Восстановлена первоначальная цветовая гамма египетского храма греко-римской эпохи

Храм в Эсне, в 60 км к югу от Луксора, был украшен в основном в римскую эпоху, в I — III века по Р. Х.

ТЮБИНГЕН. Храм Эсны — это египетский храм греко-римской эпохи, оформленный в основном в римскую эпоху (I — III века по Р. Х.). До нашего времени сохранился только пронаос (передний вестибюль) храма; остальное было потеряно в средние века. The History blog рассказал об осуществляемой в настоящее время реставрации античного храма.

Храм находится в Эсне, в 60 км к югу от Луксора в Египте. Постройка из песчаника длиной 37 метров, шириной 20 метров и высотой 15 метров была возведена перед более древним зданием собственно храма при римском императоре Клавдии (41-54 гг. по Р. Х.) и, вероятно, полностью заслонила его.

Крышу пронаоса поддерживают 24 колонны, капители 18 отдельно стоящих колонн украшены различными растительными мотивами. «В египетской храмовой архитектуре это абсолютное исключение», — говорит тюбингенский египтолог Даниэль фон Реклингхаузен.

Работа над сложными украшениями постройки длилась, вероятно, на протяжении около 200 лет.

Храм Эсны славится своим «астрономическим» потолком и особенно иероглифическими надписями. Они считаются самым последним корпусом связных иероглифических текстов, который сохранился до нашего времени и описывает религиозные идеи того времени и культовые события, происходившие на этом месте.

Расположение храма в центре города, вероятно, способствовало тому, что его вестибюль был сохранен и не использовался в качестве карьера для строительных материалов, как другие древние постройки, в более поздние периоды истории Египта. Действительно, храм стал частью современного города. Дома и лачуги были построены прямо у некоторых его стен, в других местах он выступал из горы щебня, как это видно на открытках XIX — начала XX веков. В первой половине XIX века древняя постройка временно служила складом хлопка.

Надписи храма Эсны были изучены и задокументированы в 1960-х — 1970-х годах французским египтологом Сержем Сонероном, но храм в то время был покрыт такими толстыми слоями сажи, грязи и птичьего помета, что фотографии храма были сочтены излишней расточительностью, когда надписи были опубликованы.

В 2018 году была запущена совместная кампания Министерства древностей Египта и Института культур древнего Востока Тюбингенского университета с целью оказания помощи по очистке и консервации здания храма и создания полной фото-документации его надписей и декоративных элементов после удаления слоев грязи, скрывающей исходную полихромную краску.

Результаты работы стали подлинным откровением. Очистка выявила множество новых изображений, представляющих фазы луны, созвездия, детали одежды, а также надписи — все это было выполнено красками, а не в технике рельефа, поэтому Сонерон никогда так и не узнал, что они там были.

Раскрашенные надписи на астрономическом потолке обозначают названия ранее неизвестных египетских созвездий. При очистке капителей колонн были обнаружены замысловатые изображения виноградных лоз и финиковых пальм, поражающие своей правдоподобностью и информацией об исходной цветовой гамме храма — красном, желтом, зеленом, синем цветах.

Проект реставрации сегодня продолжает осуществляться даже в условиях пандемии COVID. Когда новые фрагменты храма очищают, их тщательно фотографируют и документируют.

 

Форумы