Смерть ватиканского каноника снова привлекла внимание к его загадочной коллекции произведений искусства

В 2000 году монсеньор Мишель Бассо был обвинен в мошенничестве

 

ВАТИКАН. Смерть пожилого каноника Римской курии монсеньора Микеле Бассо в начале этого месяца снова привлекла внимание к его загадочной коллекции произведений искусства, что вызвало вопросы о том, как он получил в собственность эти работы, сообщает The Art Newspaper.

В 2000 году прокурор Рима расследовал дело каноника на предмет мошенничества после того, как он якобы пытался продать поддельные работы, замаскированные под оригиналы, с использованием поддельных документов.

Между тем, самая спорная работа в коллекции Микеле Бассо, кажущаяся копией драгоценной греческой вазы, может возобновить давний спор о реституции художественных ценностей, ведущийся между Италией и США.

Марио Парраччиани, инспектор, назначенный римским судом, подтвердил в 2000 году, что в коллекции Микеле Бассо представлены работы Гверчино и Джамболоньи; статуя Сан-Джованнино (юного Иоанна Крестителя) XVI века школы Микеланджело; ваза, носящая имя греческого художника Евфрония. Сообщается, что в коллекции также представлены произведения Маттиа Прети и Пьетро да Кортона. Газета Il Messaggero утверждает, что собрание Микеле Бассо содержит в общей сложности около 70 работ. До 2020 года они хранились в доме Бассо недалеко от собора Святого Петра.

Сообщается, что в том же году Бассо пожертвовал коллекцию Фабрике святого Петра, учреждению, ответственному за восстановление базилики Святого Петра. Как сообщает Il Messaggero, примерно в то же время собрание хранилось в 30 несгораемых ящиках и помещалось в кладовой на крыше базилики. Папа Франциск начал внутреннее финансовое расследование в отношении счетов Фабрики святого Петра в том же году.

Считается, что Бассо не был достаточно богат, чтобы покупать работы. «Он не был богатым промышленником, принцем или графом, — рассказывает журналист Il Messaggero Франка Джансоьлдати. — «Он был человеком очень скромного происхождения, его мать работала смотрительницей». Джансольдати добавила, что Бассо сказал ей в интервью 2021 года, что все работы старых мастеров ему подарили некие «щедрые люди».

По сообщениям ряда источников, Бассо, археолог-любитель и искусствовед, участвовал в раскопках под собором Святого Петра и внес свой вклад в археологическую литературу. Ранее он был архивариусом Фабрики Святого Петра и камергером Капитула Святого Петра, состоящего из коллегии священников, назначенных Папой Римским в качестве каноников.

В 2000 году Бассо якобы пытался продать поддельные работы по поддельным документам. Каноник впоследствии подвергся тщательной проверке после расследования дела о мошенничестве прокуратурой Рима.

Парраччани сказал: «Я считаю, что археологические работы являются подлинными, а картины — оригиналами».

По сообщению информационного агентства ANSA, юристам Андреа Вискарди и Андреа Стараче было поручено найти итальянских или иностранных покупателей для работ из коллекции Бассо.

Стараче рассказал, что и он сам, и Вискарди дважды ездили в Ватикан, чтобы сообщить неким двум мужчинам, являются ли произведения искусства подлинными. Одним из них был, «вероятно, Бассо», говорит Стараче. Он настаивает на том, что оба юриста не участвовали в попытках найти покупателей для работ, и позже он успешно оспорил это утверждение в судебной тяжбе.

Как сообщил Corriere della Sera адвокат Бассо – Лоренцо Контрада, произведения искусства были канонику «предложены в дар другими прелатами, которые, в свою очередь, получили их от верующих, не имевших наследников». Каноник якобы хотел продать работы, чтобы собрать средства на строительство больницы в Тиране, сказал Контрада.

Прокуратура также обвинила бывшего советника итальянского посольства Ватикана в том, что он был частью группы из 14 человек, которые пытались продать работы из собрания Бассо. Позже дело было прекращено.

Джансольдати говорит, что Ватикан предпочитает «полную тишину», когда его спрашивают о произведениях искусства.

Между тем, был поднят вопрос о судьбе оригинального Кратера Евфрониоса, который датирован 515 г. до н.э. и был приобретен Метрополитен-музеем в 1972 году за 1,2 миллиона долларов торговцем антиквариатом Робертом Э. Хехтом. Объект был возвращен в Италию в 2008 году после того, как итальянские официальные лица заявили, что он был незаконно раскопан на этрусском кладбище недалеко от Рима в 1971 году.

Итальянские новостные агентства сообщают, что копия Кратера Евфрониоса из собрания Бассо датируется 19 веком, предполагая в таком случае, что оригинальный Кратер мог быть раскопан до 1909 года, когда Италия ввела запрет на незаконный вывоз культурно значимых ценностей, что потенциально позволило Метрополитену потребовать вернуть предмет.

Однако Маурицио Пеллегрини, судебный археолог, расследовавший многочисленные известные преступления в области искусства, сказал в интервью, что копия сосуда из коллекции Бассо могла быть произведена в 20 веке и ложно продаваться как произведение 19 века. В качестве альтернативы, предположил он, кратер может быть копия другой вазы Евфрония.

Форумы