Реформация в европейских странах

К оглавлению



Реформация в Пруссии и Ливонии

Вне Германии и Швейцарии реформация ранее всего была принята гроссмейстером Тевтонского ордена Альбрехтом Бравденбургским, который в 1525 секуляризировал орденские владения, превратив их в светское герцогство Прусское и введя в них лютеранскую реформация Из Пруссии реформация проникла в Ливонию.

Реформация в скандинавских странах.

В 20-х годах 16 в. лютеранство стало утверждаться в Дании и Швеции. И там, и тут реформация была соединена с политическими переворотами. Датский король Христиан II, под властью которого были соединены все скандинавские государства, с крайним неудовольствием смотрел на самостоятельность и могущество датской церкви и задумал воспользоваться Реформацией в интересах королевской власти. Находясь в родстве с курфюрстом саксонским и найдя сочувствие в кружке лиц, ставших на сторону Лютера, он отправил ректора одной из копенгагенских школ в Виттенберг с поручением выбрать проповедников для Дании. Вскоре после этого в Копенгаген прибыли лютеранские проповедники и начали распространять новое учение. Христиан II издал указ, запрещавший обращать внимание на папскую буллу против Лютера (1520), и даже пригласил в Копенгаген Карлштадта. Когда в Дании произошло восстание и Христиан был лишен власти, избранный на его место (1523) под именем Фридриха I герцог шлезвиг-гольштейн-ский обязался не допускать в церквах лютеранской проповеди; но уже в 1526 новый король возбудил против себя неудовольствие духовенства несоблюдением постов и выдачей своей дочери замуж за прусского герцога, только что переменившего веру и секуляризовавшего владения Тевтонского ордена. На сейме в Оденсе (1526-27) Фридрих I предложил духовенству получать утверждение в духовном сане и пожалование прелатурами не от папы, а от архиепископа Дании, и вносить в государственную казну деньги, раньше высылавшиеся в римскую курию; дворянство прибавило к этому требование не отдавать впредь земель под залог или в пользование церквам и монастырям. Епископы со своей стороны выразили желание, чтобы им дано было право наказывать отступавших от католических догматов. На это король не согласился, заявив, что «вера свободна» и что нельзя «заставить кого бы то ни было верить так или иначе». Вскоре затем Фридрих I начал назначать на епископские должности угодных ему лиц. В 1529 протестантизм утвердился в самой столице. Фридрих I сумел воспользоваться настроением партий, чтобы сделаться господином положения. Он стад отдавать в ленное владение дворянам монастыри, насильно изгоняя из них монахов, но в то же время не давал большой воли новым проповедникам, опасаясь настроения низших классов населения, продолжавших тяготеть к Христиану II. Так подготовлено было полное введениеРеформации в Дании, состоявшееся уже после смерти Фридриха I.

В Швеции Густав Ваза был возведен на престол народным движением, когда среди шведов. уже явились свои проповедники лютеранства -Олай и Лаврентий Петри и Лаврентий Андерсон. Густав Ваза, помышлявший о секуляризации церковных земель, стал оказывать покровительство лютеранам, начал, помимо папы, назначать на епископские места и поручил шведским реформаторам сделать перевод Библии. В 1527 он созвал в Вестеросе сейм с представителями городского и крестьянского сословий и потребовал, прежде всего, увеличения средств государственной казны. Встретив противодействие, он объявил, что отрекается от престола. Между сословиями начались распри; дело кончилось тем, что они согласились на нововведения, которых требовал король, пожертвовав ему духовенством. Епископам было вменено в обязанность помогать королю деньгами и передать ему свои замки и крепости; в распоряжение короля было отдано все церковное имущество, остававшееся § за вознаграждением духовных лиц; над монастырями был поставлен королевский чиновник, который должен был отбирать в казну излишек доходов с их имений и определять число монашествующих лиц. За свое содействие дворяне вознаграждались церковными и монастырскими ленами, отошедшими от них после 1454. Сначала король довольствовался частью доходов с церковных земель, но потом он наложил на них более тяжелые сборы, начав вместе с тем назначать священников помимо епископов и запретив последним(1533) производить какие бы то ни было Реформы в церкви без его согласия. В заключение он ввел в Швеции новую систему церковного устройства, учредив (1539) должность королевского ординатора и суперинтендента с правом назначать и сменять духовных лиц и ревизовать церковные учреждения, не исключая епископов (должность епископов была сохранена, но власть была ограничена консисториями; епископы стались и членами сейма).Реформация была введена в Швеции мирными средствами, и никто за веру казнен не был; даже очень редко подвергали удалению от должностей. Когда, однако, тяжелые налоги возбудили в народе неудовольствие, гам воспользовались некоторые духовные лица К дворяне, чтобы поднять мятеж, но он был скоро подавлен. Из Швеции лютеранство перешло и в Финляндию.

