• Источник:
  • Сергей Игнатов — специально для Седмицы.Ru

В Британском музее открывается выставка к 850-летию гибели архиепископа Томаса Бекета

Святой был убит в алтаре Кентерберийского собора по завуалированному приказу короля

 

ЛОНДОН. Одна из самых шокирующих глав средневековой истории, посвященная королевской семье, власти, святотатству и кровопролитию, будет представлена на первой в Великобритании крупной выставке о жизни, смерти и наследии архиепископа Томаса Беккета, которая откроется в Британском музее этой весной по случаю 850-летия его гибели, сообщаетtheguardian.

Один из главных ее экспонатов – витражное окно Кентерберийского собора, места зверского убийства священника четырьмя рыцарями, верными королю Генриху II, в 1170 году. Окно высотой 6 метров, одно из семи дошедших до наших дней «12 чудесных» окон, созданных в начале 1200-х годов, никогда ранее не покидало стен собора, и никто не видел его столь близко.

Выставка, посвященная 850-летию убийства архиепископа Беккета в Кентерберийском соборе, изначально планировалась на октябрь прошлого года, но была отложена из-за пандемии. Хартвиг ​​Фишер ( Hartwig Fischer) , директор Британского музея, выразил надежду, что выставка откроется 22 апреля и продлится четыре месяца. Помимо витража, на выставке «Томас Бекет: убийство и восшествие в святые» будут представлены богато украшенные реликварии, сувениры паломников, иллюстрированные средневековые рукописи, скульптуры, украшения, а также восковой слепок личной печати Беккета. Некоторые из этих редких экспонатов любезно предоставлены многими музеями и церковными организациями Великобритании и Европы – и впервые объединены единым замыслом под одной крышей.

«Гибель Томаса Беккета – это история подлинного преступления, – говорит Ллойд де Бир ( Lloyd de Beer) , второй куратор выставки. – Она весьма драматична, и посетители увидят все перипетии этого трагического сюжета. В нем есть место драме, славе, королевской власти, интригам, зависти, возмездию и, в конечном итоге, жестокому убийству, потрясшему Европу того времени».

Беккет был назначен архиепископом Кентерберийским в 1161 году своим другом королем Генрихом II, который надеялся обрести в нем союзника в борьбе за власть с церковью. Архиепископ вскоре стал чрезвычайно набожным, облачился во вретище, питался только хлебом и водой, пренебрегал богатством и стойко защищал веру. Однако вскоре он разошелся с королем во мнениях по вопросу верховенства церкви и государства, и вынужден был бежать из страны, спасаясь от обвинения в предательстве. Несколько лет спустя он вернулся, однако сразу разгневал Генриха, отлучив от церкви архиепископа Йоркского, союзника короля в его борьбе с властью Рима. В гневе Генрих якобы воскликнул «неужели никто не избавит меня от этого беспокойного священника?» – и был услышан придворными. 29 декабря 1170 года четыре рыцаря вошли в собор и зарубили Бекета мечами перед главным алтарем. Церковь сразу возвела его в мученики, канонизировала всего два года спустя, а его мощи стали величайшей святыней для паломников всей Европы. Три века спустя, во времена Реформации, король Генрих VIII ополчился на культ святого Фомы и приказал уничтожить раку с его мощами и сами мощи. Протестантский король осуждал почитание мощей святых, считая его идолопоклоннической католической традицией.

Витражи 12 «чудесных окон», из которых до наши дней дошли лишь семь, повествуют о чудесах, свершенных Святым Бекетов за три года после его мученической смерти. Окно, представленное на выставке, изображает чудесное исцеление слепого и увечного. Исследователи и реставраторы, занимавшиеся кропотливым демонтажом окна в Кентерберийском соборе и его доставкой в Британский музей, с удивлением обнаружили, что некоторые части витража 350 лет назад были по ошибке переставлены, и в результате нарушился правильный ход повествования. Ныне эта ошибка исправлена.

«Чудесные окна можно считать средневековыми аналогами иллюстрированных романов – они повествовали историю в картинках простым неграмотным прихожанам того времени, – говорит Леони Селигер ( Leonie Seliger) , директор отдела сохранения витражей в Кентерберийском соборе. – Они открывали паломникам в волнующий миг приближения к раке Святого Беккета обнадеживающие и воодушевляющие истории чудес, свершенных им. Ныне они числятся среди величайших сокровищ Кентерберийского собора».

«Томаса Бекета можно считать одной из самых стойких и противоречивых фигур Европы по сей день, – говорит Фишер, – однако его история его жизни никогда не воссоздавалась так наглядно и с такой исчерпывающей глубиной на британских выставках. В Британском музее собраны величайшие образцы средневековой религии и искусства со всего мира, и благодаря им создана уникальная среда для повествования об этой шокирующей главе в нашей истории».

 

Форумы