Выставка «Томас Бекет: убийство и создание святого» открывается в Британском музее

9 декабря 1170 года архиепископ Томас Беккет был убит в Кентерберийском соборе четырьмя рыцарями

ЛОНДОН. 29 декабря 1170 года архиепископ Томас Беккет был убит в Кентерберийском соборе четырьмя рыцарями, имевшими тесные связи с королем Англии Генрихом II, что привело к потрясению средневековой Европы.

Беккет был одной из самых влиятельных фигур своего времени, занимая пост королевского канцлера, а затем архиепископа Кентерберийского, примаса Католической Церкви Англии.

Первоначально двое мужчин, близкие друзья короля Генриха, вступили в ожесточенный спор с архиепископом Кентерберийским, который завершился его насильственной и публичной смертью — событием, которое вызвало шок по всей Европе и имело огромные политические последствия.

Специальная выставка в Британском музее, посвященная 850-летию со дня жестокого убийства архиепископа Кентерберийского, представляет бурный жизненный путь Томаса Беккета — от сына купца до архиепископа и от почитаемого святого до «предателя» в глазах короля Генриха VIII, начавшего в Англии Реформацию спустя 350 лет после гибели Беккета. Выставка будет открыта с 20 мая по 22 августа 2021 года.

Организаторы выставки поставили перед собой задачу — подойти ближе к Томасу Беккету как человеку, его убийству и легенде о нем через невероятное множество объектов, связанных с Беккетом — от иллюминированных манускриптов, некоторые из которых включают свидетельства очевидцев убийства, до украшений и священных реликвариев.

На выставке представлены предметы из коллекции Британского музея, а также важные заимствования из крупных коллекций Великобритании и других стран Европы, в том числе — целые средневековые витражи, впервые взятые во временное пользование из Кентерберийского собора, сообщает официальный сайт Британского музея.

В числе прочих экспонатов выставки — старинная шкатулка с изображением двух мужчин, убивающих Томаса Беккета, золотой кулон с изображением Томаса Бекета в образе архиепископа Кентерберийского с одной стороны и св.Иоанна Крестителя с ягненком — с другой. Также в экспозиции представлена алебастровая скульптура, изображающая убийство Томаса Беккета, созданная около 1450 года в Англии, и эмалированный реликварий с изображением убийства (внизу) и захоронения (вверху) Томаса Бекета, созданный в Лиможе, Франция, около 1210 года.

Кураторы выставки Ллойд де Бир и Наоми Спикман фактически заново расследуют обстоятельства печально известного преступления XII века.

Беккет был французским иммигрантом во втором поколении, родившимся около 1120 года в Чипсайде, в лондонском Сити, в семье Гилберта и Матильды, которые покинули Нормандию после нормандского завоевания Англии. Его отец был торговцем с хорошими связями, но семья не была ни чрезмерно богатой, ни могущественной. Беккета отправили в школу при монастыре Мертон, и после нескольких лет обучения в Париже он, в конце концов, получил через одного из друзей своего отца должность клирика Теобальда, тогдашнего архиепископа Кентерберийского. Современники описывали Беккета как умного, обаятельного и авторитетного человека, и в 1155 году он достиг наибольшего успеха. Признавая его таланты, Теобальд предложил Генриху II назначить Беккета канцлером Англии. Он и король быстро стали близкими друзьями, вместе охотились, играли и путешествовали по Англии.

Когда должность архиепископа Кентерберийского стала вакантной, Беккет был выдвинут на этот пост. Учитывая его образ жизни и репутацию, он был маловероятным кандидатом, но у короля были другие идеи. Генрих II очень хотел назначить на эту роль своего близкого друга, но, что особенно важно, он хотел, чтобы он продолжал занимать пост канцлера. С Беккетом на обеих должностях Генрих видел возможность добиться большей власти как над Церковью в Англии, так и над государством.

Томас Беккет был назначен архиепископом Кентерберийским 23 мая 1162 года и хиротонисан 3 июня. Однако в какой-то момент в течение оставшейся части этого года, вопреки желанию короля, Беккет ушел с поста канцлера. Его действия вбили клин между ним и королем, и это никогда не было исправлено. С этого момента отношения Беккета с Генрихом начали ухудшаться. Последовала серия споров по поводу разделения власти между короной и церковью. К 1164 году напряженность достигла рекордно высокого уровня, и в октябре Беккета вызвали на королевский совет и приказали лишить его всего личного имущества. Он отказался принять условия своего наказания и, опасаясь дальнейших последствий со стороны короля, бежал во Францию.