Реформация в Англии

По стопам королей датского и шведского вскоре пошел и король английский. Уже в конце средних веков существовала в Англии сильная национальная, политическая и национальная оппозиция против церкви, проявлявшаяся и в парламенте, но сдерживаемая правительством, которое старалось жить в мире с Римом. В некоторых кругах происходило еще с XIV в. и религиозное брожение.Были в Англии в самом начале 16 в. и настоящие предшественники реформации (напр.. Колет).

Когда в Германии и Швеции началась реформация, в Англии царствовал Генрих VIII, отнесшийся сначала крайне враждебно к новой «ереси»; но ссора с папой 'из-за развода с женой толкнула его на путь реформации.Однако при Генрихе VIII отторжение Англии от Рима не сопровождалось какой-либо ясной идеей о реформации церкви: в стране не нашлось человека, который мог бы сыграть роль Лютера, Цвингли |'или Кальвина. Люди, помогавшие Генриху VIII в его церковной политике - Томас Кромвель и Кранмер, первый в качестве канцлера, второй в качестве архиепископа Кентерберийского, - были лишены творческой идеи и не имели около себя кружка лиц, который ясно понимал бы цели и средства религиозной реформы. Сам король сначала думал только об ограничении папской власти в юридическом и финансовом отношениях. Первые попытки в этом смысле были сделаны в 1529-1530, когда парламентским статутом было запрещено духовным лицам приобретать папские диспенсации и лиценции на соединение нескольких бенефиций и жительство не в месте своего служения. Вскоре были уничтожены аннаты и было объявлено, что в случае папского интердикта никто не вправе приводить его в исполнение. Парламент в 1532-33 определил, что Англия -самостоятельное королевство, король - верховный -его глава в делах светских, и для религиозных дел ей достаточно собственного духовенства. Парламент 25-го года царствования Генриха VIII постановил, что противящийся папе не должен считаться еретиком, отменил апелляции к папе и уничтожил всякое его влияние на назначение архиепископов и епископов в Англии. Спрошенные (1534) по этому вопросу Оксфордский и Кембриджский университеты ответили, что по Св. Писанию римский епископ не имеет в Англии никакой особенной власти. Церковные собрания округов кентерберийского и йоркского составили постановления в том же смысле; аналогичные заявления были сделаны отдельными епископами, капитулами.деканами, приорами и т.п. В 1536 парламент прямо запретил под страхом наказания защищать папскую юрисдикцию в Англии. Вместо молитвы за папу было введено прошение «аb episcopi romani tyrannide libera nos, Domine!» («освободи нас. Господи, от тирании римского епископа»). С другой стороны, уже в 1531 Генрих VIII потребовал от духовенства, чтобы его признавали «единственным покровителем и верховным главой церкви и клира в Англии». Конвокация кентерберийского округа была смущена таким требованием и лишь после долгих колебаний согласилась признать короля протектором, господином и даже, насколько позволяет закон Христов, главой церкви. С последней оговоркой приняла новый королевский титул и йоркская конвокация, заявившая сначала, что в светских делах король и без того глава, в духовных же главенство его противно католической вере. В 1534 парламент актом о верховенстве (act of supremacy) объявил, что король есть единственный верховный на земле глава англиканской церкви и должен пользоваться всеми титулами, почестями, достоинствами, привилегиями, юрисдикцией и доходами, свойственными этому званию; ему предоставляется право и власть производить визитации, реформировать, исправлять, укрощать и подавлять заблуждения, ереси, злоупотребления и беспорядки.

