Бухарев И.Н., прот. Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы. Март

К оглавлению


 

3. Икона Волоколамская. О ней известно, что она явилась в 1677 г. и привезена из Москвы в Иосифов Волоколамский монастырь, почему и называется Волоколамской. Прославилась многими чудесами.

5. Икона, именуемая Воспитание. Список с сей иконы, тоже прославившийся чудотворениями, находится в Москве, в Казанском соборе. На ней Богоматерь изображается с Иисусом Христом, сидящим на левой Ее руке.Ченстоховская икона. Она находится в монастыре близ города Ченстохова, в 217-ти верстах от Варшавы, отчего самая икона и монастырь называются Ченстоховскими. Предание говорит, что икона сия написана св. евангелистом Лукою в Иерусалиме, где и находилась она первые три века. Св. царица Елена, обретшая крест Христов, в 326 году 6-го марта получила от верующих в дар сию икону и привезла в Константинополь, где она находилась около пяти веков. Из Константинополя перенесена была св. икона в Россию великим князем Львом, основателем города Львова, и поставлена в Бельзском замке, где прославилась чудесами. Так, когда татары, вторгнувшись в Россию, осадили замок Бельз, то икона была вынесена из храма и поставлена на городской стене для защиты города. Татары, стрелявшие в замок, попали стрелою в лик Богоматери на иконе, из которого истекла кровь, что остается видимым и доселе. В то же время вдруг спустилась на татар мгла, от которой они начали умирать в бесчисленном множестве, так что поспешили снять осаду замка. После сего чуда Владислав, князь Польский, в сонном видении слышал голос, повелевавший перенести икону из замка на Ясную гору, близ города Ченстохова. Он соорудил там монастырь и, в 1352 году перенеся туда чудотворную икону, отдал ее на хранение уже своим католическим монахам Паулинского ордена. Случилось, что на обитель напали гуситы, которые хотели похитить вместе с сокровищами и сию икону; но невидимая сила удержала ее — лошади с иконою не могли двинуться с места. В 1813 году, по взятии Ченстоховской крепости русскими, настоятель с братиею лавры поднес генералу Сакену список с Ченстоховской иконы. Император Александр I украсил список богатою ризою и поставил в С.-Петербурге, в Казанском соборе. Чудотворная Ченстоховская икона есть еще в слободе Верхняя Сыроватка. Полагают, что она принесена сюда из Ченстохова.

Шестоковская икона. По сохранившемуся преданию, эта икона в очень давнее время явилась в Москве, в доме некоего г. Скрипицына. Одна девица, так называемая простенькая, или блаженная, видела во сне, что в этом доме, в трубе печи находится икона Пресвятой Богородицы, и три раза заявляла о том домашним; но никто не обращал внимания на ее слова до тех пор, пока не увидели на шестке печи выпавший из трубы сверток холста.

Когда развернули сверток, то все пришли в благоговейный ужас: пред глазами их явилось прекрасное изображение Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем, на правой руке у Нее небольшой ожог — ясное доказательство, что икона была в огне и силою Божиею осталась невредимою. Икона была принята как драгоценный дар от Самого Господа, и все с благоговением почитали ее. Домовладелец благолепно украсил икону и по смерти своей передал своим детям в благословение с наименованием ее Шестоковскою, потому что она явилась на шестке. Неизвестно, когда икона была перенесена в село Шелтомежь Тверской губернии Кашинского уезда; но по древним актам видно, что владелец этого села секунд-майор Скрипицын просил в 1779 году у Тверского епископа Арсения благословение устроить каменный храм вместо деревянного, построенного еще в 1686 году, и что его родовая Шестоковская икона Божией Матери, перешедшая к его детям, была долгое время предметом споров и судебной тяжбы между наследниками. Известно также, что во все время от иконы изливались чудотворения; пред нею совершались молебны, и ее носили во многие места Тверской и Ярославской губерний. С 1851 года сия икона передана в неотъемлемую собственность церкви села Шелтомежи, где ради нее в 1887 году устроена женская Шестоковская община.

7. Икона Богородицы, именуемая Споручница грешных. Она находится в мужском Одринском монастыре Орловской епархии, где и прославилась чудотворениями в 40-х годах прошедшего столетия, и список с нее имеется в Москве, в Николо-Хамовнической церкви. В Москве в 1848 году икона прославилась виденным от нее светом по ночам, истечением мира и многими чудотворениями. На той и другой иконе Пресвятая Богородица и Младенец Иисус изображены в коронах.

