассвете и поздно вечером в определенное время года как нарушающий покой граждан, сообщает издание Minneapolis Star Tribune. Голосование проходило во время священного для мусульман месяца Рамадан. «Конституция не спит по ночам, – торжествующе заявил после голосования Джейлани Хусейн (Jaylani Hussein), исполнительный директор миннесотского отделения Совета по американо-исламским отношениям (Council on American-Islamic Relations). – Послание Миннеаполиса говорит всему миру, что нация, основанная на свободе вероисповедания, выполняет свои обещания».

В населении Миннеаполиса давно уже преобладают иммигранты из Восточной Африки (большей частью из Сомали), а потому ислам процветает в регионе с 1990-х годов, и мечети встречаются в городе и окрестностях повсеместно. Трое из тринадцати членов совета исповедуют ислам. Не удивительно, что это решение горсовета не вызвало какого-либо неприятия и сопротивления в обществе. Ожидается, что мэр Джейкоб Фрей (Jacob Frey) утвердит это постановление на следующей неделе. «Миннеаполис стал городом всех религий», – торжествует имам Мохаммед Дукули (Mohammed Dukuly) из городской мечети Масджид Ан-Нур, который посетил голосование вместе с несколькими мусульманскими улемами и зорко отследил процесс «свободного волеизъявления» членов горсовета.

Три года назад городские власти вошли в переговоры с главами мечети Дар Аль-Хиджра о возможности трансляции азана пять раз в день во время Рамадана. Азан скликает правоверных на молитву при первых проблесках рассвета, в полдень, в 3-4 часа дня, на закате и с воцарением ночи. Летом в штате Миннесота рассвет наступает около 5:30, а закат в день солнцестояния бывает после 9 часов вечера.

В прошлом году городские власти разрешили круглогодичные призывы через громкоговорители с 7 утра до 10 вечера – то есть за исключением призыва на рассветную и ночную молитву. На недавних публичных слушаниях главы христианских и иудейских общин поддержали инициативу о продлении часов азана. Так, член горсовета Лиза Гудман (Lisa Goodman), в четверг отпраздновавшая последний день Песаха, напомнила, что еврейский призыв к молитве (который, правда, не усиливается громкоговорителями) никак не сдерживается юридическими ограничениями. Равным образом и церковные колокола невозбранно звонят в городе. «Азан – часть моей жизни, я с ним вырос, а мои дети его не слышали, – заявил член совета Джамаль Осман (Jamal Osman). – Для меня великая радость вновь услышать призыв к молитве из местных мечетей».

«Трансформация звукового ландшафта, – витиевато пишет Associated Press в другой статье, – свидетельствует о признании большой и растущей мусульманской общины, которая приветствует перемены с торжеством, но и с осторожностью, опасаясь негативной реакции». «Это знак того, что мы здесь живем», – подтверждает более простыми словами Юсуф Абдулле (Yusuf Abdulle), глава Исламской ассоциации Северной Америки, в которую входит три десятка мечетей, в основном восточноафриканских. Более двадцати из них возносят к небу минареты в Миннесоте, куда с конца 1990-х годов хлынул поток беженцев из раздираемого войной Сомали. «Когда я приехал в Соединенные Штаты два десятилетия назад, больше всего мне здесь не хватало азана, – признается сомалиец Абдулле. – Заслышав его, мы бросаем все дела и откликаемся на призыв Бога».

Ритмы азана неотделимы от повседневной жизни в странах с мусульманским большинством, однако на улицах Миннеаполиса его звуки новы и необычны. «Американцы давно обсуждают место религиозных посланий и звучаний в обществе, особенно когда сообщества трансформируются в результате миграции, – рассуждает Исаак Вайнер (Isaac Weiner), специалист по религиоведению в университете штата Огайо. – Мы воспринимаем одно как само собой разумеющееся, а другое как инородное в зависимости от нашего понимания своего сообщества. Мы реагируем на звуки в зависимости от их источника. Это особенно верно, когда звучит не колокол или горн, а голосовой распев, как в азане». «Для нас этот голос оживляет нашу связь с Богом, даже если вы слышите его среди забот на работе, в поле или в классе – говорит Абдисалам Адам (Abdisalam Adam), который часто молится в мечети Дар аль-Хиджра. – Это проводник из нашего мира в мир божественный».

Мечетт Дар аль-Хиджра получила специальное разрешение на трансляцию азана в священный месяц Рамадан весной 2020 года, во время пандемического карантина в Миннесоте. Он звучал из динамиков, установленных с помощью ночного клуба First Avenue. Правоверные не верили, что слышат его наяву, и плакали, стоя у окон. Вот почему городские власти пошли сначала на разрешение призыва в более широком масштабе, однако с лимитами на шум в децибелах и часовыми ограничениями (за вычетом рассветных и ночных часов) – а теперь и вовсе отменили ограничения.

 

Форумы