Итак, в Англии Реформация началась схизмой; на первых порах, кроме перемены главы церкви, все остальное - догматы, обряды, церковное устройство - продолжало оставаться католическим. Скоро, однако, перед королем, признанным главой церкви, открылась возможность реформировать религию и произвести секуляризацию монастырской собственности. Последняя произвела целый переворот в поземельных и социальных отношениях Англии. Значительная часть конфискованных имений была роздана королем новому дворянству, это создало целый класс влиятельных защитников церковной перемены. Архиепископ Кранмер, сочувствовавший лютеранству, хотел произвести в англиканской церкви соответственные изменения, но ни король, ни высшее духовенство не обнаруживали к этому склонности. В царствование Генриха VIII изданы были четыре распоряжения о том, во что должны веровать его подданные: это были прежде всего «десять статей» 1536, затем «Наставление христианина» или епископская книга того же года, далее «шесть статей» 1539 и, наконец, «Необходимое учение и наставление христианина» или королевская книга 1544. При всем своем тяготении к католическим догматам и обрядам, Генрих VIII не был, однако, постоянен в своих решениях: он находился то под влиянием противников папства (Кромвеля, Кранмера), то под влиянием тайных папистов (епископа винчестерского Гардинера, кардинала Поля), и сообразно с этим менялись его взгляды, всегда находившие поддержку послушного парламента. В общем до падения Кромвеля (казненного в 1540) королевская политика имела более антикатолический характер, но «шесть статей» сильно склонялись к католическим понятиям и учреждениям, санкционируя даже монашеские обеты - после уничтожения монастырей. «Шесть статей» вводились с такой жестокостью, что их прозвали «кровавыми». Преследовались одинаково и паписты, и настоящие протестанты.

При преемнике Генриха VIII, Эдуарде VI, произошло окончательное установление англиканской церкви, продолжающей существовать, с небольшими изменениями, в том виде, какой она получила около 1550. Верховенство короля было сохранено, но «шесть статей» отменены и заменены новыми «статьями веры» (1552), к которым следует еще прибавить утвержденный парламентом «общий служебник». Догматическое учение англиканской церкви было приближено Кранмером к лютеранскому, но при королеве Елизавете в нем были сделаны изменения в кальвинистском смысле. В общем, англиканская церковь носит на себе следы компромисса между католицизмом и протестантизмом. В кратковременное (1553-1558) царствование Марии Кровавой сделана была попытка реставрации католицизма, сопровождавшаяся новым религиозным террором. Ее сестра Елизавета восстановила церковь своего отца и брата. В ее царствование стал развиваться пуританизм, из которого уже в восьмидесятых годах стало выделяться сектантство (будущие индепенденты). Таким образом в Англии наряду с королевской реформации произошла и реформация народная. Англиканская церковь, при создании которой Генрихом VIII и Эдуардом VI, как и при ее реставрации Елизаветой, первую роль играли мотивы нерелигиозного свойства, при известных условиях могла сделаться национальной, т.е. найти поддержку в народе, могла утвердиться в его жизни как церковь государственная; но она не была достаточно «очищена», чтобы удовлетворить настоящих протестантов, не была настолько проникнута внутренней религиозностью, чтобы действовать на ум и чувство отдельного человека. Она была создана скорее для удовлетворения известных потребностей государства, чем для удовлетворения духовных запросов личности.

Между тем Англия под конец тоже была задета религиозным движением века. Тем, кого католицизм более не удовлетворял, предстояло выбирать между англиканизмом и пуританизмом, между церковью, в основание которой были положены известные интересы, удобства, выгоды, задние мысли, и церковью, которая с необыкновенной последовательностью развивала в своем учении и осуществляла в своем устройстве слово Божие, как его понимали реформаторы 16 в. В политическом отношении англиканская реформация, обязанная своим происхождением короне, получила значение фактора, усиливавшего королевскую власть. Помимо того, что король делался главой церкви, Реформация ослабляла политическое могущество клира устранением из верхней палаты аббатов, стоявших во главе монастырей, а раздача секуляризованных имений светской аристократии на время и ее поставило в большую зависимость. В пуританизме, наоборот, развивался свободолюбивый дух кальвинизма, боровшегося в соседней Шотландии и на материке с королевским абсолютизмом. Решительное столкновение между епископальной церковью и пуританизмом произошло в Англии в 16 в., во время борьбы Стюартов с парламентами. История английской революции тесно связана с историей английской реформации

Все рассмотренные реформации, кроме швейцарских, имели монархический характер. Во второй половине 16 в. на сцену выступает кальвинизм, который в Шотландии и в Нидерландах побеждает католическую церковь, приняв революционный характер.

