Американский священник считает, что Папа Франциск приносит украинских униатов в жертву развитию отношений с Русской Церковью

Об этом в статье для «Catholic Herald» пишет Раймонд де Соуза

ЛОНДОН. В последние годы отношения между крупнейшей из восточных католических церквей — Украинской греко-католической церковью (УГКЦ) — и Святым Престолом в настоящее время напряжены, поскольку униаты упрекают Ватикан в том, что папство не оказывает им должной поддержки «перед лицом российской агрессии против Украины в целом и УГКЦ в частности». Об этом пишет в своей статье для издания британских католиков «Catholic Herald» Раймонд де Соуза ( Raymond J. de Souza), священник архиепископии Кингстон, Онтарио, и главный редактор издания convivium.ca.

По его мнению, украинские католики считают, что Святой Престол хочет поддерживать хорошие отношения с Русской Православной Церковью, которая якобы тесно связана с Российским президентом Владимиром Путиным. Следствием этого является то, что Святой Престол «не слишком сильно протестует против агрессии Путина в Украине», утверждают украинские греко-католики. 

Два события, которые произошли в мае, как считает Раймонд де Соуза, дают основания предполагать, что трудные отношения между Ватиканом и униатами Украины еще нескоро не будут улучшены.

Во-первых, недавно была проведена консистория для номинации новых кардиналов. Список из 11 новых кардиналов открывал Луис Рафаэль I Сако, патриарх Вавилонский и глава Халдейской католической церкви, главной восточной католической церкви Ирака. Возведение халдо-католического патриарха в достоинство кардинала рассматривалось экспертами как знак солидарности со страждущими иракскими католиками. 

В 2016 году Папа Франциск сделал аналогичную вещь и для Сирии, хотя в то время он выбрал для возведения в достоинство кардинала не действительно сирийского по происхождению епископа, а итальянца, служившего нунцием в Дамаске. 

Однако в ходе пяти консисторий, которые созывал для создания новых кардиналов Папа Франциск, он всякий раз обходил Святослава Шевчука, главе УГКЦ и верховного архиепископа Киевского и Галицкого. Предшественники Шевчука, начиная с середины ХХ в., времени, когда УГКЦ была ликвидирована Сталиным, но фактически продолжала существовать в эмиграции и подполье, все были кардиналами. 

Папа Франциск намечает новый курс в выборе кардиналов, но, даже учитывая своеобразный характер их избрания в настоящее время, очевидно, что «страдания» местных Церквей и их народов благоприятствуют возведению в достоинство кардинала их католических лидеров. То, что Украина была вновь пропущена в пятый раз за последние пять лет, свидетельствует о том, что голос украинцев меньше резонирует в Риме, чем возражения со стороны православных русских, которые считают само существование УГКЦ оскорблением своей церковной традиции. 

Второй признак того, что отношения УГКЦ и Святого Престола отличаются сложностью, как утверждает де Соуза, проявился, когда Папа Франциск принял делегацию Русской Православной Церкви во главе с митрополитом Иларионом, председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Во время встречи Папа Франциск выступил с обращением, которое было тепло встречено и поддержано русскими православными. Понтифик тогда заявил, что никогда не допустит раскола в Русской Церкви и признает в ней только Московский Патриархат. 

На Украине сегодня предпринимается попытка создать новую поместную Православную Церковь, независимую от Москвы. Этот проект поддерживается украинским правительством, напоминает де Соуза. УГКЦ поддерживает усилия по созданию нового православного патриархата на Украине, автокефального и независимого от Москвы. «Это разгневало русских православных, поэтому они были очень рады услышать, что Святой Отец - по крайней мере, на словах встал на их сторону», — отмечает автор статьи в «Catholic Herald»

«Католическая Церковь, католические церкви не должны участвовать ни во внутренних делах Русской Православной Церкви, ни в политических вопросах», — сказал Папа Франциск. «Это мое отношение и отношение Святого Престола сегодня. А те, кто вмешиваются, не повинуются Святому Престолу», — резюмировал понтифик. 

«Кого в данном случае мог иметь в виду Папа Франциск? Русские православные, безусловно, пришли к выводу, что Святой Отец говорил об УГКЦ и Шевчуке. Трудно думать о каком-либо другом правдоподобном кандидате с учетом нынешних обстоятельств», — пишет де Соуза. 

«В последние годы Ватиканское сдерживание по отношению к УГКЦ или терпимость к нападкам на УГКЦ со стороны русских православных считались частью цены, требуемой Московским Патриархатом для встречи с Папой Франциском — в чем ранее было отказано святому Иоанну Павлу II. Эта историческая встреча состоялась в Гаване в феврале 2016 года», — отмечает американский священник. «Вопрос в том, потребуют ли новые отношения между Святым Престолом и Русским Православием постоянных напряженных отношений между католиками, а именно Святым Престолом и восточными католиками из УГКЦ. Недавние события говорят о том, что будет так».

Форумы