Бухарев И.Н., прот. Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы. Октябрь

К оглавлению


 

1. Икона Кукузелисса. Эта икона находится на Афоне, в лавре св. Афанасия. Так названа она по имени св. подвижника XII века Иоанна Кукузеля. Однажды в субботу, после всенощного бдения, после того как пропел акафист Пресвятой Богородице, Иоанн сел против иконы и слегка задремал. «Радуйся, Иоанн! — вдруг произнес кроткий голос. — Пой и не переставай петь, Я не оставлю тебя». И Иоанн увидел в сиянии небесного света стоявшую пред ним Божию Матерь. Она положила в руку его златницу и стала невидима. Иоанн проснулся и увидел в своей руке златницу. Эта златница была привешена к иконе, и с тех пор стали совершаться чудеса как от иконы, так и от самой златницы.

Икона Псково-Покровская. Эта икона находится во Пскове, в Покровской церкви. Она написана на проломе стены в память чудесного избавления Пскова в 1581 году от упорной осады Польским королем Стефаном Баторием. На ней изображено бывшее тогда благочестивому старцу Дорофею чудесное явление Пресвятой Богородицы с преподобными Антонием Киево-Печерским и Корнилием Псковским, с благоверными князьями Василием Киевским, Гавриилом и Тимофеем Псковскими и Николаем-юродивым Псковским (об этом явлении чит. под 15-м августа в сказании о Псково-Печерской иконе). Икона эта названа Псково-Покровскою по месту своего нахождения и прославилась чудесами.

Икона, именуемая Барской. Она находится в Барском монастыре Могилевской епархии. В начале XVI столетия, когда поляки завладели городом Баром (иначе Ровом), монастырь был под их властью; но в 1793 году вся Подолия и монастырь с чудотворной иконой были возвращены обратно России. Барская икона очень древняя. Она привлекает к себе множество богомольцев не только православных, но и иноверных.

7. Икона Псково-Печерская Умиление. Эта икона прославилась вместе с иконой Успения спасением Пскова и Псково-Печерской обители от осады в 1581 году Польским королем Баторием. За несколько дней до осады Пскова было чудесное явление Пресвятой Богородицы благочестивому старцу Дорофею относительно предстоящего бедствия. Тогда был вызван архиепископом игумен Псково-Печерского монастыря Тихон с Псково-Печерскими иконами Успения и Умиления, чтобы совершать молебствия на указанных во время Своего явления Самой Богородицей местах. (О явлении Богородицы и об иконе Успения чит. под 15-м августа.) Помощью Пресвятой Богородицы город и обитель были спасены. Празднование Псково-Печерской иконе Умиления вместе с таковою же иконой Успения установлено в память избавления Пскова от нашествия французов в 1812 году. В этот день бывает крестный ход вокруг города.

9. Корсунская, иначе Ефесская, икона Божией Матери. Эта икона, как говорит предание, написана евангелистом Лукою. В 988 году, после крещения, принес ее из Корсуни, или Херсона, в Киев великий князь Владимир. По другому же сказанию, она принесена из Греции в Россию в конце XII века Предиславой, в монашестве Евфросинией, дочерью Полоцкого князя Георгия. Удалившись от мира, княжна основала в Полоцке девичью обитель. Слыша о писанных евангелистом Лукою иконах, она пожелала иметь такую икону и, после слезной молитвы об исполнении своего желания, отправила нарочного к Греческому императору Мануилу и патриарху Луке Хрисовергу с дарами и просьбою доставить ей икону из Ефеса. Император и патриарх исполнили желание св. княжны. В XIII веке икона сия принесена была дочерью князя Полоцкого Брячеслава Александрой, при вступлении ее в брак с князем Александром Невским, в Торопец Псковской епархии, где в Богородицком соборе стоит она и доселе. Есть несколько чудотворных списков с Корсунской иконы: в нижегородском Благовещенском соборе, писанная в 995 году, в приходских церквах города Корсуня Симбирской епархии и села Глинкова Владимирской епархии, близ Сергиевой лавры.