Реформация в Шотландии

Королевская власть в средние века была здесь слаба: феодальная аристократия отличалась особым духом независимости, чувством свободы проникнут был и простой народ. Царствовавшая здесь династия Стюартов находилась в постоянной борьбе со своими под-1 данными. Шотландские революции реформационного периода были лишь продолжением прежних восстаний; но с утверждением кальвинизма борьба шотландцев с королевской властью получила религиозный характер войны избранного народа Божия с идолопоклонническими государями и сопровождалась усвоением политических идей кальвинизма. В 1542 умер шотландский король Яков V, оставив только что родившуюся дочь Марию. Регентшей государства сделалась ее мать Мария из известной французской фамилии Гизов.

Еще при жизни Якова V из Германии и Англии стало проникать в Шотландию реформационное учение, но его последователей тоща же начали преследовать и казнить. Многие из них оставили родину; в их числе были историк и поэт Джордж Бьюкенен и профессор богословия Нокс, Когда во время регентства Марии Гиз Шотландия вела войну с Англией, правительство призвало на помощь французское войско, а после отражения английского нашествия удержало его в стране для целей внутренней политики. В эти-то годы и 1 выступил на сцену Нокс. Возвратившись из Женевы в 1555, Нокс нашел в Шотландии уже немало последователей Реформация и среди дворян, и в народе. Он стал проповедовать новое учение и организовывать его сторонников для общей церковной жизни и для предстоящей им борьбы. В 1557 несколько протестантских вельмож (их числе побочный брат королевы, впоследствии-граф Муррей) заключили между собой им», обязавшись отречься «от сонмища Антихриста с мерзостным суеверием его и идолослужением», дабы установить евангельскую, Иисуса Христа.

С религиозным мотивом у них соединялся и политический - недовольство регентшей, которая посредством брака своей дочери с французским дофином как бы хотела слить Шотландию и Францию воедино и, следуя французской политике, снова стала притеснять протестантов. К этому союзу стали присоединяться массы;

«Лорды конгрегации», как назывались инициаторы движения, потребовали правительницы и парламента восстановления «божественной формы первоначальной церкви», богослужения на родном языке по англиканскому общему служебнику» и выбора священников приходами, епископов - дворянством. Парламент на это не согласился; регентша, хлопотавшая о возведении своей дочери на английский престол, соединилась со сторонниками католической реакции на континенте для подавления ереси и в Шотландии. Это заставило шотландских протестантов обратиться за помощью к Елизавете (1559).

В стране началась бурная народная Реформация с иконоборческим характером, с разрушением и разграблением монастырей. Против «Христовой конгрегации» правительница выставила военную силу. Произошло междоусобие, в которое вмешалась Франция; английская королева со своей стороны оказала помощь ковенантерам, к которым присоединились и некоторые шотландские католики, боясь господства французов. «Лорды и общины шотландской церкви» решились отнять власть у регентши;

Нокс составил мемуар, в котором доказывал цитатами из Ветхого Завета, что низлагать идолопоклоннических правителей - дело, угодное Господу. Образовалось временное правительство; одним из членов его был Нокс. В 1560 враждующие партии примирились:по Эдинбургскому договору французские войска были выведены из Шотландии; парламент (или, вернее, конвент), состоявший в громадном большинстве из сторонников Реформация, ввел в Шотландии кальвинизм и произвел секуляризацию церковной собственности, распределив большую часть конфискованных земель между дворянами. Шотландская церковь, получившая название пресвитерианской, заимствовала из Женевы суровый режим кальвинизма и очень высоко поставила духовенство, управлявшее ею на своих синодах. Вследствие участия в шотландском реформационном движении дворянства республиканская организация шотландской церкви отличалась и аристократическим характером..

Реформация в Нидерландах

В Нидерланды Реформация проникла еще в первой половине 16 в. из Германии, но Карл V, строго соблюдавший здесь Вормский эдикт, подавил самыми жестокими мерами начавшееся лютеранское движение. В пятидесятых и шестидесятых годах в Нидерландах стал быстро распространяться кальвинизм, в то самое время, как началась и политическая оппозиция против деспотизма Филиппа II Испанского. Мало-помалу нидерландская Реформация превратилась в нидерландскую революцию, окончившуюся основанием голландской республики.

Реформация во Франции

Протестантизм появился во Франции еще в первой половине 16 в., но настоящее реформационное движение началось лишь в пятидесятых годах, причем французские протестанты были кальвинистами и получили название гугенотов. Особенность французского реформационного движения в социальном и политическом отношении заключалась в том, что им были охвачены главным образом дворянство и в некоторой степени горожане. Религиозная борьба приняла и здесь характер борьбы против королевского абсолютизма. Это была своего рода феодальная и муниципальная реакция, соединенная с попыткой ограничить королевскую власть генеральными штатами.

