Доспехи, животные и человеческие «приношения» найдены в галло-римском святилище на севере Франции

Святилище было построено около 450-50 гг. до н.э. и активно использовалось с 1 века до н.э. до 3 века н.э.

 

ПАРИЖ. Раскопки галло-римского святилища в деревне Сен-Жюст-ан-Шоссе на севере Франции выявили серию обширных усадеб, жилищ, подношений и захоронений, которые проливают новый свет на религиозные обычаи бельгийской Галлии до и после Римского завоевания, сообщил Тhe Нistory Вlog.

Некоторые части святилища были раскопаны в 1994–1995 годах, но тщательное систематическое исследование этого места началось только в 2007 году, перед началом строительства. Было раскопано более 2,5 га, но святилище простирается еще на несколько гектаров.

Святилище было построено во время Второго железного века (450-50 гг. до н.э.), и артефакты указывают на то, что оно активно использовалось с 1 века до н.э. до 3 века н.э. Оно находилось на северном склоне плато, которое возвышалось над равниной, расположенной внизу. Строители сделали его еще более доминирующим, выкопав огромный ров шириной 10 футов и глубиной 5 футов и используя почву для строительства высокой насыпи.

Ров по периметру был заполнен останками животных — свиней, лошадей, быков, овец, коз, коров, — которых приносили в жертву, а в некоторых случаях употребляли в пищу на ритуальных трапезах. Скелетные останки лошадей были помещены в канаву после того, как в конских телах, лежавших в другом месте, начался процесс разложения. С другой стороны, черепа крупного рогатого скота подвергались воздействию стихии в течение длительного времени, прежде чем были «депонированы».

По периметру участка есть еще несколько мест, окруженных рвами. Похоже, что они предназначались для разных практик, поскольку в каждой канаве находились разные виды подношений.

В рвах к западу от стоянки находилось оружие и арматура. Здесь были обнаружены элементы восьми щитов, в том числе ручки, «бобышки» и орлы (окантовка по краю щита). На них имелись доказательства того, что они были преднамеренно повреждены. Археологи также раскопали три шлема (своего рода круглая шапочка с нащечными щитками, выкованными из цельного листа железа). Археологи сочли это невероятной удачей, учитывая, что всего известно всего около 10 таких шлемов.

Во рвах были обнаружены беспрецедентные шестьдесят единиц пластинчатого доспеха из клепаного листового железа, в том числе сегментированная кираса, защита предплечья и плеча. Внутри корродировавших материалов есть некоторые органические остатки, которые будут проанализированы, чтобы определить, были ли они кожаными, льняными, войлочными и т.д., являясь материалом фурнитуры.

Видели ли они битву, по оружию не видно, но вполне вероятно, что эти фрагменты оружия и брони собрали с поля боя, затем ритуально сломали (сплющили, порезали, разорвали, ударили) и разбросали по рвам. Археологи полагают, что, судя по распределению предметов, элементы, которые при практическом использовании употреблялись вместе, были преднамеренно отделены друг от друга.

Потом была исследована «столовая». Команда археологов обнаружила четыре ямы середины I века до н.э., вырытые в почве. Там же оказались вкопанные в землю скамейки со столом шириной около трех футов между ними. В стол был встроен камин, а скамейки были для удобства обиты деревом. Место было оборудовано примерно на 50 человек. Химический анализ артефактов и анализ почвы обнаружил обильно пролитое на этом месте вино, жирное мясо нежвачных животных и остатки блинов, так что это, вероятно, было место заупокойных трапез.

Человеческие захоронения также представляют собой ритуальные отложения, как первичные захоронения (люди были захоронены только один раз там, где они были найдены), так и вторичные (первоначально захороненные в другом месте останки были перемещены после разложения).

В ходе раскопок было обнаружено восемь первичных захоронений. Умерших помещали в сидячем положении внутри круглых ям. Они были прислонены к стенкам ям; у шести из них были согнуты правые голени. Все их черепа отсутствовали, возможно, они были уничтожены в результате сельскохозяйственной деятельности, поскольку точно известно, что тела были неповрежденными, когда они были захоронены. Яма не была заполнена; разложение произошло на открытом воздухе.

В дополнение к сочлененным захороненным останкам в некоторых ямах и канавах на этом месте было обнаружено 899 фрагментов костей примерно 15 человек. Они были намеренно раздавлены. На некоторых фрагментах обнаружены следы ударов и порезов, в том числе на черепах, которые могли остаться, когда люди снимали кожу лица умершего, чтобы сделать из нее маску (в то время это было обычным в Бельгийской Галлии.) Фрагменты костей датируются периодом между началом 2-го и концом 1-го века до нашей эры.

Что отличает это место от других святилищ, известных в Бельгийской Галлии, так это распределение останков в пространстве в соответствии с их природой. В канаве, где лежат кости животных, металла мало или совсем нет, и наоборот, там, где сосредоточены железные предметы, костей всего несколько.

Распределение человеческих отложений также показывает различия: с одной стороны погребения взрослых в сидячем положении, а с другой - конечности, которые расчленены и лишены плоти, и прочие преднамеренно раздробленные костные остатки, свидетельствующие о «работе» над черепными коробками и иными останками.

Форумы