10. Икона Акафистная-Зографская. Эта св. икона прославилась по следующему случаю. Римские папы всячески старались подчинить своей власти православный Восток, и некоторые из Греческих императоров усердствовали помогать им в этом. Латинянам хотелось, чтобы св. Афонская гора, которая считалась оплотом Православия Греческой Церкви, ранее других мест подчинилась их папе. Явившись в обителях Святой горы, они начали всякими путями склонять иноков к подчинению. Были случаи увлечения, но большая часть иноков с твердостью обличали ревнителей папы в святотатственном присвоении им себе прав наместничества Христова. И Господь Сам и Его Пресвятая Матерь помогали инокам в борьбе с неправославием. Так, силой Божией, для вразумления, Ксиропотамская обитель, принявшая западных гостей с честью и раболепством, сотряслась и задавила многих латинян и иноков во время литургии; а близ Зографского монастыря, где подвизался в уединении некто старец, однажды, когда он пел акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконою, вдруг услышал голос от иконы: «Радуйся и ты, старец Божий!» Старец затрепетал от страха. «Не бойся, — продолжал голос от иконы, — но иди скорее в монастырь и объяви игумену и братии, что враги Сына Моего и Мои уже близко. Кто слаб в духе терпения, тот пусть скроется, пока пройдет искушение; но желающие страдальческих венцов пускай остаются». Старец поспешил в монастырь, но едва он вошел туда, как икона, от которой он слышал голос, уже явилась впереди его. Инок взял ее и с нею явился к игумену. Тогда чувствовавшие себя слабыми из братии скрылись в горы, а 26 иноков, в том числе настоятель и сам старец, остались в монастыре и заперлись в башне. Латиняне скоро явились и сначала словами стали убеждать отпереть монастырские ворота и признать папу главой всей Церкви и обещали за это всякие милости и много золота. «У нас глава Церкви — Христос, — отвечали иноки с башни, — и мы все скорее умрем, чем дозволим осквернить святость этого места вашим насилием». — «Так умирайте же!» — с яростью воскликнули латиняне и, обложив башню хворостом, зажгли; иноки, благословляя Бога, предали Ему свой дух. Это было в 1276 году 10-го октября. Икона, от которой старец слышал голос, находилась при страдальцах и найдена под пеплом совершенно невредимой. Она еще называется Предвозвестительницей.

11. Икона, именуемая Вододательницей. Об этой иконе нет сказания, известно только ее название.

12. Икона Иерусалимская. По преданию, она написана св. евангелистом Лукой в 15-е лето по вознесении Господнем. В 453 году она перенесена из Иерусалима в Царь-град Греческим царем Львом Великим и поставлена в храме Богородицы Пигии, т. е. источника; потом была перенесена во Влахернскую константинопольскую церковь. По случаю нашествия руссов на Херсон, или Корсунь, царь Лев VI Философ принес икону в 988 году в дар великому князю св. Владимиру, когда он покорил этот город и крестился в нем. Св. Владимир даровал святыню Корсунскую новгородцам по обращении их в христианскую веру. В новгородском Софийском соборе икона оставалась до покорения Новгорода царем Иоанном Васильевичем IV, который в 1571 году перенес ее в Москву, в Успенский собор. Во время нашествия Наполеона в 1812 году эта икона была похищена неизвестно кем и на место ее поставлен верный старинный список ее, взятый из дворцовой церкви Рождества Богородицы, что на Сенях. На полях сей иконы написаны кругом св. апостолы Петр и Павел, Иоанн, Лука, Симон, Филипп, Матфей, Марк, Иаков, Фома и Варфоломей, свв. мученики Прокопий, Георгий и Меркурий. Кроме этой иконы, есть и еще чудотворные Иерусалимские иконы: Иерусалимская, находящаяся в Кривоезерской пустыни. Кривоезерская пустынь находится в Костромской епархии. Икона написана одним благочестивым иноком сей обители — живописцем, который до вступления в монастырь был на военной службе при Петре I. Икона в первый раз прославилась исцелением девицы от водяной болезни. Однажды икону носили по деревням, и девица дала обет всюду ходить за нею. Более недели ходила, наконец так ослабела, что без чувств упала на землю в лесу. В это время ей представилось, что как будто кто ударил ее в бок острым орудием; затем подошла к ней необыкновенно прекрасная Дева и будила ее. Придя в себя, девица заметила, что место, где она лежала, и одежда ее — мокры; на боку у нее язвина, из которой текла вода; себя же почувствовала совершенно здоровой.

Иерусалимская, находящаяся в Покровской церкви Измаиловской богадельни, в Москве. Находящаяся здесь икона есть копия с подлинной в Успенском соборе, которая была поднесена в дар великому князю Владимиру в 988 году. Она прославилась в 1867 году во время свирепствовавшей холеры в подмосковных имениях. Жители села Коломенского надумали принести Иерусалимскую икону из Измаиловской богадельни для общественной молитвы о прекращении болезни. 15-е и 16-е сентября были днями этих молебствий. Пред иконою совершали молебствия и в храме, и пред домами крестьян, и во время крестного хода. И молитва была услышана: в селе Коломенском и в смежных селениях, Садовой слободе и Дьякове, холера не коснулась никого. А во время пребывания иконы в Дьякове получила исцеление от слепоты семилетняя девочка Елисавета, дочь раскольников села Сабурова. Эта Иерусалимская икона — очень большого размера, в 3 аршина вышины и 2 — ширины.