Беккет оставался в изгнании во Франции шесть лет. В это время Генрих проявил свою власть в Англии. Его самым вопиющим пренебрежением к авторитету своего старого друга было решение короновать своего сына Генриха Молодого королевской короной в июне 1170 года. Коронация была проведена давним врагом Беккета — архиепископом Йоркским.

Беккет обратился к Папе, и под значительным давлением Рима король Генрих согласился возобновить переговоры с Беккетом. После этого архиепископ и король впервые с 1164 года поговорили наедине, и Генрих пообещал восстановить права Беккета как архиепископа Кентерберийского. Бекета заверили, что он может безопасно вернуться в Англию. Однако его последним актом было наказание причастных к несанкционированной коронации. Перед отъездом из Франции Беккет издал три письма об отлучении от Церкви архиепископа Йоркского и еще двух епископов.

Беккет вернулся из изгнания 1 декабря 1170 года. Согласно сообщениям современников, его приветствовали ликующие толпы монахов и верующих, но он столкнулся с растущей враждебностью со стороны властей, лояльных королю.

Тем временем архиепископ Йоркский и епископы Лондона и Солсбери, разгневанные тем, что их отлучили от Церкви, отправились ко двору короля Генриха в Нормандию, где они рассказали королю о действиях Беккета. Генрих был возмущен. Его ярость побудила четырех рыцарей отправиться в Кентербери с целью расправиться с Беккетом.

Зверское убийство 29 декабря 1170 года Томаса Беккета, архиепископа Кентерберийского, от рук четырех рыцарей из свиты короля Генриха II бесчисленное количество раз изображалось в скульптуре, настенной живописи, витражах, миниатюрах рукописей и проч.

На выставке можно увидеть шокирующие сцены этого убийства, помещенные на фляжках, проданных паломникам, на ярко покрытых эмалью раках, сделанных для хранения реликвий Томаса Бекета, и даже на каменной купели, сделанной для приходской церкви в далекой Швеции.

Убийство архиепископа Реджинальдом Фитцерсом, Хью де Морвиллем, Ричардом Брито и Уильямом де Трейси вызвало возмущение по всей Европе и продолжает поражать людей даже сегодня.

«Что удивительно для события, которое произошло 850 лет назад, так это наша способность подробно рассказать о том, что произошло в день преступления», — отмечают организаторы выставки, которые рисуют образ убийц Беккета и выясняют, кем они были, а также уточняют загадочные обстоятельства их смерти.

За 20 лет, прошедших после смерти Беккета, о нем было написано как минимум 13 биографий. Все эти «Жития святого Фомы» были составлены людьми, которые либо знали Томаса Беккета лично, либо имели тесные связи с Католической Церковью. Пять житий были написаны очевидцами убийства, в том числе одно из них написал Эдвард Грим, единственный человек, который встал на защиту Беккета, когда рыцари напали на иерарха. За свои отважные усилия по защите архиепископа он получил удар мечом в руку во время убийства архиепископа.

Учитывая прошлое агиографов и их связи с Церковью, неудивительно, что биографы Томаса Беккета в целом изображают архиепископа Кентерберийского в положительном свете, в то время как король Генрих и его рыцари выступают как злодеи в этой истории.

В то же время, выставка отражает детали биографии Томаса Беккета. В частности, она показывает, что в молодости Беккет вел светский образ жизни, увлекаясь охотой, игрой в шахматы и даже иногда сражаясь в битвах. Но, несмотря на это, он обычно представлен в биографиях как образец добродетели, который всегда был уготован для будущей «святой славы». Напротив, четырех рыцарей агиографы критикуют как «людей Велиала [дьявола]», «хулиганов», «сумасшедших» и «мясников».

Самое раннее описание преступления было написано Иоанном Солсберийским, очевидцем и одним из ближайших советников архиепископа Кентерберийского. В начале 1171 года Иоанн написал письмо своему другу, епископу Пуатье, в котором подробно рассказал о кровавых подробностях убийства и удивительных чудесах, происходивших у гробницы Томаса Бекета.

Копии этого письма широко распространились, и позже Иоанн расширил его до полной биографии убиенного иерарха, которая была представлена ​​Папе Римскому как часть кампании за канонизацию архиепископа Томаса Беккета. Это произошло в феврале 1173 года, когда Папа Александр III официально объявил Беккета святым, что стало одной из самых быстрых канонизаций того времени.

