Роскошные мозаики поздне-римской эпохи, найденные в Галикарнасе свидетельствует о возрождении древнего города

Ранее считалось, что он пришел в полный упадок в эпоху Александра Македонского

 

АНКАРА. Новый анализ мозаичных полов поздне-римской эпохи, обнаруженных в Бодруме, на юго-западном побережье Турции, дал доказательства того, что древний город Галикарнас пережил возрождение в самом конце существования Римской империи.

Галикарнас был известен в древности гробницей царя Мавзола, настолько знаменитой, что имя ее владельца вошло в народный язык как общее название большой надземной гробницы — мавзолей.

Построенный в 350 г. до н.э. Галикарнасский мавзолей был одним из Семи чудес древнего мира, привлекавшим туристов со всей эллистической Ойкумены и все еще стоявшим в Средние века. Сегодня от него осталась лишь небольшая часть руин.

Город был частью персидской сатрапии Ахеменидов в Карии с 6 века до нашей эры, но цари и царицы Галикарнаса были коренными греко-карийцами и действовали скорее как автономные союзники.

Правление Мавзола (377–353 до н.э.) и его сестры/жены/преемницы Артемизии II считалось «золотым веком» Галикарнаса. Они сделали его столицей Карии и вложили деньги в улучшение его инфраструктуры, провели углубление гавани, осуществили мощение улиц и строительство высоких оборонительных стен и башен. Они построили театр, храмы, общественные здания и обложили их сверкающим белым мрамором.

Город продолжал процветать во время правления их сестры и брата (которые также были женаты) и их детей, но золотой век Галикарнаса резко оборвался, когда персы подожгли город, прежде чем отступить от осаждающих его сил Александра Македонского в 334 г. до н.э.

Согласно Цицерону, Галикарнас так и не оправился от персидского разрушения и был почти заброшен к 1 веку до н.э. Стихийные бедствия и нападения средиземноморских пиратов нанесли еще больший ущерб городу в поздней античности, хотя в то время город еще имел значение, будучи епископством под властью Византии. Однако он больше не имел никакого сходства с сверкающим мраморным городом Мавзола и Артемизии. В начале 15 века то, что не разрушили землетрясения, рыцари-госпитальеры забрали из великого Мавзолея себе.

Упадок Галикарнаса после эпохи Александра Македонского до недавнего времени был общепризнанной исторической догмой. Первым намеком на то, что это могло быть не вполне точным, стало открытие роскошной позднеримской виллы, построенной на утесе с видом на Средиземное море.

Мозаики из того, что позже будет идентифицировано как Дом Харидема, были впервые обнаружены в 1856 году. К сожалению, археолог, раскопавший их, Чарльз Т. Ньютон, который также раскопал ничтожные остатки Мавзолея, демонтировал мозаичные полы и отправил их в Британский музей.

Археологи, вернувшиеся на это место в 1990-х годах, обнаружили больше комнат, украшенных разнообразными мозаиками, включая геометрические мотивы, изображения Европы и Быка, Афродиты в раковине, Дидоны и Энея, нимфы верхом на ихтиокентавре (похожем на кентавра только с телом и хвостом рыбы вместо тела лошади). Также была найдена надпись с посвящением домовладельцу, откуда стало известно его имя.

Современные раскопки датируют виллу серединой V века, периодом, когда, как считалось ранее, ветер гулял по пустынным улицам Галикарнаса.

В новом исследовании с использованием археометрического анализа было изучено 19 мозаик из Дома Харидема, чтобы узнать больше о том, из чего были сделаны мозаичные кубики и как они были произведены. Образцы были выбраны из разных цветов. Семь из них были стеклянными, 11 — каменными. Анализ показал, что шесть из семи стеклянных мозаик были сделаны из переработанного стекла.

Характеристика стеклянных, каменных и керамических мозаик из Дома Харидема в Галикарнасе показывает, что разнообразные материалы использовались в Анатолии для изготовления мозаик в частных условиях в позднеримский – ранневизантийский период. Сравнение состава стекла с другими местами в Анатолии показало сходство в использовании основных стеклянных материалов. Очень плотное распределение элементов между образцами похожих цветов, отражающих один и тот же состав основного стекла, может свидетельствовать в пользу гипотезы о вторичных мастерских, специализирующихся на производстве тессеры определенного цвета.

Это говорит о том, что Галикарнас либо никогда не был городом-призраком, либо он довольно хорошо восстановился после тех тяжелых времен, которые описывает Цицерон. Тот факт, что такая роскошная вилла с таким высококлассным декором была построена в городе с использованием городских ремесленников и переработанного сырья даже на пороге упадка Западной империи, указывает на то, что город переживал нечто вроде «эпохи возрождения».

Форумы