Икона Смоленская, что под Ярославлем. Эта икона находится в монастыре, в пяти верстах от Ярославля. Прославилась она в 1642 году, 12-го октября. Икона стояла в келье архимандрита Сергиевой лавры Адриана, и однажды ночью, во время легкого сна он слышит от нее голос: «Иду в пределы Ярославля, в ново-созданный монастырь во имя Мое». Архимандрит в великом ужасе проснулся и вскоре торжественно проводил икону в названный монастырь. Игумен того монастыря с братией вышел в сретение св. иконы с крестным ходом и поставил ее в церкви у царских врат, на правой стороне. От этой иконы было много чудотворений.

Икона Руденская. Сия св. икона явилась в 1687 году в местечке Рудне Могилевской епархии, а в октябре 1689 года тамошний священник Василий принес ее в Киев и поставил в церкви Печерского женского монастыря. По соединении же сего монастыря с Флоровским в 1712 году икона перенесена во Флоровский монастырь, что на Подоле.

Калужская икона. Явление сей иконы празднуется 2-го сентября. Чит. о ней там. 12-го же октября празднуется Калужской иконе в память избавления Калуги от французов. В этот день с иконой совершается крестный ход вокруг города.

Икона Ермаиская. Об этой иконе сказаний нет. Известно только, что Церковью положено празднование ей 12-го октября.

Икона Филермская. Икона Пресвятой Богородицы, известная под именем Одигитрии Филермской, по сказанию древнего предания, была написана святым евангелистом Лукой и им же препровождена в Египет к назореям, т. е. к лицам, посвятившим свою жизнь иноческому подвижничеству, откуда со временем она была перенесена в Иерусалим; а в V веке Греческая императрица Евдокия, супруга Феодосия Младшего, посещавшая святые места, перевезла эту икону в Константинополь, где она торжественно была поставлена во Влахернской церкви. Отсюда св. икона была взята в XIII веке западными христианами, когда они овладели Константинополем; после она досталась рыцарям Иоанна Иерусалимского, которые принесли ее с собой на остров Родос. Когда в начале XVII века этот остров был взят турками и рыцари переселились на Мальту, то туда перенесли с собою и Филермскую икону. В конце XVIII века, когда французы овладели Мальтой, то рыцари прибегли под покровительство Русского императора Павла I и избрали его своим великим магистром и защитником Мальтийского ордена. В то же время, в 1799 году, 12-го октября, они перенесли в Гатчину и чудотворную Филермскую икону Одигитрии вместе с частью древа Креста Господня и десной рукой славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Эта святыня внесена в Гатчинскую придворную церковь, а оттуда в С.-Петербург, в церковь Зимнего дворца. В 1800 году, 12-го октября установлено празднование в память перенесения из Мальты в Россию части Креста, чудотворной Филермской иконы Богородицы и правой руки Иоанна Крестителя.

13. Иверская икона. 13-го октября празднуется Иверской иконе в память прибытия ее в Москву с Афона. Икона была встречена с великим торжеством самим царем Алексеем Михайловичем с семейством, патриархом Иосифом, духовенством, боярами и множеством народа. Память же ее явления празднуется 12-го февраля. (Там чит. о ней.) От Иверской иконы в Москве произошло множество чудес. В 1880 году было замечательное исцеление от глухоты учителя музыки, протестанта. Это был человек ни во что не верующий; потеряв слух и прожив все, что им было приобретено, он решился на самоубийство. «Проходя мимо Иверских ворот, — писал в газетах исцеленный, — я увидел толпу народа, собравшегося вокруг кареты, в которой привезли в часовню икону Божией Матери. Во мне явилось неудержимое желание помолиться вместе с народом и приложиться к иконе. И вот я, дожив до 37 лет, в первый раз искренно перекрестился и упал на колени пред образом; — и что же случилось? Случилось поразительное чудо: я, считавшийся доселе врачами неизлечимо глухим, приложившись к иконе, в тот же момент получил способность слуха, так что не только резкие звуки, но и тихий говор стал слышать совершенно явственно...»

Еще ознаменовали себя чудесами следующие Иверские иконы, находящиеся:

в Святоезерском Богородицком Валдайском монастыре. Этот монастырь устроен патриархом Никоном, в бытность его митрополитом Новгородским, по образцу Иверского на Афонской горе. Икона в сем монастыре — новая копия с древней Иверской иконы. Икона украшена дорогой ризой;

в Молчанской Софрониевой пустыни. Сюда была принесена Иверская икона в 1713 году после особенного явления Богоматери сумским атаманом Лукианом Константиновым. Она стоит над царскими вратами. Во время пения соборных акафистов и для прикладывания ее торжественно спускают на шнурах;

