«Путь для рукоположения женщин в сан диакона открыт», — утверждает бразильский католический епископ

Эваристо Паскоаль Шпенглер участвовал в Синоде по проблемам Амазонии в Ватикане

ВАТИКАН. Бразильский католический епископ Эваристо Паскоаль Шпенглер призвал рукополагать женщин в диаконы для службы в регионе Амазонки. Епископ сказал, что изменения 2009 года, внесенные в свод канонического права Католической Церкви, могут стать основанием для разрешения рукоположения женщин-дьяконов, но ведущий специалист по каноническому праву в Ватикане оспорил эту идею.

Епископ Эваристо Паскоаль Шпенглер, член конгрегации францисканцев-миноритов, возглавляет территориальную прелатуру Марахо в Бразилии и участвовал в Синоде по Паназонскому региону, который проходил в Риме, передает Агентство католических новостей (CNA).

Во время пресс-конференции 25 октября Шпенглер сказал, что «есть путь, который открыт для рукоположения женщин», ссылаясь на документ 2009 года Папы Римского Бенедикта XVI.

Ссылаясь на роль женщин-лидеров, святых и учителей в истории Церкви, Шпенглер не объяснил теологических и сакраментальных препятствий на пути рукоположения женщин.

«Мы знаем, что в истории Церкви были женщины-дьяконы. Роль, которую следует расширить», — сказал епископ. Шпенглер подчеркнул, что каноническая возможность рукоположения женщин была создана Папой Бенедиктом в 2009 году.

«В 2009 году Папа внес изменения в канонический закон, согласно которому епископ, священник и дьякон получают свою миссию и способность действовать от имени Христа. Но это было изменено Папой Бенедиктом, который внес поправки в этот параграф, сказав, что с этого момента дьяконы больше не связаны с Христом, но могут служить народу Божьему через диаконат в литургии слова и в благотворительности», — сказал Шпенглер.

«Итак, мы понимаем, что есть путь, который открыт для рукоположения женщин».

Епископ ссылался на motu proprio Omnium Бенедикта от 2009 года в котором пересмотрены каноны 1008 и 1009 Кодекса канонического права.

В документе Бенедикта XVI отмечается, что некоторые формулировки в каноническом праве не в полной мере отражают учение Второго Ватиканского Собора о природе диаконата, и что Папа Иоанн Павел II уже обновил Катехизис Католической Церкви для решения той же проблемы. Документ Папы Бенедикта пересмотрел закон, чтобы подчеркнуть различие между диаконическим и священническим служением.

«Те, кто образован в статусе епископата или пресвитериата, получают миссию и способность действовать от лица Христа-Главы, тогда как дьяконы уполномочены служить народу Божьему в служениях Литургии, слова и благотворительности», — говорится в исправленном каноне 1009.

В то время как новая формулировка отражает, что дьяконы не действуют от лица Христа через служение Мессы, Папа Бенедикт оставил нетронутой каноническую формулировку, которая отражает единство таинства священства всех трех степеней — дьякона, священника и епископа.

Реформы Бенедикта XVI оставили в силе основное положение канона 1024, в котором говорится, что «только крещеный мужчина действительно получает священное посвящение».

Секретарь Папского совета по законодательным текстам епископ Хуан Игнасио Арриета Очоа сказал, что Папа Бенедикт внес изменения в канонический закон, чтобы «лучше различать служение священников и дьяконов». «Канон был изменен, чтобы отразить катехизис», — добавил он. «В отношении женщин ничего не сказано и не отмечено», — сказала Ариетта Очоа.

Епископ Арриета упомянул, что Папа Франциск создал в 2016 году комиссию по изучению вопроса о возможности женского диаконата, которая до сих пор не пришла к окончательному выводу. Ранее в этом году Папа сказал, что, хотя нет единого мнения по вопросам, связанным с этой проблемой, вопрос будет изучаться далее.

Между тем, епископ Шпенглер также сказал: «Мы знаем, что в истории Церкви были женщины-дьяконы. Роль, которая должна быть расширена — дьякониссы — и вопрос, как включить их в Церковь».

Однако еще в мае Папа Франциск сказал, что дьяконы, описанные апостолом Павлом в Новом Завете и теперь упоминаемые Шпенглером, на самом деле не могут быть восприняты как эквивалент современного сакраментального понятия диаконата.

В документе 2002 года, опубликованном Международной теологической комиссией, сделан вывод о том, что дьяконы-женщины в ранней Церкви не выполняли те же функции, что и дьяконы-мужчины, и не имели «литургических функций» и не были сакраментальными. Документ также подчеркивает, что даже в четвертом веке «образ жизни дьяконисс был очень похож на образ жизни монахинь».

«Формулы женского дьяконского «рукоположения», найденные к настоящему времени, согласно выводам комиссии, не совпадают с теми, которые существовали для рукоположения дьякона мужского пола, и более похожи на то, что сегодня относится к благословению на игуменство», — сказал Франциск во время пресс-конференции в полете, возвращаясь из Северной Македонии и Болгарии.

«Для диаконата женского пола есть способ представить его с точки зрения, отличной от диаконата мужского пола», — сказал Папа, настаивая на том, что этот вопрос требует дальнейшего изучения.

Между тем, епископ Шпенглер не упомянул ни Папу Франциска, ни комиссию по изучению женщин-дьяконов, выступая в пятницу, 25 октября.

Во время пресс-конференции несколько журналистов буквально застонали, когда Шпенглера спросили о сакраментальном богословии Церкви и ее ограничении рукоположения только для мужчин.

Форумы