• Источник:
  • Сергей Игнатов — специально для Седмицы.Ru

Папа Римский приступил к реформе Мальтийского ордена после встречи с высшим рыцарством

Аналитики опасаются, что он полностью подчинит орден Святому Престолу и лишит суверенитета

 

ВАТИКАН. Папа Римский провел встречу с высшим рыцарством Мальтийского ордена и взял время на подготовку решения, что ничуть не успокоило аналитиков, продолжающих опасаться, что он полностью подчинит орден Святому Престолу и лишит суверенитета, сообщает catholicnewsagency.

Будущее Мальтийского ордена теперь находится в руках папы Франциска. Послевстречи с руководством ордена 26 февраля, папа взял время на обдумывание вариантов «обновления» ордена и принятие окончательного решения о реформе его устава. Кардинал Сильвано Мария Томази (Silvano Maria Tomasi), папский делегат в ордене, сообщил о встрече в меморандуме высшему рыцарству («братии») ордена.

«Мы объяснили Святому Отцу, что предлагаемая реформа сохраняет и улучшает структуру общины как мирского религиозного ордена и в то же время открывает новые возможности для его благотворительной, дипломатической и гуманитарной деятельности на благо бедных, больных и нуждающихся и для лучшего служения Церкви, – указывает итальянский кардинал в этом меморандуме. – Он продолжает слушать нас, и был очень внимателен к нашим мыслям на встрече. После встречи папа Римский вынесет решение по представленным ему проектам реформ». На папской аудиенции также присутствовали брат («фра») Марко Луццаго (Marco Luzzago), лейтенант Великого Магистра, члены рабочей группы кардинала Томази по реформе и делегация высших рыцарей ордена. В своемпресс-релизе за 27 февраля тысячелетний орден указывает, что «в центре внимания на встрече была реформа Мальтийского ордена».

Марван Сехнауи (Marwan Sehnaoui), председатель руководящего комитета по конституционной реформе, направил письмо лидерам ордена по всему миру с выражениями «благодарности Его Святейшеству за то, что он посвятил два часа своего драгоценного времени Мальтийскому ордену». «Святой Отец в начале и конце аудиенции заявил, что он сам примет окончательное решение по важнейшим вопросам, касающимся конституционной реформы ордена, – пишет Сехнауи. – Он внимательно выслушал доклады и мнения обеих сторон. По итогам обмена мнениями, он указал, что не следует торопиться с принятием окончательного решения. Его Святейшество также отметил, что хотел бы собрать и проанализировать более подробную информацию и, по всей видимости, назначит еще одну встречу».

Эти сообщения многое говорят посвященным. Во-первых, слова Томази о том, что реформа не затронет дипломатическую и гуманитарную службу ордена, можно считать косвенным ответом критикам первичного текста нового устава (конституции) ордена, усмотревшим в нем угрозу подчинения ордена Святому Престолу иподрыва суверенитета ордена. Хотя орден не обладает реальной территорией, у него есть все атрибуты суверенитета, в том числе собственная официальная валюта, почтовые марки и номерные знаки транспортных средств. Он поддерживает дипломатические отношения с более чем 100 государствами мира и имеет статус постоянного наблюдателя при ООН. Орден также курирует процветающую гуманитарную сеть, которая в настоящее время занята помощью беженцам с Украины.

Выступая на встрече в Национальном католическом реестре 23 января, кардинал Томазиподчеркнул, что в новом варианте конституции уже нет фразы о подчинении ордена Святому Престолу. «Мы убрали эту спорную фразу, ее не будет в новом тексте, который мы собираемся распространить, – указал кардинал. – В своем письме к братии ордена я заверил, что когда мы доработаем текст на уровне лидеров и рабочей группы специального делегата, мы его направим братии – президентам ассоциаций, суверенному совету и членам правительства. Тем самым мы обеспечим должный вклад каждого в обсуждение и учтем каждое возражения, если кому-то покажутся неприемлемыми или неточными некоторые аспекты конституции».

Известно, что самая важная часть реформы – это перестройка «братии» (fras), в которую входят лишь рыцари первого класса, рожденные в семьях высшей знати (со знатными предками не менее чем до четвертого колена), имеющие право на избрание на пост Великого Магистра – духовного главы и суверена ордена. Это положение действующей конституции ограничивает число претендентов на этот пост – их сейчас насчитывается около 40 человек. Папа Франциск взял на себя руководство процессом реформы ордена после ожесточенных и бесплодных дебатов внутри ордена.

В рабочую группу, которой было поручено разработать проект нового устава ордена, вошли отец Джанфранко Гирланда (Gianfranco Ghirlanda), эксперт по каноническому праву, монсеньор Брайан Ферма (Brian Ferme), секретарь Совета Ватикана по экономике, Маурицио Тальяферри (Maurizio Tagliaferri), Федерико Марти (Federico Marti) и Гуальтьеро Вентура (Gualtiero Ventura). Позже в группу вошли несколько высших рыцарей ордена, в том числе Великий Канцлер Альбрехт фон Бозелагер (Albrecht von Boeselager). Однако уже в январе Бозелагер объявил о своемуходе из группы, а его место занял Сехнауи, президент ливанской ассоциации ордена. Кардинал Томазиотказался признать назначение Сехнауи, и потому тот не участвовал в двухдневной дискуссии по проекту текста. Однако тот факт, что Сехнауи все же был допущен к встрече с папой, косвенно считают признаком «разрядки напряженности» в группе.

После двухдневных препирательств по реформе (25-26 января), Томази срочно испросил встречу с папой 29 января. «Папа встретится с рабочей группой и высшим рыцарством для ознакомления с проектом реформ, – известил Томази братию после встречи особым меморандумом. – Святой Отец приостанавливает всякую дальнейшую работу по проекту до встречи, после которой он примет окончательное решение. Поэтому заседания рабочей группы приостанавливаются до 22-23 февраля, как и заседания руководящего комитета под председательством президента Марвана Сехнауи. Любая деятельность до встречи с папой Римским будет рассматриваться как акт неповиновения Святому Отцу». Это небывало резкое вразумление конфликтующего высшего рыцарства показало, что папа Римский берет на себя ответственность за этот процесс.

Впрочем, рыцари, участвовавшие во встрече с папой, ожидаемо сообщили в интервью изданию CNA самые благостные вести о том, что «встреча прошла в позитивной атмосфере», а папа «проявил внимание к их мнениям и вопросам». Теперь рыцарству остается только ждать папского решения. В конечном итоге станет ясно, сохранит ли он орден как преимущественно духовную общину, либо перенесет акцент на его гуманитарную деятельность через обширную сеть благотворительных организаций, разрастающихся под управлением этого суверенного образования без территории.

Форумы