• Источник:
  • Сергей Игнатов — специально для Седмицы.Ru

В Нью-Йорке проходит выставка «Город веры: религия, активизм и городское пространство»

Ее цель – показать, что под светским обликом города живут глубинные религиозные подтексты

 

НЬЮ-ЙОРК. В крупнейшем мегаполисе США с декабря 2022 по октябрь 2023 года проходит выставка «Город веры: религия, активизм и городское пространство», цель которой – показать, что под светским обликом города живут глубинные религиозные подтексты, пишет washingtonpost.

В 2012 году Эрика Менендес (Erika Menendez), толкнула 46-летнего Сунандо Сена (Sunando Sen), уроженца Индии, на рельсы нью-йоркского метро прямо под налетающий поезд. «Я столкнула мусульманина на пути, потому что я ненавижу индусов и мусульман с тех пор, как в 2001 году они обрушили башни-близнецы, я готова бить их всегда и везде», - яростно заявила она полиции после задержания.

Нынешняя популярная культура Нью-Йорк не склонна замечать подобные проявления ненависти и предпочитает видеть его типичным светским городом. Однако нынешняя выставка в городском Музее Нью-Йорка «Город веры: религия, активизм и городское пространство», доказывает, что его общественные пространства, традиции, проявления сочувствия, взаимопомощи и даже ненависти – в том числе самые зверские преступления из ненависти к иноверцам – невозможно понять без религии. «Я вижу, что религия живет в городе как глубинный подтекст в его самых различных пространствах, общинах и бытовых структурах, где, казалось бы, ей давно нет места, – говорит куратор выставки Азра Давуд (Azra Dawood) в интервью изданию Religion News Service. – И я очень надеюсь на то, что наша выставка покажет посетителям многие малозаметные проявления этой подспудной религиозности, которая реально является глубинной частью души нашего города».

Коллекция оригинальных портретов, карт, интерактивных инсталляций (с авторскими находками и саундтреками), по мнению Давуд, опровергает безбожную репутацию Нью-Йорка. Она считает, что на самом деле под светским внешним обликом города скрывается его глубинный протестантизм. В целом его духовный фон определяется именно протестантизмом (с его культом преуспеяния, обладания землями и деньгами, главенства в политике), и отчасти вкладом католических и иудейских общин, также достигших в нем успеха. А вот сообщества религий Южной Азии кое-где в городе вообще неразличимы, а в других местах, напротив, бросаются в глаза. Как мусульманка и уроженка Южной Азии, Давуд хорошо знакома с исторической динамикой проникновения и укоренения веры, а как историк архитектуры замечает, что религиозность различных городских общин неизбежно проявляется в конкретных и зримых формах.

«Религия отнюдь не замыкается в своих традиционных архитектурных формах – церквях, синагогах, буддийских храмах и мечетях, – заверяет Давуд. – Вы без труда находите ее проявления во многих общественных пространствах города, на его улицах, тротуарах и водных магистралях, в объектах и традициях общественного питания». В качестве примера она показывает фото известного фотохудожника Йоханнеса Айзеле (Johannes Eisele), запечатлевшего мусульманина, творящего молитву близ тележки с халяльной едой в самом центре Манхэттена. «Поначалу такие развозки с халяльной пищей появились для питания правоверных, занятых самым различным бизнесом в разных уголках города, – говорит куратор выставки. – Однако они мгновенно стали городской традицией, и теперь это популярнейший источник гастрономических услад для всех жителей Нью-Йорка».

На выставке представлены подборки художественных фотографий, показывающих, как религиозные общины, в особенности малочисленные, умудряются органично вживаться в структуру города, не подчиняясь привычным светским стереотипам. Фотовыставка мусульманского центра искусств и культуры MIPSTERZ показывает улыбающихся мусульман в броских позах и одеждах в общественных ландшафтах Нью-Йорка. Портреты работы Амита Амина (Amit Amin) и Нарупа Джути (Naroop Jhooti) представляют образы скромных нью-йоркских сикхов, в том числе машиниста нью-йоркского метрополитена Сата Хари Сингха, который спас 800 пассажиров своего поезда, остановив его во время теракта 11 сентября. Затем он еще и выиграл дело в суде против муниципальной транспортной администрации (МТА), которая принуждала сикхов к ношению кокард «MTA» на чалмах.

