Израильские археологи раскапывают гробницу, в которой, как считается, была погребена Саломея, помогавшая при родах Младенца Иисуса

«Пещера Саломеи» исследуется как часть «Тропы Иудейских царей»

 

ИЕРУСАЛИМ. В дни, предшествующие одному из самых больших праздников Христианской Церкви, отмечающему рождение Иисуса Христа, Управление древностей Израиля (IAA) объявило, что идентифицирован «пещера святой Саломеи», предполагаемой повивальной бабки Спасителя, сообщает АrtnetNews.

Когда в 1980-х годах грабители ворвались в погребальную пещеру в Иудейской пустыне в Израиле, они не подозревали, что положили начало цепи раскопок, которые продолжаются и по сей день. В то время преступная группировка украла саркофаг, а два года спустя были начаты официальные спасательные археологические раскопки.

Сначала были проведены длительные раскопки под руководством Управления древностей Израиля (IAA), которое назвало это место «Пещерой Саломеи» из-за давнего предания о том, что она служила местом упокоения «акушерки» Иисуса. Теперь тот же правительственный орган расширяет свои раскопки, чтобы сосредоточиться на связанном с этим местом 2000-летнем комплексе гробниц богатой семьи.

«После завершения работ по реставрации и развитию передний двор и пещера будут открыты для публики», — сказал Саар Ганор, директор Управления древностей Израиля.

Считается, что погребальная камера с двором площадью более 3700 квадратных футов, мозаичными полами и входами в пещеры, искусно вырезанными розетками и гранатами, возникла в римский период, прежде чем ее место заняла христианская часовня.

IAA назвало гробницу одним из самых впечатляющих частных захоронений, обнаруженных в стране. Археологи добавляют, что дизайн и планировка гробницы являются доказательством того, что ответственная за это еврейская семья была чрезвычайно богата и способна «инвестировать» в течение длительного периода времени.

«Семейная гробница свидетельствует о том, что ее владельцы были семьей с высоким статусом в Иудейской Шефеле в период Второго храма», — говорится в пресс-релизе IAA. — «Культ Саломеи, освященный в Христианстве, принадлежит к более широкому феномену, благодаря которому христианские паломники пятого века нашей эры встречали и освящали еврейские места».

Группа исследователей недавно обнаружила сотни целых и сломанных ламп в довольно замысловатом дворе. Более того, недавно идентифицированная резьба гласила: «Саломея, повивальная бабка Марии».

Археолог IAA Цви Фирер заявил: «Мы полагаем, что паломники приходили сюда, брали напрокат масляную лампу, молились внутри и продолжали свой путь». Фирер добавил, что так же, как и сегодня, когда вы идете на могилу уважаемого раввина и ставите свечу в честь усопшего. Таким образом, было подтверждено, что это действительно древнее место паломничества.

Этот процесс был прояснен на этом месте благодаря обнаружению небольшого рынка за пределами пещеры, на котором, среди прочего, продавались посетителям глиняные лампы, которые были найдены сотнями в пещере. Внутри часовня, посвященная Саломее, испещрена крестами и надписями на греческом, сирийском и арабском языках, что свидетельствует о важности этого места с византийской эпохи до исламского периода.

Доктор Фирер сказал, что это место включает в себя «несколько камер с множеством высеченных в скале кохимов (погребальных ниш) и разбитых оссуариев (каменных ящиков), розеток, гранатов и ваз из аканта». Он сказал, что все эти артефакты «свидетельствуют о еврейском обычае вторичного захоронения в каменных оссуариях». «Сюрпризом» в данном случае стало превращение пещеры в христианскую часовню и место паломничества.

В то время как пещера была обнаружена и ограблена в 1982 году, ее тщательно продуманный двор и мозаика были обнаружены только недавно. Двор имеет площадь около 3767 квадратных футов. IAA заявило, что резные кресты и десятки надписей, выгравированных на стенах пещеры, были созданы в византийский и ранне-исламский периоды.

Раскопки являются частью «Тропы Иудейских царей», проекта под руководством правительства, который объединяет важные археологические памятники, охватывающие территорию протяженностью 60 миль.

Однако это предприятие вызывает споры, поскольку оно находится в пределах оккупированных Израилем территорий, а IAA подвергается критике за продолжение своей работы без консультаций с местными палестинцами.

Христианская традиция гласит, что Саломея была родом из Вифлеема и была призвана помочь рождению Иисуса. Она стала последовательницей Иисуса и упоминается в Евангелиях.

Имя Саломея (или на иврите: Шалом или Шломит) было распространенным еврейским именем в период Второго Храма, который длился примерно 600 лет (516 г. до н.э. – 70 г. н.э.).

Саломея из Вифлеема упоминается как повивальная бабка Христа в неканоническом Евангелии от Иакова, и поэтому она не является общепризнанной святой в западных церквях, но при этом она широко почиталась на христианском Востоке.

Фирер сказал, что существует около ста тридцати греческих рукописей, содержащих Евангелие от Иакова, но большинство из них датируется десятым веком или позже.

Согласно Новому Завету, Иаков был сыном Иосифа и братом Иисуса. Считается, что он был сыном первой жены Иосифа. В надписанном его именем неканоническом Евангелии говорится, что Саломея была второй акушеркой Девы Марии и была потрясена тем, что ей пришлось принимать новорожденного Спасителя, и поэтому ее рука стала сухой и исцелилась только тогда, когда она держала колыбель Богомладенца.

Археологи считают, что древняя еврейская погребальная пещера стала местом паломничества после того, как местные христиане идентифицировали ее как место захоронения Саломеи, и это произошло, вероятно, в византийскую эпоху, сказал Фирер.

В сообщении Католического информационного агентства говорится, что святая Мария Саломея является женой Зеведея и матерью апостолов Иакова и Иоанна Богослова. Она фигурирует в Новом Завете как одна из последовательниц Иисуса, которая была свидетельницей Его распятия и смерти и принесла благовония, чтобы помазать Его тело.

Однако одновременно католический веб-сайт напоминает, что «многие католики скептически относятся к легенде, взятой из апокрифического Евангелия от Иакова». Утверждается, что при рождении Иисуса Христа вообще не было повивальной бабки. По словам св. Иеронима Стридонского, «никакая женская услужливость не вмешивалась», и Дева Мария была одновременно и матерью, и своей собственной повивальной бабкой.

 

Форумы