Копию свидетельства Иоанна Солсберийского можно найти в собрании корреспонденции, связанной со спором вокруг личностей Томаса Беккета и короля Генриха после совершения преступления, предоставленной для выставки Британской библиотекой.

Одно из самых ранних известных изображений убийства Беккета непосредственно предшествует описанию Иоанна Солсберийского. Это живая и драматическая сцена, отличающаяся вниманием к деталям. Эта миниатюра рукописи создана в середине 1180-х годов

В верхней части миниатюры изображено, как обед Беккета прерывает прибытие рыцарей в его дворец в Кентербери. Они ждут за дверью, пока слуга объявляет об их приезде. Внизу, слева, изображено, как, преследуя архиепископа в соборе, рыцари сбивают его с ног. Стоя на коленях перед нападающими, Беккет получает удар по голове от рыцаря с красным щитом, в то время как Эдвард Грим, стоящий позади с крестообразным посохом, получает удар по руке. Между Беккетом и рыцарями на землю падает кусок окровавленного черепа архиепископа. Также изображен фрагмент орудия убийства.

Эту деталь — кусок сломанного меча — можно найти в нескольких свидетельствах очевидцев, как утверждает Грим: «Этим ударом сам меч разбился об пол». Средневековым паломникам в Кентербери предлагали поцеловать реликвию — обломок острия меча,

По мере того, как новость об убийстве Томаса Беккета распространилась по Европе, дурная слава стала уделом четырех рыцарей-убийц. Имена Фитцерса, Морвилля, Брито и Трейси стали печально известными, и их изображали почти так же часто, как и самого Беккета. Все рыцари происходили из высокопоставленных землевладельческих семей, имевших тесные связи с английской короной. Их решение арестовать Беккета, несомненно, было частью плана выслужиться перед королем Генрихом. Когда они добрались до Кентербери, они мало что сделали, чтобы скрыть свои личности или спрятаться в темноте. Архиепископ даже лично знал некоторых рыцарей. Так, он приветствовал по имени явившегося к нему Морвилля.

В изображениях сцены убийства количество присутствующих рыцарей и способ их изображения значительно различались, но иногда выделялся один из них. На этом изображении красный щит второго рыцаря украшен головой животного, явялющегося визуальным ключом к идентичности человека. Голова медведя — это намек на фамилию Реджинальда Фитцерса, которая переводится как «сын медведя». По словам некоторых биографов Беккета, Фитцерс был неофициальным лидером группы убийц, и голова медведя часто использовалась, чтобы выделить его. Видная роль Фитцерса была широко известна, и средневековые паломники в Кентербери могли даже купить и забрать домой значок в виде его орудия убийства. На выставке представлены хорошо сохранившиеся ножны для такого сувенира, которые включают небольшой щит с тиснеными головами четырех крошечных медведей. Этот знак паломника из свинцового сплава изготовлен в Англии около 1300-1400 гг.

Другой сувенир паломника также называет имя Фитцерса и описывает его причастность к преступлению. Это колба из оловянного сплава, предназначенная для хранения жидкости под названием «вода Святого Томаса» — смесь крови Беккета и воды, которую разливали монахи в Кентербери. Передняя и задняя стороны колбы украшены двумя сценами: одна — с восседанием Бекета на троне, другая — с изображением убийства архиепископа. Вокруг рамки надпись на латинском языке, которая переводится как «Реджинальд Фитцерс совершил мученическую смерть Томаса».

Что побудило рыцарей к действиям? Для многих смерть Беккета навсегда будет связана со знаменитой фразой, якобы произнесенной в ярости королем Генрихом II: «Кто избавит меня от этого назойливого священника?». Рыцари в пределах слышимости короля посчитали, что Генрих крайне недоволен архиепископом, и сговорились разобраться с Беккетом раз и навсегда. Взяв это на себя, они разработали план и направились в Кентербери.

Но, хотя эти события в целом верны, точные слова, сказанные королем Генрихом, никогда не будут известны наверняка; его известная фраза может быть прослежена до 1700-х годов. Ранние биографы Беккета приписывали королю несколько разных фраз, и, хотя их рассказы различаются, значение сказанного остается ясным. Генрих, охваченный гневом в отношении Беккета, хотел, чтобы весь двор услышал о его недовольстве. Трудно сказать, хотел ли он, чтобы кто-нибудь убил архиепископа, или же его придворные переусердствовали, желая исполнить пожелание монарха.