В 1516 по Болонскому конкордату папа уступил французскому королю право назначения на все высшие церковные должности в государстве, тем самым подчинив французскую церковь королевской власти. Когда Реформация в других странах обнаружила свою связь с народными движениями, Франциск I вооружился против Реформации, находя, что она опасна в политическом отношении и «служит не столько назиданию душ, сколько потрясению государств». И при нем, и при его сыне Генрихе II протестанты сильно преследовались, но число их росло. В 1555 во Франции существовала лишь одна правильно организованная кальвинистская община, а в 1559 их было уже около 2 тыс., и протестанты собрали свой первый синод (тайный) в Париже.

По смерти Генриха II при слабых и неспособных его преемниках королевская власть пришла в упадок, чем и воспользовались феодальные и муниципальные элементы, чтобы заявить свои притязания, соединившиеся с идеями кальвинизма. Но Реформация во Франции не удалось одержать победы над католицизмом, и королевская власть в конце концов вышла победительницей из политической борьбы. Примечательно, что протестантизм имел здесь аристократический характер, а крайнее демократическое движение шло под знаменем католицизма.

Реформация в Польше и Литве

В польско-литовском государстве Реформация тоже окончилась неудачей. Она нашла сочувствие лишь в наиболее зажиточной и образованной части шляхты, да в городах с немецким населением. Между шляхтой и духовенством возникла борьба из-за влияния в государстве, а также из-за церковных судов и десятины - борьба, которая была особенно сильна на сеймах середины 16 в., когда шляхта выбирала преимущественно протестантских послов. Это дало временный успех протестантизму, которому благоприятствовал и индифферентизм духовенства, мечтавшего о национальной церкви со своими соборами и народным языком в богослужении, но рьяно отстаивавшего свои привилегии. Силы польских протестантов были, однако, разъединены. В городах распространялось лютеранство, великопольская шляхта тяготела к исповеданию чешских братьев (гуситство), а малопольская стала принимать кальвинизм; но и в среде малопольской церкви гельветического исповедания в шестидесятых годах начался антитринитарный раскол. Королевская власть при Сигизмунде I строго преследовала нововеров;

Сигизмуид II Август относился к ним терпимо, и даже не раз делались попытки толкнуть его на путь Генриха VIII. Польская шляхта не сочувствовала лютеранству за его немецкое происхождение и его монархический характер; к ее стремлениям гораздо более подходил кальвинизм с его аристократическо-республиканским характером и допущением в церковное управление светского элемента в лице старейшин (сениоров).

Кальвин вступил в переписку с поляками, между которыми в середине пятидесятых годов возникла даже мысль о приглашении его в Польшу. В качестве устроителя церкви в Польше поляки пригласили своего соотечественника, кальвиниста Яна Лаского. Шляхетский характер польской Реформация явствует и из того, что право на религиозную свободу польские протестанты выводили из своей шляхетской вольности; реформируя церкви в своих имениях, помещики заставляли крестьян отдавать им самим десятину, которая прежде была вносима католическому клиру, и требовали, чтобы их подданные посещали протестантское богослужение. Рационалистическое сектантство в Польше тоже имело аристократический характер.Наибольшей силы польская Реформация достигла в пятидесятых и шестидесятых годах 16 в., а с семидесятых уже начинается католическая реакция.

В Литве Реформация имела ту же судьбу.

Реформация в Чехии и Венгрии

Оба эти государства в самом начале эпохи Реформация поступили под власть династии Габсбургов, во владениях которой при двух ближайших преемниках Карла V протестантизм распространялся почти беспрепятственно. Ко времени вступления на престол Рудольфа II (1576) почти все дворянство и почти все города Нижней и Верхней Австрии исповедовали протестантскую веру; протестантов было много и в Штирии, Каринтии, Крайне. Особенно были сильны гуситство в Чехии, а в Венгрии - лютеранство среди немецких колонистов (и отчасти среди славян) и кальвинизм среди мадьяр, вследствие чего он назывался здесь мадьярской верой.