Название иконы Божией Матери Споручницею служит выражением той многоразличной благодатной любви Ее к грешному роду человеческому, какую Она проявляла во все времена. Об этой любви говорит и надпись на иконе Божией Матери: «Аз Споручница грешных к Моему Сыну» и пр. Место, время и лицо, написавшее в первый раз изображение Божией Матери Споручницы грешных, неизвестны; но судя по украшениям на иконе (корона и звезды), можно с уверенностью сказать, что появилось оно в Малороссии или Белоруссии. В 40-х годах XIX столетия мы видим прославление иконы Споручницы грешных в местности, ближайшей к Малороссии, именно в Карачевском Николаевском Одринском монастыре. Там икона Божией Матери Споручницы грешных долгое время была в неизвестности, стояла в обветшавшей часовне и настолько потускнела, что трудно было прочесть надписи. Чудесное исцеление от нее, полученное двухлетним сыном купчихи Почепиной Тимофеем, страдавшим болезненными припадками, которые не уступали медицинским пособиям, побудило обратить на икону особенное внимание. Икона была взята из часовни, промыта и поставлена в монастыре. Затем много совершилось чудес от сей иконы. Благодатная сила Божией Матери проявилась еще в большей степени и ясности на списке с чудотворной иконы Одринского монастыря, привезенном в 1848 году в Москву одринским иеромонахом Смарагдом в дар от монастыря подполковнику Бонческулу за его гостеприимство, который жил в приходе св. Николая Чудотворца, что в Хамовниках. Привезенная копия была поставлена г. Бонческулом в домашнем иконостасе. В этом году первое исцеление от сей иконы получила купчиха Щербакова от болезни спинного мозга. В этом же году, в первый день Пасхи, г. Бонческул начал замечать, что находящаяся у него икона Божией Матери Споручницы грешных делалась весьма блестящею и как бы стеклянною, а во время молитвы его по иконе мелькал какой-то отблеск. Спустя около недели на иконе начали появляться благоуханные маслянистые капли, и все больные, пользовавшиеся ими, начали получать исцеление от болезней. Того же 1848 года, 30-го мая, Бонческул икону Божией Матери пожертвовал в приходскую Николо-Хамовническую церковь, где она и помещена была на аналое близ клироса. Вскоре странные явления начали происходить в алтаре той церкви, где она была поставлена: 2-го июня в алтаре, на горнем месте, ночью от 11 до 2 часов, видны были разные явления огня или света в виде звезд, то ярких, то тусклых. Это явление повторялось и в следующие дни, в те же часы, а с 4-го июня снова и в большем количестве стали появляться капли елея. По случаю необычайных явлений толпы народа, как ночью, так и днем, стекались к Николо-Хамовнической церкви — ночью для наблюдения за появлявшимся в алтаре церкви светом, а днем для совершения молебствий пред иконой. К прославлению иконы более всего послужили многочисленные чудеса, какие совершались от нее. Всех чудесных исцелений, меченных и записанных в течение первых шести лет, более 115. Списки с сей иконы распространились не только в церквах московских, сельских, но и в разных городах России и даже в Сибири, за Байкалом и Кяхте. В Кяхте икона Божией Матери Споручницы грешных, копия с Николо-Хамовнической иконы, прославилась чудотворениями, и в честь ее устроен придел в Троицком соборе.

9. Икона, именуемая Слово плоть бысть. На сей иконе Богоматерь изображается с Младенцем Иисусом, стоящим в обнаженном виде. Время и место явления иконы неизвестны.

10. Икона Свято-Ильинская. Место явления этой иконы неизвестно. Вторично ей празднуется 16-го апреля, где и чит. сведения о ней.

12. Римская, или Лиддская, икона. Святые апостолы Петр и Иоанн Богослов, прежде путешествия своего по отдаленным странам для проповеди слова Божия, благовествовали в местах, ближайших к Иерусалиму. Когда они обратили к христианской вере множество народа в городе Лидде, названном впоследствии Диосполем, тогда соорудили здесь храм во имя Пресвятой Девы Марии. Придя затем в Иерусалим, они просили Богоматерь посетить и Своим пришествием освятить и благословить этот храм, посвященный Ее имени. Пречистая Дева отвечала им: «Идите и радуйтесь; там и Я с вами буду». Когда пришли в Лидду и вошли в созданный ими храм, св. апостолы увидели на одном столбе образ Богоматери, видимо изображенный не человеческою рукою, но силою Божиею и представлявший истинное подобие святого лика и честных одежд Богородицы. Они с благоговением поклонились нерукотворенному образу и возблагодарили Господа. Потом Сама Богоматерь посетила Лиддскии храм и даровала образу Своему силу чудо-творения. В честь явления этого образа с древних времен установлено празднование 12-го марта.