в Моздоке, в Успенской церкви. Она привезена сюда из Осетии вместе с другими иконами, где прославилась многими чудесами. Предание говорит, что икона была прислана в Осетию из Грузии Грузинской царицей Тамарой, которая заботилась об обращении язычников и осетин, и что в конце XVIII века, когда в Моздоке была епископская кафедра и ее занимал Гай, какие-то осетины, ехавшие в Кизляр, остановились ночевать около Моздока. Почему-то они везли с собой Иверскую икону. Во время ужина они увидели, что от арбы, в которой находилась икона, исходит необыкновенный свет. Этот свет сиял всю ночь. Утром, когда осетины хотели ехать далее, волы с иконой не могли двинуться с места. Тогда один из осетин сказал, что он слышал какой-то голос, который повелевал оставить икону здесь. Так и сделали. Скоро слух о чудотворной иконе распространился между окрестными жителями, и народ толпами начал сходиться к ней. Тогда многие из осетин узнали прославившуюся по всей Осетии чудотворную икону. Епископ Гай, узнав о явлении иконы, устроил к ней крестный ход, а городские жители поспешили построить для нее часовню, затем — и храм. В 1791 году здесь был устроен женский монастырь, который существовал до 1800 года, когда, с упразднением епископской кафедры, был обращен в приходскую церковь. Моздокскую икону очень чтут черкесы, грузины, армяне и осетины. При болезнях или других каких несчастьях обращаются к ней с молитвой и вносят в дома и по вере получают просимое. Существует предание, что когда в 1840 году Шамиль, предводитель черкесов, был около Моздока, то ему и его войску явилась какая-то Женщина (Пресвятая Богородица) и запретила нападать на город.

Икона, именуемая Седмиезерной. Этой иконе празднуется 26-го июня. Чит. там о ней.

14. Яхромская икона. Чудотворная икона сия находится в мужском Косьмине монастыре Владимирской епархии, что в 60-ти верстах от Владимира, на реке Яхроме, или Яхреме. Икона сия явилась в 1482 году, 14-го октября благочестивому отроку Косьме, сопутствовавшему одному больному. Однажды остановились они на пути при потоке Яхремы, и больной, утомленный дорогой, крепко заснул. В это время Косьма увидел необыкновенный свет и услышал голос: «Внемли и разумей глаголы жизни, яви житие богоугодное и пожелай радости праведных, да насладишься вечных благ». Косьма увидел, что лучи света исходили от иконы Успения Богородицы, стоявшей на дереве. Отрок благоговейно взял святую икону и поднес к болящему, и тот немедленно получил исцеление. После сего Косьма тайно удалился от исцеленного, которому уже был не нужен, и пришел в Киев, в Печерскую обитель, где увидел подлинник обретенной им иконы. Здесь он принял монашеское пострижение и после многих лет, проведенных в иноческих подвигах, по тайному внушению Божию, удалился из Киева, взяв с собой икону, на то место, где она явилась ему. Здесь построил он церковь во имя Успения и, поставив в ней явленную икону, сам поселился при сей церкви. Впоследствии при этой церкви образовалась обитель, названная Косьминою в память ее основателя.

17. Икона, именуемая Прежде Рождества Дева. Об этой иконе сказаний нет. Известно только то, что она находится в Николаевском Песношском монастыре Московской епархии.

Икона, именуемая Избавительница. Эта икона сначала находилась на Афоне в Русском Пантелеимоновском монастыре; но в 1889 году, по завещанию архимандрита Макария, бывшего отцом и руководителем сего монастыря, была дарована Ново-Афонскому Симоно-Кананитскому монастырю на Кавказе, в благословение и в залог взаимной братской любви. Она прославилась чудесами, когда еще была келейной у схимонаха Мартиниана, известного своей подвижнической жизнью и скончавшегося в 1884 году. Икона малого размера, и старец в путешествиях всегда носил ее с собой. Однажды, находясь в епархии Спарты, он узнал, что на поля и леса жителей окрестных сел налетело страшное множество саранчи и ничем они не могут избавиться от нее; предложил жителям обратиться с молитвою к Пресвятой Богородице. По совершении литургии вынесли бывшую со старцем икону в поле и стали молиться. И саранча вдруг поднялась и полетела; затем появилось множество скворцов, которые совсем истребили оставшуюся. Были от нее еще чудеса.

Празднование иконе Избавительнице в 17-й день октября установлено в память чудесного спасения Государя Императора Александра III с Его семейством при крушении железнодорожного поезда.