Выставка показывает, что большинство малочисленных религий довольно легко вписываются в городской культурный ландшафт, а вот сикхи, индуисты и мусульмане упорней других сохраняют свою самобытность. Теме «сглаживания и расового профилирования» этих непокорных религиозных общин посвящена инсталляция «БОРДЮР» (CURB) с объемистой книгой стихов под стеклом. Это иллюстрированная книга-развертка скромного тиража, которую при чтении можно разложить на несколько метров. Она повествует о насилиях над уроженцами Южной Азии в общественных местах США, по мотивам которых созданы еще и два короткометражных фильма. Поэтесса Дивья Виктор (Divya Victor) обращается в книге к «долгому наследию патриотического акта», к черной эпохе регистрации мусульман, к дискриминационной политике борьбы с мигрантами при администрации Трампа. Она говорит, что попыталась в книге «обнажить страх, постигший мою родню и единоверцев в обществе с ростом антииммигрантских и особенно антиазиатских настроений и акций». «В своих стихах я также взываю к сопротивлению силам белого и индуистского расизма со стороны выходцев из Южной Азии», – говорит поэтесса.

Выставка славит «проявления красоты и солидарности общин Южной Азии», а также «борьбу с опасными проявлениями ненависти к темнокожим и к неприятию кастовой системы». Произведение южноазиатского художника Уцы Хазарики (Utsa Hazarika) «Паломники: это еще не рассвет» представляет собой мультимедийную картину «сложных отношений чернокожих и южноазиатских общин в Америке». Посетители видят стилизованное изображение индийской марки с портретом Мартина Лютера Кинга и слышат слова Кинг о его потрясении при знакомстве с кастовой системой Индии в 1959 году. Есть здесь и ароматическая инсталляция «A Love Supreme» (высшая любовь), созданная по заказу парфюмера и писателя Танаиса из непальской бумаги «локта» ручной работы с ладаном и ароматическими маслами. Инсталляция перекликается с альбомом Джона Колтрейна «A Love Supreme» и одновременно с фразой «Аллах велик».

«У нас не стихает дискуссия борцов за гражданские права и активистов антиколониального движения в Южной Азии, она порождает интернационализм, отвергающий господствующие стереотипы, – уверяет Хазарика. – В Соединенных Штатах потенциал этих движений нивелируется незнанием истории и небрежением к расовой идентичности, причем выходцы из Южной Азии слишком стремятся раствориться в белой расе, вместо того, чтобы принять свою самобытность и антиколониальную историю и ополчиться против расизма». К этой теме обращаются многие инсталляции на выставке, в том числе яркая галерея портретов южноазиатских феминисток в США, созданная Джайшри Абичандани (Jaishri Abichandani), активисткой творческого коллектива South Asian Women's Creative Collective.

По словам куратора выставки, Нью-Йорк давно уже наполнен южноазиатским искусством, архитектурой, коллективной деятельностью и пропитан историей эти общин. Тем не менее, это первая выставка в городском музее за всю его столетнюю историю, посвященная этим религиозным общинам. Она надеется, что эта выставка, которая продлится до октября, поможет жителям города осознать бесценный вклад южноазиатских религиозных общин в его облик, культуру и самосознание, даст им возможность прочувствовать тонкие инструменты веры, с помощью которых она незаметно меняет души и умы горожан вместе с окружающим миром. «Любые прямые разговоры о религии нередко невозможны или трудны по многим причинам, – отмечает Давуд. – И потому наша выставка обращается к зримым образам и проявлениям веры, показывая, насколько многослойна и богата эта тема, как тонко и неуклонно религии формируют наш духовный мир и культурные ландшафты».

 

Форумы