Когда в IV веке богоотступник Юлиан воздвиг гонение на Церковь Христову и послал в Лидду сродника своего для уничтожения нерукотворенного образа Пресвятой Богородицы, тогда последовало новое чудо: каменотесы старались стесать священное изображение, но оно не сглаживалось, а еще более углублялось внутрь столба со всеми красками и очертаниями, так что они принуждены были оставить свою безуспешную работу. После сего со всех концов мира начали стекаться верующие в Лидду для поклонения нерукотворной иконе Богоматери.

В VIII столетии блаженный патриарх Герман путешествовал в Иерусалим для поклонения Животворящему Гробу и прочим святым местам. Быв в Лидде, он приказал иконописцу снять список с чудотворного образа Богородицы на доске и принес его с собою в Константинеполь, где хранил его как драгоценное сокровище. В то время Лев Исаврянин воздвиг на святые иконы гонение и низложил его как ревностного защитника икон. Изгнанный из церкви и из дома своего с бесчестием и заушениями, патриарх успел взять с собою свое сокровище — икону Богоматери, которая была написана для него в Лидде.

Когда святой Герман в изгнании своем почувствовал приближение смерти, то пожелал укрыть от гонителей икону Богоматери. Внутри иконы он вырезал место и вложил туда послание к Римскому папе Григорию, а самую икону пустил в море и с горькими слезами возгласил: «Иди, Владычица, и спасайся ныне не от Ирода в Египет, но от звероименного врага в Рим к благочестивым христианам, чтобы там укрыться вместе с Предвечным Младенцем от мерзостных рук иконоборческих; прейди сие великое и пространное море плаванием безбедным». Святой папа Григорий, получив извещение во сне о пришествии иконы, поплыл по Тибру для сретения ее со всем своим клиром. Прибыв к устью реки Тибра, все увидели св. икону, шествующую к ним по воде; папа Григорий принял ее на свои руки. Из письма в иконной доске он узнал о близкой кончине патриарха Германа и прослезился, что светильник веры угасает в изгнании. Папа пронес по всему городу икону Богоматери и поставил ее в церковь св. апостола Петра, внутри алтаря. Здесь Царица Небесная подавала чрез Свою икону много чудесных исцелений.

Когда в 842 году в Константинополе воцарился Михаил и восстановлено было иконопочитание, тогда Лиддская чудотворная икона в Риме на виду у всех начала сама собою колебаться на своем месте. Это дивное явление изумило и устрашило римлян. Однажды, когда сам папа Сергий был в церкви св. Петра на соборном служении, вдруг на глазах у всех чудотворная икона сильно задрожала и, отделившись от своего места, поднялась на воздух. Все бросились к алтарю с громкими восклицаниями и с поднятыми кверху руками, как бы желая предохранить от падения икону; но она тихо прошла по воздуху в церковные двери. Папа Сергий с клиром и народом последовали за нею и увидели, что она спустилась на воды реки Тибра и тихо поплыла по морю. С великою печалью все люди сопровождали икону по берегу; папа Сергий со слезами возопил: «Увы нам! Куда отходишь Ты от нас, о Царица и Госпожа! Боимся, чтоб и нас не постигла иконоборческая ересь, по причине которой Ты удалилась из Константинополя; не потому ли самому Ты удаляешься и от нас из Рима? О Всемогущая! Доколе не укротишь еретической бури, возмущающей Церковь Христову?» Долго смотрели римляне на отшествие святой иконы и разошлись уже тогда, когда она стала невидима. Вскоре чудотворная икона прибыла к Константинополю и остановилась в пристани против царских палат. Там взяли ее и принесли к царице Феодоре. Все думали, что эта одна из тех икон, которые во время гонения были брошены в море.

Еще прежде отшествия иконы император Михаил и патриарх Мефодий отправили в Рим известие о бывшем в Константинополе соборе и о восстановлении иконопочитания. Посланные, во время пребывания в Риме, слышали о чудесном отшествии отсюда иконы Богоматери, пущенной по морю патриархом Германом. Возвратившись в Константинополь, они сообщили о том царю Михаилу и матери его Феодоре. Тогда вспомнили об иконе, недавно обретенной в Константинопольской пристани, и невольно подумали: не из Рима ли она приплыла в пристань? Когда икону показали послам, прибывшим в Константинополь, — они тотчас ее узнали и засвидетельствовали, что это та самая икона, которая незадолго пред сим удалилась из Рима. Тогда император со всем двором и патриарх с духовенством взяли честную икону из царских палат и с крестным ходом и молебствием, в сопровождении всего народа, перенесли в Халкопратию и там поставили ее в церкви Пресвятой Богородицы. С тех пор Лиддская икона, по причине пребывания ее более ста лет в Риме, стала называться еще Римскою или Рымняныней. Чудесное явление ее в Константинополе празднуется 26-го июня.