22. Казанская икона. 22-го октября празднуется Казанской иконе в память избавления Москвы и всей России от поляков в 1612 году. Тяжелые годы переживала в то время Россия. С низвержением с престола царя Василия Иоанновича Шуйского род царей в России прекратился. Наступило междуцарствие, сопровождавшееся разными беззакониями, грабежами, убийствами и смутами. В Астрахани в то время явился самозванец, именовавший себя царевичем Димитрием и склонивший на свою сторону казаков и много темного, доверчивого народу. К тому же еще тогда поляки коварно овладели Москвой и многими русскими городами, а шведы взяли Новгород. Те и другие хотели поставить в России своего царя, и уже большинство русских людей признало своим царем Польского королевича Владислава. Но тяжело было верным сынам отечества на православном Русском престоле видеть царем чужеземца и иноверца. И тогда дружно ополчился русский народ и грудью встал на защиту и освобождение своей столицы и отечества. К Москве стали стягиваться ополчения из разных городов и местечек Русской земли. Прибыло ополчение и из города Казани, составленное князем Пожарским, и принесло с собою принадлежавший князю список с чудотворной иконы Божией Матери. С верою и упованием на милосердное заступничество Богоматери приняли ратники св. икону и при помощи Пресвятой Богородицы поразили поляков, отняли у них хорошо укрепленный ими Новодевичий монастырь, забрали много пленных и неоднократно побеждали их во многих столкновениях. Но не настало еще время окончательного спасения Руси от господства чужеземцев. Вскоре за успехами русских войск последовали вражда и раздоры между начальниками отдельных отрядов: своеволие, пьянство, грабежи и насилие казаков и некоторых ратников ополчения над окрестными жителями, вместо защиты подвергавшимися нападениям и обидам со стороны своих же войск.

В 1611 году, зимой, св. чудотворная Казанская икона Божией Матери была отправлена обратно в Казань, но на пути туда, в Ярославле, ее встретило ополчение из Нижнего Новгорода, собранное Мининым, над которым принял начальство князь Пожарский и которое, узнав о чудесах, совершенных от иконы в Москве, взяло ее с собою и постоянно молилось перед нею, прося усердную Небесную Заступницу рода христианского о ниспослании им помощи. Пресвятая Богородица явила Свою милость — взяла под Свой покров верных сынов отечества, и с Ее помощью Россия была спасена. Прибывшее к Москве с князем Пожарским ополчение встретило много непреодолимых для человеческих сил препятствий, а именно: нужно было взять хорошо укрепленный и упорно защищаемый поляками город, отбить подошедшее к Москве свежее, многочисленное польское войско, усмирить своеволие и буйство русских отрядов, встретивших прибывшее ополчение почти с ненавистью и выказывавших им лишь вражду и измену. Кроме того, отсутствие продовольствия в разоренной местности и недостаток оружия производили сильный упадок мужества в прибывшем войске. И многие из верных сынов отечества, теряя последнюю искру надежды, в глубокой горести восклицали: «Прости, свобода отечества! Прости, Кремль священный! Мы все сделали для твоего освобождения; но видно, Богу не угодно благословить наше оружие победой!» Решившись на последнюю попытку освободить дорогое отечество от врагов, но не надеясь на собственные силы, все войско и народ обратились с молитвою к Господу и Пречистой Его Матери, установив для сего особое торжественное молебствие и строго соблюдая трехдневный пост. Бог услышал молитвенный вопль пекущихся об отечестве и неприкосновенности Православной Церкви и явил им Свою милость. Находившемуся в тяжком плену у поляков в занятом ими московском Кремле, приехавшему в Россию с Греческим митрополитом Иеремией, больному архиепископу Елассонскому Арсению явился во сне преподобный Сергий и объявил, что, по молитвам Божией Матери и великих чудотворцев Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, Господь в следующий же день низложит врагов и возвратит спасенную Россию сынам ее, и для уверения в исполнении своих слов даровал Арсению исцеление. Ободренные радостной вестью, русские воины призвали на помощь Царицу Небесную и мужественно приступили к Москве и — 22-го октября 1612 года освободили Китай-город, а через два дня взяли и самый Кремль. Поляки бежали. На другой же день, в воскресенье, русское воинство и все жители Москвы, в благодарность за избавление свое от врагов, совершили торжественный крестный ход на Лобное место, неся чудотворную икону Божией Матери, священные хоругви и другие московские святыни. Духовная процессия эта была встречена из Кремля архиепископом Арсением с чудотворной Владимирской иконой Богоматери, сохраненной им в плену. Увидев сию икону, воины и народ преклонили колена и со слезами радости целовали святое изображение своей Заступницы. В память столь чудесного избавления Москвы от поляков, по соизволению царя Михаила Феодоровича и благословению отца его, митрополита, впоследствии патриарха Филарета, установлено Церковью ежегодно 22-го октября совершать в Москве празднование Казанской иконе Божией Матери с крестным ходом. Сначала крестный ход совершался в церковь Введения Божией Матери, на Лубянке, где находился дом князя Пожарского, а по устроении нового храма, в честь Казанской иконы Божией Матери, построенного на средства князя Пожарского (что ныне Казанский собор на Воскресенской площади), крестный ход уже совершается в собор. Туда же перенесена была самим князем Пожарским и чудотворная икона, бывшая с ним в рядах войска.

