Интерьер собора Нотр-Дам де Пари, очищенный спорной латексной пастой, вызовет «шок», обещает главный реставратор

После очистки каменной кладки, поврежденной пожаром, она станет «искусственно яркой»

 

ПАРИЖ. Несмотря на то, что экстравагантные планы реконструкции собора Нотр-Дам в Париже были осуждены и отвергнуты, интерьер собора все же, как можно думать, преподнесет сюрпризы, когда восстановленный после пожара храм вновь откроет свои двери в 2024 году, отмечает издание Тhe Аrt Newspaper.

На общественном мероприятии, посвященном 39-му изданию Дней европейского наследия, Жан-Луи Жоржлен, ответственный за организацию реставрации собора Нотр-Дам, сказал, что после столетий забвения недавно вычищенный интерьер станет «шоком».

Текущая фаза очистки включает в себя нанесение латексной пасты на внутреннюю каменную кладку. Через несколько дней латекс можно отклеить, сняв вместе с ним скопившуюся пыль и грязь.

Филипп Вильнев, главный архитектор французских национальных исторических памятников, заявил, что после завершения реставрации собор станет «светящимся».

Латекс был разработан в качестве чистящего материала для исторической каменной кладки в 1990-х годах и впервые был использован в Великобритании в соборе Святого Павла во время 15-летней реставрационной кампании, завершившейся в 2011 году. Здесь латекс служил носителем для активных веществ дикалий ЭДТА и аммиака в продукте под названием Arte Mundit, пасте, разработанной ныне несуществующей бельгийской компанией FTB Restoration и считающейся «наиболее эффективным» методом очистки собора Святого Павла, который был выбран вместо традиционных методов с использованием воды или абразивов.

Между тем, возникает вопрос: есть ли веские основания для того, чтобы представить искусственно осветленный и антиисторический белый интерьер собора Нотр-Дам?

В Ребатир Нотр-Дам де Пари, государственном органе, созданном в 2019 году для надзора за реставрацией знаменитого французского собора, сообщили: «Латекс нанесен на все стены, включая украшения». Представитель организации сказал, что, хотя предыдущие составы, содержащие латекс, «содержали добавки или стабилизаторы, такие как аммиак, которые могли создавать трудности в прошлом», в последние годы составы улучшены, чтобы эффективнее защитить как здания, так и здоровье. Ребатир Нотр-Дам де Пари также подтвердил, что ЭДТА не использовался в соборе.

Использование латекса, аммиака и ЭДТА уже вызывало споры в 2003 году, когда они были выбраны для использования в соборе Святого Павла в Лондоне. В том же году реставратор Джон Ларсон выразил «возмущение», указав, что в то время нанесение формовочных материалов на камень было запрещено в V&A и других крупных коллекциях из-за опасений, что это может нанести ущерб. Он сказал: «Если вы судите обо всем по тому, выглядит ли оно ярче и чище, вы судите об этом на основе того, как выглядит ванная комната». И он, и Ричард Уолберс, в то время работавший в Университете охраны природы штата Делавэр, выразили озабоченность в Conservation News (издание Института консервации исторических и художественных произведений Соединенного Королевства, с тех пор объединенного в Институт консервации) по поводу допустимости использования латекса, аммиака и ЭДТА в соборе, причем последний ранее уже вызывал споры при очистке Сикстинской капеллы.

Кроме того, в январе 2003 г. The Times сообщила, что инспекторы по охране труда были вызваны в собор Святого Павла в Лондоне после случаев кожной сыпи и проблем с дыханием среди персонала. В то время содержание латекса считалось наиболее вероятной причиной побочных реакций, хотя высокий уровень другого ингредиента, аммиака, также может вызывать «раздражение глаз, носа и горла», согласно данным Public Health England. В дальнейшем сообщалось, что Arte Mundit содержит «еще три опасных вещества, которые могут вызывать сыпь, кашель и боль в горле». После этого распыление реагента в соборе Святого Павла было ограничено ночным временем, чтобы свести к минимуму любые дальнейшие риски.

Тем не менее, в Ребатир Нотр-Дам де Пари заявили «Внутренние фасады вернут свой первоначальный цвет... Это, конечно, не белый цвет: камень имеет светлый цвет, и архитекторы очень внимательно относятся к получению патины, которая уважает века».

Майкл Дейли, директор ArtWatch UK, который ранее возглавил оппозицию очистке собора Святого Павла, сказал: «Существует эта постоянная техноинфляция, когда последний метод представляется как сверхнаучный прогресс, но только до тех пор, пока не появится следующий и он не исчезнет, изменится или будет заменен».

Однако привлекательность чистого камня сейчас так же сильна, как и в случае с собором Святого Павла 20 лет назад. Представитель Министерства культуры Франции Жан-Мишель Гильман, став свидетелем уборки в Нотр-Даме, сказал в интервью The Times: «Белизна под грязью была довольно впечатляющей». В свою очередь Майкл Дейли сказал: «Действительно важные вопросы в реставрации, по сути, не технические, они эстетические, исторические и художественные. Вопрос в случае Нотр-Дам, как и в случае собора Святого Павла, заключается в том, есть ли веские основания для желания представить искусственно осветленный и антиисторический белый интерьер».

В Ребатир Нотр-Дам де Пари отвергли предположения о том, что они стремятся сделать интерьер парижского собора белым: «После пожара потребовалась тщательная уборка всех интерьеров. Внутренние фасады вернут свой первоначальный цвет, так как часовни и боковые проходы были очень грязными». «Когда он снова откроется в 2024 году, паломники и посетители со всего мира найдут собор еще более красивым, чем когда-либо», - считают в организации.

Форумы