13. Молдавская икона. Она находится в г. Николаеве в Спасо-Николаевском Молдавском мужском монастыре Херсонской епархии. На иконе Богоматерь изображается с Младенцем Иисусом, держащим руку у Своей главы.

14. Икона Феодоровская. По сказанию предания, она написана евангелистом Лукою. Она находится в костромском Успенском соборе. Первоначально находилась в Городецком Феодоровском монастыре, так называвшемся по имени Городца, города Нижегородской губернии, и храма там во имя св. Феодора Стратилата. При нашествии Батыя Городец вместе с другими городами был опустошен, жители же его перед тем бежали, а икону не успели взять с собою. Но она сама явилась в 1239 году костромскому князю Василию Георгиевичу в лесу, на дереве, во время охоты. Оказалось, что икона скрылась из Городца, и жителям Костромы виделось, как пред явлением князю нес ее по городу человек в богатой воинской одежде, очень схожий со св. великомучеником Феодором Стратилатом, как он изображается на иконах. Икона поставлена была в храме св. Феодора Стратилата в Костроме, отчего получила название Феодоровской. Князь брал с собою икону, идя против татар, которые устремились на Кострому, и враги были поражены необыкновенным сиянием от нее, пожигавшим, подобно огню, полчища их, так что они обратились в бегство. Спустя некоторое время соборная церковь, где находилась икона, сгорела, и некоторые из жителей видели икону, стоящую на воздухе над пламенем пожара. Все пали на землю, со слезами прося, чтобы Царица Небесная не оставила их без Своего покрова, и икона спустилась на землю и стала среди площади. В скором времени построена была новая каменная церковь вместо сгоревшей. Явление Феодоровской иконы празднуется 16-го августа, 14-го же марта празднование ей установлено в память избрания, в 1613 году, на царство предка ныне царствующего у нас Дома, юного Михаила Феодоровича Романова. Известно, что когда приглашали его на престол и он не решался было дать свое согласие, то архиепископ, взяв в руки сию икону, сказал ему с матерью: «Если не склоняетесь на милость ради нас, то послушайтесь ради чудотворного образа Царицы всех». И когда, наконец, было дано согласие, то мать его, старица Марфа Ивановна, подвела его к чудотворному Феодоровскому образу и, пав на колени, со слезами сказала: «Се Тебе, Пречистая Богородица, предаю чадо свое. По воле Твоей устрой полезное ему и всему православному христианству». Икона богато украшена дарами царя Михаила Феодоровича и матери его Марфы Ивановны. В Сызрани, в Вознесенском мужском монастыре есть чудотворная Феодоровская икона. Она явилась в 1713 году на источнике, куда не раз чудесно возвращалась. Поставленная в монастыре, ознаменовала себя многими чудесами.

19. Икона, именуемая Умиление, явилась в Смоленске в 1103 году. Другая чудотворная икона «Умиление» находится в Пскове, в Печерском монастыре. (См. под 15-м августа.) В 1585 году эта вторая икона украшена драгоценными камнями в память избавления Пскова от осады поляков под предводительством короля Батория. На иконе Пресвятая Богородица изображена взирающею с умилением на Младенца Иисуса, отчего и происходит ее название.

25. Чудотворная икона Благовещения находится в Москве, в Кремле, в Благовещенской церкви, на так называемом Житном дворе. Икона прославилась в царствование Иоанна Васильевича явлением одному узнику в Кремлевской башне изображенною на стене и освовождением его от казни. Императрица Анна Иоанновна, при вступлении на престол в 1731 году, соорудила храм во имя Благовещения, в честь сей чудотворной иконы так, чтобы та часть башни, на внутренней стороне которой существует икона, находилась внутри церкви.

Икона Боголюбская-Зимаровская. Эта икона находится в селе Зимарове Рязанской епархии. Предание говорит, что в бедственное для России время татарского ига икона сия была расколота татарами на две половины и брошена в кустарник. Там она сама по себе соединилась, но так, что одна половина осталась немного выше другой. Икона прославилась чудотворениями: в 1771 году избавлением от язвы и в 1848 году от холеры. В церковь села Зимарова она поступила в 1771 году. Изображение сей иконы — обыкновенное, Боголюбской.

26. Икона Мелетинская. О времени и месте явления сей иконы не сохранилось сказаний.

31. Икона Иверская. Сей иконе празднуется и 12-го февраля. Чит. о ней там.

Форумы