Кроме указанных под 8-м июля, чудотворные Казанские иконы находятся еще в следующих местах:

Казанская, находящаяся в Московском Симоновом монастыре. Эта икона была пожертвована в монастырь получившими ее благословение от епископа Воронежского Тихона. По сторонам ее изображены св. Тихон, ангел святителя, и Марфа, ангел сестры святителя — Марфы. Впервые прославилась она исцелением девицы — странницы Натальи, которой три раза являлась во сне икона, но она не знала, где ее найти. Наконец, явился ей во сне иеросхимонах Симонова монастыря Алексий с самим образом и сказал, что икона стоит в монастыре, в соборной церкви, на правой стороне. Икона была найдена, и больная после молитвы пред нею получила исцеление. Впоследствии в честь ее и для нее был устроен при соборном монастырском храме особый придел. От иконы было много чудес.

Казанская, находящаяся в Вышенской пустыни. Эта икона в 1812 году была привезена из Москвы в Тамбовский Вознесенский девичий монастырь монахиней Миропией, которая, по случаю разорения столицы, переселилась туда. Благочестивая старица три раза наяву слышала от иконы голос, повелевавший перенести ее в Вышенскую пустынь, и после ее смерти, по завещанию, икона была перенесена. Кроме многих исцелений от иконы, вышенские иноки иногда ночью видели разливавшийся от нее по церкви яркий свет.

Казанская, находящаяся в Высочинском Казанском монастыре. Так названа обитель по иконе, а икона — по селу Высочино, где она прославилась чудесами. Икона явилась в начале XVIII столетия, в царствование императора Петра I. Села Высочино тогда еще не было, а стоял тут казенный сосновый бор. На берегу болотистой реки Мжи, протекавшей среди бора и окруженной болотами, в избе жил сторож с семьей. Этому сторожу и явилась икона стоящей на болотистой кочке. От иконы исходили светлые лучи. Сторож с благоговением и молитвой взял ее и поставил в своей избе с иконами на полке. Тут икона скоро ознаменовала себя исходившим от нее солнце-подобным сиянием и при этом исцелением слепого и хромого старика, отца сторожа. Тогда отнесли икону в ближайшую церковь села Артюховки, но икона три раза возвращалась обратно в избу сторожа.

Народ, узнав о явленной иконе, стал во множестве приходить на поклонение ей, и многие получали исцеление и утешение. Тогда сотник Высочин, которому император за заслугу во время Полтавской битвы подарил землю с лесом — бором, где в избе сторожа стояла чудотворная икона, выстроил тут селение, которое было названо, по его фамилии, Высочино, и из села Артюховки перенес сюда церковь, куда и была поставлена чудотворная икона. Впоследствии здесь устроен был монастырь. И в монастыре от иконы было много чудес.

Казанская, находящаяся в Тамбовском кафедральном соборе. Эта икона богато украшена. Первым ее чудом были в 1695 году 6-го декабря во время всенощного бдения слезы, смочившие пелену и аналой.

Казанская, находящаяся в Темниковском Преображенском соборе. Она находилась в кладовой между негодной к употреблению утварью. Икона три раза являлась одной госпоже, страдавшей болью в ногах, и обещала исцеление, если она найдет ее. Больная потребовала, чтобы ее свезли в темниковский собор. Лишь увидела она икону в кладовой, как тотчас же почувствовала облегчение и, после молитвы, совершенно исцелилась.

Казанская, находящаяся в городе Вязниках. Стоит она в соборном храме. Эта икона ознаменовала себя чудесами в начале XVII столетия.

Казанская, находящаяся в Суздале. Стоит она в приходской Воскресенской церкви. Эту икону вследствие явления Самой Богородицы написал благочестивый инок Шартомского Николаевского монастыря Иоаким, живший в XVII столетии. Жил инок близ Казанской церкви в хижине, где и был погребен.