Гарнье из Пон-Сент-Максанса, французский биограф Беккета, который ездил в Кентербери, чтобы исследовать факты и даже брал интервью у сестры архиепископа, писал, что король Генрих сказал: «Человек, который ел мой хлеб, который пришел к моему двору бедным, и я его высоко поднял, — теперь он воздвигает пяту, чтобы пнуть меня по зубам! Он пристыдил мою родню, посрамил мое царство; горе в моем сердце, и никто не отомстил за меня!»

Хотя позже король Генрих дистанцировался от действий рыцарей, многие обвиняли его в смерти Беккета. Один из предметов, предоставленных для выставки, — купель из приходской церкви Лингсьё (Lyngsjö) на юге Швеции. Она показывает, что после преступления Генрих II считался его подстрекателем. Сделанная примерно в 1191 году купель в верхней половине чаши имеет изображение сцены убийства Беккета. Слева на троне сидит король, чье имя надписано: «REX: HRICVS» («Король Генрих»). Он указывает на рыцаря, приказывая ему присоединиться к остальным, которые уже начали атаковать архиепископа.

Появлениеизображения Генриха на купели из Lyngsjö поднимает вопрос о том, какое наказание ему и убийцам грозило за смерть Беккета. После преступления рыцари разгромили и разграбили дворец архиепископа Кентерберийского, вероятно, в поисках улик, которые они могли бы использовать против него. Затем они направились к замку Солтвуд, расположенному в 15 милях к югу от Кентербери. Оттуда они отправились в замок Кнаресборо в Йоркшире, где пробыли около года.

Удивительно, но рыцари вначале столкнулись с весьма незначительной негативной реакцией со стороны короля и, похоже, остались в покое во время своего пребывания в Кнаресборо. Однако за кулисами Генрих запретил их наследникам мужского пола унаследовать их собственность — это был серьезный удар.

Чтобы оправдать себя, рыцари направились в Рим к Папе, который приказал им отправиться в паломничество на Святую Землю. Считается, что все четверо погибли либо в Иерусалиме, либо по пути туда.

Вильгельм де Трейси оставил нам последний ключ к разгадке своего местонахождения — сохранившуюся хартию, датированную 1173 — 1174 годами, которая сейчас находится в библиотеке и архиве Кентерберийского собора. Грамота выдана ему в итальянском городе Козенца. Желая прощения за свою причастность к убийству, Трейси подарил подарки монахам Кентербери и просил их помолиться за его душу.

Что касается короля, его наказание было легким. Через два года после смерти Беккета он совершил публичное покаяние в нормандских городах Авранш и Кан. Впоследствии Папа Римский освободил Генриха от ответственности за любые проступки.

Но публичные демонстрации короля на этом не закончились. В июле 1174 года он столкнулся с величайшим испытанием своей власти — гражданской войной, развязанной его сыновьями и их матерью, его женой, Элеонорой Аквитанской. В разгар этой войны он, наконец, посетил Кентербери и место упокоения своего старого противника. В публичном унижении король прошел босиком по городу и преклонил колени перед гробницей Беккета в склепе собора. Он признал свою причастность к преступлению и был наказан монахами. На следующий день судьба Генриха решительно изменилась.

С тех пор король Генрих принял Беккета в качестве своего небесного покровителя. Он сделал множество подарков собору и регулярно посещал его в ходе паломничества.

В королевской грамоте, предоставленной для выставки Кентерберийским собором, Генрих II обещает вечно защищать права кентерберийских монахов. Грамота была утверждена большой печатью Генриха с великолепным восковым изображением короля, восседающего на троне с мечом в одной руке и державой в другой.

Несмотря на покаяние короля Генриха и личное одобрение им растущего культа Беккета, он никогда не мог избежать своей связи с убийством. Более поздняя генеалогия английских королей, предоставленная Британской библиотекой, показывает, что изображенные на миниатюре (около 1307–1327 гг.) король и архиепископ ведут жаркий спор. Сидя на троне слева, Генрих решительно нажимает пальцем на раскрытую ладонь, в то время как архиепископ в знак несогласия поднимает руку. Их спор стал определяющей чертой царствования короля Генриха II.

Форумы