В обеих странах протестантизм получил чисто политическую организацию. В Чехии в силу «грамоты величества» (1609) протестанты имели право выбирать себе 24 дефенсора, созывать своих представителей, содержать войско и налагать подати для его содержания. Эту грамоту Рудольф II дал чехам, чтобы удержать их за собой, когда остальные его подданные от него отложились: в Габсбургских владениях, как и в других государствах, происходила тогда борьба земских чинов с королевским абсолютизмом. Вскоре после того взаимные отношения сословий и короля обострились, и в Чехии произошло восстание, бывшее началом Тридцатилетней войны, во время которой чехи утратили политическую свободу и подверглись страшнейшей католической реакции. Судьба протестантизма в Венгрии была более благоприятной; он не был подавлен, как в Чехии, хотя и венгерским протестантам неоднократно приходилось выдерживать сильные гонения.

Реформация в Италии и Испании (с Португалией)

В южно-романских странах были лишь единичные отпадения от католической церкви, и Реформация не получила политического значения. В тридцатых годах среди кардиналов были люди (Контарини, Садолет), думавшие о реформе церкви и переписывавшиеся с Меланхтоном; даже в курии была партия, стремившаяся к примирению с протестантами; в 1538 была назначена особая комиссия для исправления церкви. Вышедшее в свет в 1540 сочинение «Del Beneficio del Cristo» было составлено в протестантском духе. Это движение было задавлено реакцией, начавшейся в сороковых годах.

В Испании связь с Германией, установившаяся вследствие избрания Карла V в императоры, содействовала распространению сочинений Лютера. В середине 16 в. здесь существовали тайные протестантские общины в Севилье, Вальядолиде и некоторых других местах. В 1558 г. властями было открыто случайно одно из таких протестантских сообществ. Инквизиция тотчас же произвела массу арестов, и Карл V, бывший тогда еще в живых, потребовал самого строгого наказания виновных. Сожжение осужденных инквизицией еретиков происходило в присутствии Филиппа II, его побочного брата Дон Хуана Австрийского и сына Дон Карлоса. Даже примас испанский, архиепископ Толедский Варфоломей Карранса, на руках которого скончался Карл V, был арестован (1559) за склонность к лютеранству, и только папское заступничество спасло его от костра. Такими энергичными мерами в самом начале своего царствования Филипп II сразу «очистил» Испанию от «еретиков». Отдельные случаи преследований за отпадение от католицизма встречались, впрочем, и в следующие годы.

Религиозные войны эпохи Реформации

Религиозная Реформация 16 в. вызвала целый ряд войн, как междоусобных, так и международных. За непродолжительными и имевшими местный характер религиозными войнами в Швейцарии и Германии в конце первой половины 16 в. наступает эпоха страшных религиозных войн, получивших международный характер, - эпоха, охватывающая собой целое столетие (считая от начала Шмалькальденской войны в 1546 до Вестфальского мира в помощь реакции был основан новый орден иезуитов (1540), учреждено верховное инквизиционное судилище в Риме (1542), организована строгая книжная цензура и созван Тридентский собор (1545), который позднее и произвел католическую Реформация Результатом ее был католицизм нового времени.

Перед началом Реформация католицизм был чем-то окоченевшим в официальном формализме; теперь он получил жизнь и движение. Это была не церковь 14 и 15 вв., которая не могла ни жить, ни умереть, а деятельная система, приспособляющаяся к обстоятельствам; это было уже не бессильное учреждение, которое искало помощи извне, не обнаруживая искреннего желания исправиться и обновиться, а стройная организация, которая стала пользоваться в обществе, ею же перевоспитанном, большим авторитетом и, умея фанатизировать массы, руководила ими в борьбе с протестантизмом. Педагогика и дипломатия были двумя великими орудиями, которыми действовала преобразованная церковь: дрессировать личность и заставлять ее служить чужим целям так, чтобы она сама этого не замечала, - это были два искусства, особенно отличавшие главных представителей возродившегося католицизма.

Католическая реакция имеет длинную и сложную историю, сущность которой всегда и везде была одна и та же. В культурно-социальном отношении это была история теологического и клерикального подавления независимой мысли и общественной свободы - подавления, в котором с представителями возрожденного и воинствующего католицизма соперничали иногда, но далеко не с такой ревностью и не с таким успехом представители протестантской нетерпимости и протестантского ригоризма.

Политическая история католической реакции сводится к образованию большого международного союза католических государств, к возбуждению в его членах вражды против протестантских стран, даже к вмешательству во внутренние дела этих последних. К главным политическим силам реакции -Испании и Австрии - с исхода 16 столетия присоединяется Польша, сделавшаяся операционным базисом католической церкви и против православия.

Форумы