Икона Греческая-Андроникова. Эта икона с древних времен принадлежала к домашней святыне императора Андроника III Палеолога. В 1347 году была им пожертвована Монемвасийской обители в Морее, где пребывала до начала XIX столетия. Когда в 1821 году турки напали на Грецию и опустошили многие города, в том числе и Монемвасию (ныне Наполи или Наполи-ди-Романи); тогда настоятель монастыря, епископ Агапий, оставив все сокровища монастыря в руках неприятелей, спешил спасти только чудотворную Андроникову икону и скрылся с ней в городе Патрас. Пред смертью своей Агапий завещал эту святыню родственнику своему, русскому генеральному консулу Н. И. Власопуло, сын и наследник которого А. Н. Власопуло в 1839 году послал ее из Афин в С.-Петербург императору Николаю Павловичу. Здесь Андроникова икона стояла то в Зимнем дворце, то в Троицком соборе, что на Петербургской стороне. В 1877 году она перенесена в Казанский женский монастырь Тверской епархии, близ города Вышнего Волочка. На иконе на вые Пресвятой Богородицы с правой стороны видна рана с запекшейся кровью. На раме иконы находится серебряная пластинка со следующей греческой надписью: Сия всечестная, святая икона есть дар благочестивого царя Андроника Палеолога в Монемвасию. На поклонение сей иконе стекается множество богомольцев, особенно к 8-му июля и 22-му октября.

24. Икона, именуемая Всех скорбящих Радость. Эта икона впервые прославилась в 1688 году, в Москве, в Преображенской-Скорбященской церкви на Ордынке, исцелением родной сестры Патриарха Иоакима, Евфимии, которая так страдала от раны в боку, что видны были внутренности. Видя свое безнадежное положение, она только в молитве искала себе подкрепление и утешение. Особенно она взывала к Пресвятой Богородице о своем помиловании, и вот однажды во время молитвы она сделалась как бы вне себя и услышала голос: «Евфимия, почему ты не прибегаешь к общей для всех Исцелительнице?» — «Где же мне найти такую исцелительницу?» — спросила больная. «Есть в храме Преображения Сына Моего, — отвечал невидимый голос, — образ Мой, именуемый Всех скорбящих Радость. Он стоит на левой стороне в трапезе, где обыкновенно становятся женщины. Призови священника этой церкви с этим образом, и, когда он отслужит молебен с водосвятием, ты получишь исцеление. Исцелившись, не забывай Моего к тебе милосердия и исповедуй оное в прославление Сына Моего Иисуса Христа и Моего имени». Придя в себя, Евфимия узнала от родных, что действительно в храме Преображения на Ордынке есть икона Всех скорбящих Радость, попросила принести ее к себе в дом и после молебна пред нею получила исцеление. Это было 24-го октября, и с того времени, говорит составитель сказания о первом чуде от иконы, «иже с верою притекающие приемлют неоскудно исцеление: слепые прозрение, немые глаголание, глухие слышание, расслабленные благомощие и обидимые мщение, бесные целомудрие и неплодные жены неплодетва разрешение, и сосущие младенцы и малые отроки притекающие здравие приемлют, и различные очные болезни, многие же страхования и различные привидения наднесением сего многочудесного образа все упражняются и во всех печалях вспоможение приемлют. Поистине убо наречеся сей святой образ — всех скорбящих радость». Великая княгиня Наталья Алексеевна, сестра Петра Великого, очень благоговела к Скорбященской иконе и, сделав с нее список, в 1711 году, с переведением царской резиденции из Москвы в С.-Петербург, перевезла список в новую столицу и поставила в дворцовой церкви. В царствование императрицы Елисаветы Петровны был воздвигнут храм в честь иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость. Эта икона ознаменовала себя чудесами, и к ней прибегают для молитвы не только простые верующие, но и особы царствующего Дома. Перед нею молятся не только православные, но и неправославные люди. Икона весьма богато украшена царевной Наталией, императрицей Екатериной II, графиней Головкиной, графом Шереметевым и др.

Кроме того, есть еще следующие чудотворные иконы Всех скорбящих Радость:

в Киеве. Она стоит в Сретенской церкви.

в С.-Петербурге у стеклянного завода. Эта икона впервые прославилась в 1888 году 23-го июня, во время страшной грозы. Икона стояла в небольшой часовне у завода. Сюда она была пожертвована купцом Матвеевым, торговавшим на заводе. Рассказывают, что икона была прибита волнами к берегу Невы и принята купцом. Она представляет копию с иконы, привезенной из Москвы княгиней Наталией, письма простого. Во время грозы молния ударила в часовню, обожгла тут внутренние стены и большую часть икон. Коснулась иконы Скорбящих Радости, которая висела на шнуре в углу, и она, до сего времени бывшая с потемневшим от времени и копоти ликом, обновилась, просветлела и без всякого повреждения спустилась на землю, только шнур был обожжен. Невдалеке от нее валялась разбитая вдребезги кружка для сбора подаяний. Деньги были рассыпаны по полу, а двенадцать грошиков оказались очень плотно прильнувшими в различных направлениях к иконе. Слух разнесся по столице, и многие больные получили от иконы исцеление. Особенно поразительны были следующие два чуда: 6-го декабря в 1890 году был исцелен отрок Николай Грачев от ужасной болезни, признанной врачами неизлечимой. Больной уже был приготовлен к смерти, но ночью со 2-го на 3-е декабря, во время сна он услышал голос: «Николай!» — и увидел пред собой Пресвятую Богородицу, святителя Николая Чудотворца и еще неизвестного святителя в белом клобуке с крестом, и Пресвятая Богородица сказала ему: «Николай, поезжай в часовню, где упали монеты; и ты получишь исцеление, но раньше никому ничего не говори». Проснувшись, он убедительно стал просить свезти его в часовню. Как ни трудно было сделать это, сделали, и здесь во время молебна он получил исцеление. Вскоре после сего от иконы получила исцеление от чахотки г-жа Белоногова. Ей явился во сне, как она рассказывала, седенький старичок в черной рясе, подпоясанный кожаным поясом, похожий на святителя Николая, как его пишут на иконах, и приказал идти в часовню и отслужить молебен. В настоящее время, усердием богомольцев к иконе, устроен около часовни великолепный храм.

Икона Всех скорбящих Радость в Кирсановском Успенском соборе. Сюда ее перенесли в 1775 году Калужская икона Пресвятой Богородицы из города Керенска. Икона до 1800 года ничем себя не ознаменовала; но в этом году, 18-го марта, ночью мещанин Курилов, обкрадывая соборную церковь, хотел снять с иконы серебряный венец — единственное ее украшение; но едва протянул к венцу руку, как получил несколько ударов, один за другим, и в страхе и изнеможении упал на пол пред иконою. После сего от иконы стали совершаться чудеса.

Икона Всех скорбящих Радость в Тобольске, в Захарьевской церкви. Эту икону очень уважают в городе и носят по домам почти всего города. Никто из рыболовов не отплывет из Тобольска на низовья реки Оби, не приняв на свое судно иконы для молебна. Первым чудом, после которого особенно стали почитать икону, было спасение от неминуемой смерти купца Пиленкова, прихожанина церкви, где стоит икона. Однажды во время пути его по торговым делам лошади, испугавшись, свернули с дороги и понеслись, так что экипаж готов был разлететься вдребезги. Видя крайнюю опасность, Пиленков обратился с молитвою к Царице Небесной и дал обет в случае спасения устроить на Скорбященскую икону в своей приходской церкви новую ризу, и лошади мгновенно стихли и даже остановились. Было несколько случаев исцеления от этой иконы.

Икона Всех скорбящих Радость в селе Ивановском. Первое чудо от этой иконы было исцеление неизлечимой больной Петровой. Ей явилась во сне Сама Пресвятая Богородица и повелела отыскать икону Скорбящей, обещая исцеление. Больная нашла икону в церкви села Ивановского и после молебна получила исцеление. После Петровой от иконы получили исцеление и другие.

Икона, именуемая Численской. Эта икона известна только своим названием, и других сведений о ней не сохранилось.

Озерянская икона. Так называемая чудотворная икона Божией Матери находится в Харьковской епархии, в Преображенском Куряжском монастыре, стоящем от Харькова по дороге в Киев в 10-ти верстах. Икона сия явилась в конце XVI столетия на месте, называемом Озерянкой, в 35-ти верстах на юго-восток от Харькова, где впоследствии устроена была и пустынь, называемая Озерянской. Явилась и прославилась Озерянская икона следующим образом. Во время татарских набегов на Украину один крестьянин из села Озерянки вышел летом косить траву на лугу; вдруг под ударом косы послышался человеческий стон. Косец наклонился и увидел икону Божией Матери и пред нею горящую свечу. Икона была написана на холсте и от удара косы разрезалась на две половины. Крестьянин взял эти обе половины иконы со свечою, принес домой и поставил подле других икон. На другое утро с удивлением увидел он, что разрезанные части иконы соединились, и так плотно, что остался только самый слабый след разреза. От иконы стали совершаться многие чудеса.

В Озерянской пустыни пребывала святая икона до упразднения этой обители. Тогда икона перенесена была в Куряжский монастырь, а по закрытии и этого монастыря — в Харьков, в Покровскую церковь. Но когда Куряжский монастырь восстал из развалин в начале XIX века, то по прошению иноков того монастыря чудотворная икона была возвращена им и до сего времени пребывает там. На поклонение сей иконе стекается множество жителей из Харькова и его окрестных селений. Икона поставлена в Преображенской церкви внутри монастыря, стоящего на горе; летом для богомольцев переносят ее в церковь св. Онуфрия, стоящую под горой и устроенную на роднике. Родник находится под самым престолом, и из него по трубе вода проходит в устроенные недалеко от церкви купальни, в которых болящие нередко получают исцеление. 30-го октября ежегодно Озерянская икона приносится в Харьков и остается там до Фомина воскресенья. В этот день вторично празднуется Озерянской иконе.

Форумы